Леонид Веремьянин,он же ШАО. Музыкант известной сибирской группы ТЁПЛАЯ ТРАССА, уже десять лет проживающей в Москве. Мы встретились с Леонидом, приехавшим в родной город навестить родственников,и отыграть пару концертов в одном из кафе в старой части города.Поговорить было о чём: о новом готовящемся альбоме группы, барнаульских неформалах конца восьмидесятых, тусовках и сегодняшней актуальности такого термина как сибирский панк.
Кирилл Захаров: Леонид,какой сейчас основной состав группы ТЁПЛАЯ ТРАССА?
Леонид Веремьянин: У нас в группе трое музыкантов:Ветеран,Свин и я, играющие в электричестве. А поскольку Лёша Раждаев играет на акустической гитаре,он ,в основном, принимает участие в акустических концертах, принимает участие в записи акустических песен. Сергей Вафин же- сессионный музыкант, когда он нам нужен, и когда есть деньги заплатить ему, он играет. Так что,основные участники- трое человек.
К.З.:Ваш последний альбом "Трамплины Рая" был записан в 2008 году.Прошло уже четыре года, как обстоят дела с новым альбомом?
Л.В.:Материал записан почти весь,осталось только два или три трека, за которые мы ещё не брались.В альбоме предполагается 17 треков,если я не ошибаюсь.Думаю, что за месяц-полтора мы уже всё допишем.Процесс записи идёт уже около года.Пишем на той же студии, что и "Трамплины Рая",это MYM Studio Яна Сурвилло,который работает практически с самого начала с Умкой. Я очень долго искал студию и через Юлю Теунникову вышел на этого человека. Нам нравится с ним работать.
К.З.: А с Алексеем Вертоградовым, писавшем "Критику Танка", были ещё записи?
Л.В.:Вертоградов переехал в Подмосковье.У нас была идея пригласить его на наш большой концерт,и как мне потом, сказали,он очень обрадовался, но выехать у него не было возможности.
К.З.Как сейчас происходит процесс создания песен группы. Вадик Макашенец пишет текст, а кто делает аранжировку?
Л.В.: В "Трамплинах Рая" я и Лёша Бякин сочиняли мелодии.В новом альбоме будет одна песня Лёши Бякина, мы её переделали немножко. "Не умирай" называется трек.Бякин сочинил мелодию ещё лет семь назад. А так , в основном, мы с Вадиком занимаемся аранжировками. Я ему показываю, как это будет, а он говорит так или не так, а в результате приходим к общему консенсусу, который устраивает всех.
К.З.:А Ветеран и Раждаев предлагают свои идеи?
Л.В.: Это уже второй этап, когда мы на репетиции начинаем играть песни. И если у них возникает какая-то идея, конечно, мы её берём на вооружение, а если она удачна, то используем.
К.З.:Кто вам сейчас организует концерты?
Л.В.:Есть люди, представляющие наши интересы в других городах.Они нам звонят и сами всё делают на местах. На Украине этим занимается Влад, который живёт в Харькове. Он всегда берёт несколько городов.Это Харьков, Киев,Днепропетровск, Одесса. Вот до Донецка мы пока не можем доехать. В Москве организуем концерты сами,поскольку мы все там живём. Зачем кого-то напрягать, когда Свин может позвонить в клуб и сам договориться.
К.З.Я слышал, есть идея выпустить книгу о ТЁПЛОЙ ТРАССЕ?
Л.В.: Этим, в основном, Вадим Петрович занимается.В общих чертах могу сказать, что там будут стихи, статьи, рисунки Вадима,в общем всё, что касается проекта ТЁПЛАЯ ТРАССА.
К.З.Вернёмся к новому альбому. Какой он будет по стилистике, по форме?
Л.В.: Будут абсолютно разные песни.У нас в Барнауле был друг Икс, Сергей Гафуров.Сейчас он живет в Пущино, руководит церковным детским хором и поет на клиросе.Мы сочиним и запишем какую-то музыку, Вадим Петрович будет читать свои стихи, детский хор будет петь, и Ветеран будет тоже читать стихи.
К.З.:Говорят, что Талонов сейчас в Москве.Группа виделась с ним?
Л.В.:ТЁПЛАЯ ТРАССА вся, кроме барабанщика, живёт в Раменском. Талонов приезжал и вписывался там какое-то время. Я пока его ещё не видел. В крайнем случае, Талонов сказал, что если нужна будет какая-то помощь в создании альбома (я так и не понял, что имелось ввиду: исполнение на гитаре или в плане консультации),то он может помочь, но чтобы вернуться в группу, пока таких нет разговоров.Я давно его не видел, одиннадцать лет.
К.З.:Из ваших старых альбомов мне больше всего нравиться "Весёлая Педократия".Можешь рассказать о том, как делалась эта запись?
