01 мар 2011

ЖУРНАЛИСТИКА СРОДНИ ФИЗИОЛОГИИ.Интервью с Татьяной Ежовой

Татьяна Ежова,февраль 2011

Лет двадцать пять тому назад,когда рок-музыка считалась ещё социально опасным явлением,многочисленные фаны узнавали новости всесоюзного рок-движения из самиздатовских журналов,издававшихся нелегально во многих городах СССР.В Киеве одним из таких журналов стал "Гучномовець",выпускавшийся усилиями Николая и Татьяны Ежовых.О самиздатовской прессе, украинском роке,а также многом другом интересном, пойдёт речь ниже в интернет-интервью Кирилла Захарова с Татьяной Ежовой,проживающей сегодня в Питтсбурге (США).

-Как появилась идея издавать журнал "Гучномовець"?Почему выбрали именно такое название? И планировался ли изначально журнал для пропаганды творчества групп "Рок-Артели"?

-Идея была крайне проста. В Советском Союзе не было такого понятия как музыкальная пресса. Выходили редкие музыкальные страницы в официальной прессе. Поэтому мы действовали по принципу "свято место пусто не бывает". А началось все еще в 1986 году, когда ко мне в руки попал первый образец настоящего рок-самиздата - один из номеров питерского журнала "Рокси". Печатать я тогда не умела, поэтому переписала весь номер от руки в тетрадку. А примерно через год обнаружили рок-музыку и в нашем городе. Стали ходить на концерты и к концу 1987 года решили ищздавать свой журнал. Название искали долго. У меня вообще туго с названиями. Придумал его мой брат Николай, с которым мы и начали этот журнал. Потом Коля переключился на менеджерскую работу, он стал менеджером группы "Раббота ХО", и рок-самиздатовские бразды правления перешли в мои руки.Названию поспособствовала популярная на тот момент песня группы "Вопли Видоплясова""Пiсенька", в которой есть слова "Хлопцi грають в гучномовець".Гучномовець по-украински "громкоговоритель".Изначально журнал был при "Рокъ-Артели" и, соответственно, много места в нем уделялось группам, входившим в это творческое объединение: "Рабботе ХО", "Коллежскому Асессору" и "ВВ".

-А как попал к тебе "Рокси"?И училась ли ты профессионально журналистике?

-"Рокси" принес почитать один знакомый. Дал ненадолго и сурово предупредил, чтобы читали аккуратно.Над всем этим витал дух таинственности и запрещенности.Журналистику я постигала на практике. У меня гуманитарное образование, но не журналистское. Хотя, на мой взгляд, для того, чтобы быть настоящим писателем, ведь не обязательно иметь членский билет Союза Писателей. Как говорил Коровьев в "Мастере и Маргарите": "Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!".

-А из тройки "Рок-Артели" была ли любимая группа?

- Мне сложно выделять любимую группу в "Артели", потому что многое же было основано на личных взаимоотношениях. Все три группы тогда были хороши и любимы, каждая по-своему.

-Как тебе сегодняшняя музыка "Воплей"?И вообще, поддерживаешь контакты с музыкантами "ВВ","Асессора" и "Рабботы"?

-Нынешнее творчество "Воплей" слушаю очень выборочно.Контакты поддерживаю с музыкантами всех трех групп.

-А тебе Скрипка присылает персонально свои релизы или как?

-Нет.В Интернете все доступно.

-Как известно, в Украине в середине -конце 80-х были ещё рок-журналы:"Гей-Гоп" в Ивано-Франковске,"Рок-Курьер" в Харькове ,"Воляпюк" в Днепропетровске.Как у вас складывались отношения с издателями этих журналов? Сотрудничали ли вы друг с другом?

