08 авг 2007

"АФРИКАНСКИЙ" ТЯЖЕЛЯК В РАЗГАР ЛЕТА

Лето - время жаркое. В первую очередь - благодаря температурам окружающих пространств. А ещё - летом наступает страдная пора для всевозможных рок-фестивалей. Преимущественно, благодаря всё тем же температурам, на открытом воздухе. Увы, на Алтае такая традиция не прижилась. Хотя потуги были. Вспомните катунские "роки на быстрой реке" на стыке миллениумов! Но не беда! Нет возможности вытянуть open air - можно устроить оттяг и в помещении. Пусть в закрытом - зато прилично кондиционированном.

Итак, время - 1 августа 2007 года, 18.00. Место действия - клуб "Африка". У входа в клуб - бодрая тусовка длинноволосых мэнов, по внешности коих легко сориентироваться в их музыкальных пристрастиях. Дев тоже достаточно, только они, в подавляющем большинстве своём, похожи на групиз (англ. groupies - фанатки, следующие за своими кумирами и готовые ради одного прикосновения к ним пожертвовать и честью, и жизнью).

Первый плюс - более чем демократичные цены на билеты (130 рублей в день представления, 100 - в предварительной продаже). Второй позитивный момент - концерт начали в 18.22. Не существенная задержка мероприятия, по сравнению с другими подобными акциями.

И первые на сцене - ПАРТИЗАНЫ из славного райцентра Павловска. Давно зная эту группу, я был немного удивлён. У них формат маленько другой. Они светлы, но с готичной грустинкой. Их направление - скорее love rock, нежели metal. И вообще начинать с них такой бедлам было просто нелепо. ПАРТИЗАНЫ скорее прозвучали бы и выглядели логичней, если бы ими организаторы "лирически отступили" где-то посередине. В общем, старт оказался не очень внятным.

Зато вырвавшиеся на сцену CROMLECH сразу расставили всё и для всех по местам. Не парясь на тему правильного звука (а его практически на концерте и не было, но об этом - ниже), парни стали рубить прямолинейный old school death. Откровенный, как истина, и "сырой" в лучшем смысле этого слова. Под атакующие риффы несколько скинхэдов бросились слэмовать от всего тела. Но - только внизу. Ныряющих с авансцены на головы публики замечено не было. И это было только разминкой.

АРМАТУРА (Славгород - Яровое) значились в афише, как хэдлайнеры. Но время отправления поезда заставило выпустить их на сцену не в завершении концерта, а третьим номером. Играли они этим вечером самый длинный сет. И, как и подобает хэдлайнерам - убедительно и бескомпромиссно. А вот фактура поведения на сцене и соответствия внешней формы не вполне соответствовали содержанию музыки. О текстах промолчим: их если у кого из всех участников данной party и можно было разобрать - так это у ПАРТИЗАН. Так вот: здесь даже при кристальной отстройке аппарата тексты без подстрочника не поняли бы даже семи пядей во лбу лингвисты. Ведь АРМАТУРА - это brutal gore grind metal. Или кто-то может опровергнуть меня и убедить в том, что напрямую, не обращаясь к вкладышам-буклетам, смогли расслышать не только рык, но и смысл песен CANNIBAL CORPSE, DEICIDE и ранних CARCASS и NAPALM DEATH?.. Хотя бы со студийных CD. Но да это уже - частности:

А вот тем самым "лирическим отступом", на месте которого хорошо могли бы выглядеть (и, возможно - "выслышать") партизаны, было нечто невообразимое по имени ДИЗЕЛЬ. В афише они спозиционированы, как "трэшеры". На самом деле это выглядело так: несколько обычных пареньков - как фон фронтмэна в шапке, принадлежность которой можно отнести как к моджахедско-ваххабитской, так и ОМОНовской, форме. Только несмотря на камуфлированные штаны, вокалист был похож больше на привидение из повестей Астрид Лидгрен о Малыше и Карлсоне. Дикое, только без мотора, и абсолютно несимпатичное. К тому же, неужели вокалист не знает такой акустической закономерности: если говорить в микрофон через тряпку - это не только искажает голос, но ещё и усложняет его восприятие? Поэтому текст, который, полагаю, является доминантой и квинтэссенцией ДИЗЕЛЕЙ, - до слушателя не дошёл. А о музыке и говорить не стоит: Её попросту не было.