Л.В.:Мне тоже нравится этот альбом.Так давно всё было!Писали у Макса Мещерякова в подвале, где картинговая была студия. Мы там писали только барабаны и бас.Потом дозаписывали остальное у Ветерана дома:гитары,голоса.Весна была, по-моему.
К.З: Ещё до ТЁПЛОЙ ТРАССЫ ты,Леонид, активно тусовался и был, в частности, на скандальноизвестном несостоявшемся панк-фестивале в Гурзуфе в 1990 году.Как ты там оказался?
Л.В.: Ну это история длинная.У меня есть друг в Барнауле, которого я не видел очень давно, поскольку не осталось ни телефонов, ничего не осталось.Это Лом. Мы с ним случайно поехали в Горный Алтай, на Катунь. Было лето, делать особо нечего. Поехали Лом, Караван и я. Встретили там Капу, ещё разного народа. Лом тогда получил на работе какую-то большую зарплату, и мы решили прокатиться по стране. Взяли две гитары акустические. А нас была большая компания: Рома Широков ( сейчас зять Вадика ), Караван, я, Аня Рудовская, игравшая на бас-гитаре в какой-то хардовой группе. Мы были и Москве, и в Петербурге ,встречали там новосибирцев, красноярцев, многих людей, которых раньше видели на фестивалях "Рок-Периферия".Мы были в Таллине и узнали,что в Гурзуфе состоится панк-съезд, и все собираются туда.Из Таллина мы и поехали на Чёрное море. Приехали в лагерь,нашли всех, народу было очень много. Вся страна собралась практически. Внизу жила тусовка, слушавшая DEPECHE MODE, столько их фанатов я не видел никогда.Около 200 человек,наверное.В джинсе все. Тут же жили панки и металлисты,а вверху хиппи. Жили дружно, ждали концерта. Я слышал, что и ПУТТИ туда подъехали, разные ещё группы. А когда бомбили сам лагерь, мы с группой ЧУДО-ЮДО пили портвейн на берегу. И сидя внизу, я видел идущую толпу, раздетую по пояс, человек сто пятьдесят. За ними едут две машины с ментами и две скорых помощи.Сначала я не предал этому значения, но потом, когда мы уже хотели подниматься вверх, прибежали какие-то маленькие дети и говорят: "Вы туда не ходите, там наши ваших бьют".Мы поулыбались, решив, что это нереально, ведь там столько народа.Мы шли и из -за поворота увидели эту полуголую толпу качков, как потом рассказали,это была школа милиции горьковская, какое-то училище милицейское и спортивная школа. Конечно, власти Гурзуфа не понравился этот панк-слёт,ведь повсюду, на улицах, в парках ходили волосатые люди, с ирокезами.И чтобы очистить город от всякой мрази,пришлось сделать вот так.А мы с дороги свернули от этой толпы,нас было трое человек, мы сели в кусты. Там ручеёк течёт. Я думаю: "Вот здесь и закончится наша жизнь".А они с арматурами железными не полезли в кустарник, потому что он очень колючий.Да им веселья хватило уже,они из лагеря возвращались.А музыканты жили в отдельном лагере, никто не пострадал. Я там встретил Митю Насосова в Гурзуфе, Креста,металлиста барнаульского.
К.З.: Раз уж речь зашла о барнаульских металлистах,расскажи, как эта тусовка появилась в нашем городе. Ведь ты начинал с металла?
Л.В.:По большому счёту, мы всё и придумали.Был такой Лёша Карикатура. Я когда преподавал брэйк-данс в ДК Моторщиков,ходил в театральную студию там же. А Лёша Карикатура работал на Моторном заводе и тоже ходил в театральную студию. Он приходил в косой кожаной куртке с плечиками проклёпанными и в браслете. Я такое только в кино видел "Легко ли быть молодым".Так как он учился заочно в НЭТИ, Лёша привозил записи, я от него впервые услышал ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ.Мне было тогда лет 15-16.А у меня был друг, он и сейчас есть, Микс. Вот мы сами и стали делать куртки и браслеты.Нас было три-четыре человека.Мы думали,что одни такие в городе. Когда мы гуляли, на нас смотрели как на придурков. Гопники просто ржали, бабушки убегали. Потом в "Молодёжи Алтая" вышла статья с нашей фотографией, Волобуев это снимал. Потом начались концерты, и стали появляться люди. С Южного, С Солнечной Поляны, с Сулимы. Там тоже были свои тусовки.Когда эти люди поняли, что они не одиноки, все стали собираться, тусовка росла. Нас стало около сорока человек. Одно время мы тусовались на крыше напротив музыкального училища.Пили пиво,разговаривали о музыки. У нас всегда с собой был магнитофон на батарейках. Уже позднее, опять же через Лёшу Карикатуру, я познакомился с группой ДЯДЯ ГО.Я как-то привёл металлистов на Поток, там выступали Дима Рогозин, Илья Усатюк, Петя Каменных, Лёша Раждаев,Женя Чикишев... В каком-то кафе.Я так полагаю, это всё делалось через Женю Борщёва, был литературный вечер.Пригласили Чикишева. Я об этом знал и металлистам говорю: " Чуваки, идёмте на концерт". Они :" Куда?". Я :"На Поток, в какое-то кафе.Отличная музыка.А после концерта я чуть по соплям не получил.Ребята думали, что какой-то угар будет, а я им объяснил,что они ничего не понимают в музыке.Я понял, что мы стали немного расходиться. Моим классным руководителем был Женя Колбашев, я ходил к нему в рок-клуб, а потом стал помогать организовывать какие-то концерты,например "Рок-клуб встречает Новый Год".Я во всём этом уже варился, знал музыкантов и слушал немного другую музыку, которая мне нравилась.Так всё и получилось.