-С издателями "Гей-Гопа" мы в то время близко дружили. У нас даже возникло в 1989 году дружественное объединение рок-самиздатов трех тогда еще советских городов: Ивано-Франковска ("Гей-Гоп"), Киева ("Гучномовець") и Владивостока ("ДВР"). Мы общались постоянно - по переписке, встречались, когда это было возможно, обменивались материалами.С харьковским "Рок-Курьером" познакомиться не довелось, а вот с другим харьковским рок-самиздатовским журналом - "Положение Дел" - дружили и тоже очень крепко. Редактировал его Сергей Мясоедов. Мы и сейчас дружим. Хотя журналы давно не издаем.С редактором "Воляпюка" Дмитрием Десятериком тоже познакомились в конце 80-х, публиковались друг у друга. И тоже до сих пор дружим. Кстати, и Сережа, и Дима давно уже живут и работают в Киеве, оба причастны к прессе, но не к самиздатовской.

В те годы мне всё, что касалось рок-самиздата, было интересно, и все рок-самиздатчики также были интересны. Знакомились обычно на рок-фестивалях, обменивались прессой, налаживали контакты. Иногда кто-то давал мне координаты иногородних коллег, иногда мои координаты попадали в другие города к таким же деятелям, как и я.В 1988 совершенно фантастическим путем познакомились и на много лет подружились с владивостокским "ДВРом". Подобное могло произойти только в то время. Летом 1988-го в город Киев приехала Оля Немцова, которая была одним из редакторов "ДВРа". Приехала не по рок-н-ролльным делам, но рок-н-ролльные дела тоже осуществила на славу. Познакомились, потом стали перезваниваться-переписываться. Владивостокцы решили пригласить в свой город с концертами "Рабботу ХО". И в ноябре того же года "рабботники" слетали на гастроли. Это был в некотором роде подвиг и невероятный альтруизм - пригласить мало кому известную группу на другой конец страны, и не на фестиваль, а с полноценными концертами.А в январе 1989 владивостокцы - Оля и Максим Немцовы - приехали к нам. Просто так, погостить, погулять по Киеву.Меня до сих пор поражает и радует крепость завязавшихся тогда рок-н-ролльных отношений.Ведь у нас не было возможности часто видеться. Никаких Интернетов со Скайпами. Общение - через переписку или посредством телефона. Кстати, хотела бы напомнить, что письма тогда писались ручкой на бумаге и потом в конвертах отсылались. В общем, общение нечастое. А дружба только крепла. Может быть,это прозвучит несколько пафосно, но, похоже, нас связало интересное дело и похожие внутренние установки.Тогда всем нам выпал редкий замечательный случай завести контакты со "своими". Причем не на уровне одноклассников или студентов одной группы в институте.И не на уровне общих развлечений по молодости.Это что-то более важное, более ценное, и более серьезное.На уровне энергетики эти контакты завязывались.Кстати,я сама недавно спросила у одного своего тогдашнего коллеги по рок-самиздату: мол, почему мы так легко начинаем общаться спустя столько лет,не видя друг друга годами и не общаясь особо через электронную почту.И он мне ответил примерно моими мыслями, что у нас тогда была очень сильная завязка - человеческая.Это редко с годами теряется. И теряется только тогда,когда сам человек круто меняется.Многие из рок-самиздатчиков поменяли род деятельности, но далеко не все из них изменились в человеческом плане.Поэтому мне до сих пор со многими легко общаться. Не обязательно про рок-н-ролл,мы же и тогда не только про рок-н-ролл разговаривали.Я считаю,что это большое везение и счастье - встретить такое количество близких по духу людей.