И поэтому ТИАРА прозвучала, как спасение. Материал ребята подают фактурно и харизматично. Играют, хоть и без приставки "высоко", но всё же техничный heavy metal. А, судя по едва пробивающимся текстам, и брезжащему в них смыслу - музыканты преданно служат направлению. Здесь и мечи, служащие правым силам Вселенной, и огонь, как символ очищения (ну куда же деться от влияния!?), и ещё многое другое, что можно отнести к святыням религии heavy. И может ТИАРА с этим бесхитростным багажом далеко пойти, если милиция вовремя не остановит (шутка). И в этот вечер они выглядели убедительнее других.

Ещё один матёрый и достойный коллектив - ZЛОБА. Почти четыре года они пребывали в творческом отпуске. И вот - воспряли из небытия. И теперь это - более зрелый и прямолинейный альтернативный рок с приставкой angry (а что ещё, по логике, может играть группа с таким названием?). О брэндовости проекта говорить пока рановато, а вот культовый статус благодаря описываемому действу, и ре-юнионом на прошедшем немногим ранее байк-шоу, они подтвердили. Только с наступлением новой эпохи в своей биографии и музыка стала немного другой: более бескомпромиссной, драйвовой и при этом - ещё на голову выше в плане профессиональной зрелости. Кроме того, старожилы состава - Ирокез, Тэд и Барон, усилили плотность саунда ещё одной гитарой (Иван Тимофеев - экс S.I.T.). Ещё один новый персонаж - молодой, но перспективный басист Николай, когда-то засветившийся в барнаульской (к сожалению, ныне не существующей), группе ASHEN SKY. Впрочем, и басист былого, не менее славного состава, Петруха, на концерте был тоже замечен. Как простой слушатель, но преемнике оценил.

А завершали вечеринку pagan-еры ТЁМНЫЕ ВЕКА. С женским вокалом, язычески харизматичным басистом, скрипачкой и: уклоном в какие-то непроходимые dark-gothic дебри. С периодически уходящими в сторону от ритма бласт-битами. И окончательно ПОГАНЫМ звуком. Увы, "кода", как и "увертюра", оказалась далеко не на высоте.

Всемирная практика показывает, что столь долгие проезды по ушам слушателей в конечном итоге являются насилием для слуха. И не только пришедших на концерт. Из-за того, что такая необходимая в каждом коллективе штатная единица, как звукорежиссёр, у барнаульских групп отсутствует, - саундом на интуитивном уровне "рулит" или хозяин аппарата, или же уполномоченный от него человек. А если учесть, что ему нужно "обслужить" не одно-, и не полуторачасовое действо, а как минимум - часа на три-четыре, можно сделать предположение, ЧТО через пару часов в голове у него творится. Да к тому же ему приходится работать с (минимум!) пятью коллективами, которые по большому счёту он слышит впервые и во все звуковые нюансы и прибамбасы ему приходится въезжать на ходу.

Ну и последний вопрос к потенциальным организаторам: раз так плохо со звуком на "многонаселённых" концертах - не пора ли сокращать численность их участников? Чтобы перевести уровень нашей музыки в качественную сторону и дать слушателю-зрителю возможность не только что-то послушать и посмотреть, но и по-настоящему УСЛЫШАТЬ музыку. А музыкантам позволить адекватно прозвучать.

Последний вопрос - чем не тема для обсуждения на форуме?

Митяй УРАНХАЙ

slava