К.З.В первой половине девяностых ТЁПЛАЯ ТРАССА выступала в Москве в компании групп так называемого Всемосковского Патриотического Панк-Клуба:СОЛОМЕННЫХ ЕНОТОВ,БРЕШИ БЕЗОПАСНОСТИ,ОЖОГА, РЕЗЕРВАЦИИ ЗДЕСЬ. Сейчас общаетесь с музыкантами этих команд?
Л.В.: Сантиму ( РЕЗЕРВАЦИЯ ЗДЕСЬ) я звонил месяца два назад, но не смог дозвониться. Знаю, что он снимался в кино вместе с Борей Рудкиным и Юрой Гордоном.Витю Кульганека (БРЕШЬ БЕЗОПАСНОСТИ) я видел на концерте два года назад и сразу не узнал. Он стал таким огромным.У Бори Усова (СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ) сейчас не всё в порядке со здоровьем, он лежит в больнице периодически.Арину Строганову (СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ) недавно видел на фестивале "Хлеб", но толком не успели поговорить.А Костю Мишина (ОЖОГ) я последний раз видел, когда Волынский проводил "Сибирское Вторжение".На наши концерты они не ходят.
К.З.: Леонид, а как ты думаешь, целесообразно сейчас употреблять термин "сибирский панк"? Жив ли он как явление?
Л.В.: Молодёжь, которая сегодня играет панк-рок, я не знаю, насколько его можно назвать сибирским.Сибирским панком была ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, которую своим саундом можно было из миллиона групп узнать.Так что, сегодняшние панк-группы назвать "сибирским панком", я думаю, нельзя.
К.З.: А как относишься к ветеранам сибпанка? И кто впечатляет из молодых коллективов?
Л.В.: Ты знаешь, чего-то нового я уже не жду.Я знаю,какие примерно новые песни может спеть Лукич или Манагер, Роман Владимирович тот же... Допустим, сегодня концерт Лукича, где будет всё как и десять лет назад:несколько новых песен, которые особо отличаться не будут от других песен.Вот если бы он рэп начал читать... Вот как Сват, когда он выступал с индейцами в клубе "Демократия", это было интересно.Как эксперимент. Я музыку вообще практически перестал слушать почему-то. Последнее для меня открытие- это Алексей Вдовин (группа НЕДРА, город Чехов).Очень необычная подача, гармоничен текст с музыкой, воспринимается всё это довольно легко, я не знал, что его крутят по "Нашему Радио".Вдовин редко выступает с музыкантами, в основном, один.За последние лет пять этот человек стал для меня открытием. И с Украины СЕРДЦЕ ДУРАКА есть ещё группа. Дело ещё в том, что я сейчас мало где бываю и мало слушаю музыки.Наверняка хороших групп больше, они есть. Просто самому их выискивать нет ни времени, ни желания, я же не продюсер... Я смотрел одну передачу, где сидели звёзды шоу -бизнеса, Макаревич был, и речь шла о том, есть ли у нас сейчас андеграунд.Все согласились с тем, что наверняка в каком-то городе, Барнауле или Челябинске, есть музыканты, которые ничуть не хуже тех групп, которые мы сейчас слушаем по радио и смотрим по телевизору.Просто в них никто не вкладывает деньги, хотя они могут быть в сто раз круче и в плане профессионализма, и в плане поэзии.На Западе, я знаю,андеграундная система работает по другому. Например, группа НЕДРА и Лёша Вдовин могли бы жить нормально где-нибудь в Англии,зарабатывая деньги одними концертами.У нас же музыкантам помимо игры приходится ещё зарабатывать себе на жизнь. Может быть, так и надо?
8 марта, 2012 года,Барнаул
Кирилл Захаров