-А как тебе музыкальное творчество Товарища М?( известный ивано-франковский рок-н-ролльный деятель)

-Я не побоюсь сказать, что именно благодаря ему в небольшом украинском городе Ивано-Франковске появилось за прошедшие лет двадцать несколько интересных групп. Он там развил бурную деятельность: и в плане поддержки музыкантов, и в прессе, и на местном радио.В конце 80-х в их городской газете регулярно выходила музыкальная страница.И писали в ней не о модных-популярных, а об интересных группах. Например,о группах "Рокъ-Артели", и про фестивали андерграундные, и про "Восточный Синдром" там была моя статья. То есть, Олег - это человек, который очень повлиял на развитие рок-культуры в отдельно взятом городе.Сомневаюсь, что без него что-то бы там получилось. Он и концерты организовывал - НОМ, например, привозил. «Раббота ХО» благодаря его усилиям неоднократно в Ивано-Франковске играла. И музыкой хорошей он местную молодежь снабжал.Олег способствовал появлению популярной ныне группы "Перкалаба" - он ее бессменный менеджер. А в начале 90-х там появилась "Мынула Юнь".Опять же, у него такая база, круто замешанная на личном интересе, на горячем увлечении этой музыкой, зародилась в те годы,когда еще зарабатывание денег не ставилось в первую, вторую и прочие очереди.Конечно, зарабатывать хотелось, но отталкивались не от денег, а от личного интереса, от понимания, что вот - есть прекрасные группы и им нужно помогать. А получится заработать деньги или нет - как-то мало задумывались над этим. Потом,конечно, научились совмещать, научились тому, что называется настоящим менеджментом. Потому что музыкантам тоже на что-то нужно было жить, да и их менеджерам желательно.

-Насколько я знаю, в 90-м году ты занималась организацией фестиваля "Полный Гудбай".По каким критериям оргкомитет отбирал команды?Как ты думаешь,врубилась ли в "Гудбай" киевская публика?

-Я была только в числе помощников на "Полном Гудбае", не организатором.Держала связь с прессой и осуществляла, так сказать, пропагандистскую поддержку.В числе организаторов был мой брат.Оргкомитет выбирал интересные в музыкальном плане группы тогда еще СССР и предлагал каждой полноценное концертное выступление. Не галопом несколько песен спеть, а целое концертное отделение, что было нетрадиционно для тогдашних советских рок-фестивалей. Поэтому участников на «Гудбае» было обычно шесть.По две группы в концерте.А специально "врубаться" - не требовалось. Киевская публика была достаточно подкованной была на тот момент.Кроме групп из других городов приглашали прессу со всей страны, телевидение, менеджеров-организаторов из других городов.Попутно решали вопросы о создании всесоюзного клубного движения.Чтобы в будущем иметь возможность какую-нибудь группу "прокатывать" сразу по нескольким городам. Например, если пригласили кого-то в Новосибирск - подключать сразу все близлежащие города.Так, как делается в цивилизованных странах.Тогда у нас не получилось эту систему создать, не успели до развала Советского Союза, хотя контакты были уже налажены, и люди собрались знающие, неравнодушные и без долларовых значков вместо зрачков.

-А как на второй "Гудбай" в 91-м году Красный Огурец попал?Его творчество вам было интересно?

-Красный Огурец приехал как журналист.Он же вел тогда музыкальную рубрику в их воронежской газете. А когда приехал, то попросился выступить на разогреве. Специально в качестве «индипендового» музыканта его не приглашали.

-Ты посещала два раза Барнаул("Рок-Азия",семинар рок-прессы).Что тебе запомнилось из данных событий?Вообще кто на тебя оказал влияние из сибирско-дальневосточных музыкантов того времени?

-"Рок-Азия" была потрясающим рок-фестивалем, очень масштабным даже по нынешним временам.Он был прекрасно организован, было много хороших и интересных групп, интересных людей. То есть, это, на мой взгляд, пример того, каким должен быть настоящий рок-фестиваль, причем работающий на перспективу.Состоявшийся через год после "Рок-Азии" так называемый семинар рок-прессы и не только прессы, кстати, был в некотором роде продолжением.На семинаре пытались укрепить завязки-контакты, снова много говорили о системе клубов в Советской стране... но страна уже практически развалилась на тот момент. Нечего уже было налаживать, другие затевались дела...Мне в то время были близки магаданские группы - "Восточный Синдром" и "Миссия: Антициклон".Вот тоже интересно - такие завязочки через всю большую страну. Ведь где Киев, а где Магадан... А ведь обе группы приглашались в Киев с концертами, причем "Синдром" несколько раз.

-А такие исполнители как "Гражданская Оборона" и Янка тебя зацепили?Как зрителя,эксперта.

-Гражданская Оборона - нет.Изначально их идеология и внутренняя наполненность творчества шли вразрез с моим мировоззрением.С Летовым довелось познакомиться в 1988 году, когда ГО и Янка приехали на несколько месяцев в Киев. И даже собирались остаться.Жили они в соседнем доме, у нашего общего приятеля Олега Древаля, поэтому нередко ходили друг к другу в гости. Они слишком были агрессивны, не по-киевски.Слишком мрачные. Я в силу своих лет не смогла этого принять, это было совсем не мое, оно отталкивало и пугало.Оценить Летова по-человечески в результате получилось, потому что вне сцены он был другим. Умным, начитанным.Но все равно из него исходил этот мрачняк, который лично мне и сейчас несвойственен, а тогда и подавно. Мне в моем рокенрольном мире совершенно не хотелось видеть те краски, которые предлагали ГО.Янка - это другое дело. Ее песни зацепили и зацепили сильно. Я толк в стихосложении знаю, могу тексты оценить не только по содержанию, но и с точки зрения поэтической ценности. Она была очень талантливым поэтом, и эмоционально очень неординарным человеком. Хотя лично пообщаться близко не довелось, невзирая на то, что сибиряки долго гостили в Киеве. Не нашлось точек пересечения. А другие сибирские группы... Немало было интересных, но так чтобы говорить о влиянии на меня - нет, не скажу.Мне не нравится творчество, где слишком много надрыва и "загадочной русской души".А этим, на мой взгляд, грешат многие сибиряки.

-Как ты думаешь положительно или отрицательно сказался распад СССР на украинском роке?

-Я не буду затрагивать политико-экономические плюсы появившейся у Украины независимости. А скажу только по поводу музыки.Любые глобальные перемены ощутимо влияют на устоявшийся порядок вещей.И даже если они привносят свои плюсы, это не означает, что они не стирают плюсы предыдущей эпохи.Многие уже сформировавшиеся на то время рок-н-ролльные традиции из-за распада Советского Союза очень сильно пострадали.Многие талантливые и опытные организаторы вынуждены были заняться чем-то другим. Когда спустя годы обстановка в независимом государстве Украина стабилизировалась,им на смену пришли другие организаторы. Возможно,не менее талантливые. Но более, скажем так, корыстные. Не получилось у большинства из них совместить альтруизм, который, в силу духа конца 80-х, был свойственен даже закоренелым материалистам.А новое время продиктовало свои порядки.Теперь пожинаем плоды.Многие нынешние рок-н-ролльные менеджеры, организаторы, да и музыканты тоже, не умеют пропорционально расставлять акценты. Понятно, что собственный комфорт обычно ставится на первое место. Но он все-таки не должен ставиться и на все остальные места.У китайцев есть такое своеобразное проклятие:"Чтоб ты жил в эпоху перемен!" Вот китайцы понимают, что это означает и чем придется жертвовать в такую эпоху.Украинский рок-н-ролл, как и прочие постсоветские рок-н-роллы, очень сильно попал под раздачу в эпоху перемен после развала Советской страны.

-Расскажи о концепции фильма,над которым ты работаешь?

-Идея фильма весьма незатейлива.Хочется сделать документальный фильм о киевском рок-н-ролле. Вернее, рокенроле – это именно так пишущееся понятие, давно вошедшее в обиход среди наших деятелей и при этом оно касается не только музыки. Так вот, хочется сделать фильм о киевском рокенроле периода 1986-1996 годов.Почему выбрано именно это время - поясню.В 1986 году в Киеве появился рок-клуб и, в связи с набирающей обороты перестройкой, активизировалось много групп, стали проводить фестивали.Этот год не является началом истории киевской рок-музыки, потому что в Киеве еще в 60-е было много веселых мероприятий, и группы были, и рок-фестивали. Правда, тогда они назывались фестивалями биг-бита. Но в 1986 начался новый и очень интересный, на мой взгляд, виток.Почему десятилетка? Потому что, по мнению многих экспертов, так сказать, в 1996 году начался другой виток киевского рокенрола. И мы поэтому решили осветить вот такой период по времени.В эту десятилетку появилось много интересных самобытных групп. Проводились фестивали, создавалась музыкальная пресса.Но, к сожалению, очень многое из того, что тогда происходило в киевском рокенроле, до сих пор известно небольшому кругу особо интересующихся. Следовательно,надо исправить эту несправедливость и сделать визуальный документ, чтобы любой желающий не рыскал часами в Интернете в поисках каких-либо видеозаписей киевских групп того времени и не довольствовался непроверенной и не совсем правдоподобной информацией, а просто посмотрел такой фильм.Есть большое желание и наполеоновские планы снять всех причастных к тому киевскому рокенролу. Не только музыкантов и организаторов рок-фестивалей, но и журналистов, и тусовщиков, и даже комсомольских деятелей, которые внесли какой-то вклад в историю киевского рокенрола, причем как позитивный,так и негативный. Любой киевский персонаж будет задействован.А сняли пока некоторых музыкантов из "Рабботы ХО", "Коллежского Асессора", "Воплей Видоплясова", "Иванова Дауна", "Кому Вниз","Вия",нынешнего главаря всемирно известной группы "Гоголь Борделло" Юджина Гудзя, который в то время был киевским музыкантом и играл в группе "Уксусник".Снимаем фильм на общественных началах. Помогают все желающие. Это будет в некотором роде коллективное творчество. Съемки не привязаны ни к какому телеканалу. Деньги пока тратятся личные. Операторы в большинстве своем привлекаются из числа энтузиастов. Но на монтаж нужно будет искать деньги, потому что монтаж потребуется на очень высоком профессиональном уровне. Насчет показа решили так. Если какой-либо телеканал захочет показать этот фильм безо всяких своих условий - согласимся.Если нет - выложим фильм для всеобщего доступа в Интернет. Да мы в любом случае выложим, даже если кто-то из телеканалов и покажет его.

-Проживая в США, посещала ли ты концерты групп из СНГ? Если да,то какие ощущения испытала?

-Нет, не посещала.Если не считать "Гоголь Борделло" группой из СНГ.

-У тебя нет желания,либо в ваш город никто не приезжает?

-В наш город не приезжает никто из интересных мне групп из бывшего Советского Союза.Да и в США тоже.Разве что "Аукцыон" иногда в Нью Йорке появляется,но они мне сейчас не настолько интересны,чтобы ехать на их концерт в другой город.

-Хотелось бы узнать,какие команды в твоём восприятии считаются интересными?Как из старых,так и из современных. В России,США, Украине.

-"Не Ждали","Центр".О современных экс-советских не скажу, хотя слушаю довольно много, но чтобы кто-то зацепил по-серьезному - такого в последнее десятилетие не было.А интересных групп много,да. Особенно «ненашенских». Тут можно долго перечислять.Tom Waits, "Sex Pistols","Television","Pogues","Cramps","Element of Crime","Trio","Violent Femmes", "The Tiger Lillies", Klaus Nomi,"Stray Cats",Manu Chao,"Mano Negra","New York Dolls".Если говорить о более-менее современных,то, пожалуй, "The Dresden Dolls",Andrew Bird,"Gogol Bordello", опять же.Кстати, насчет современных постсоветских - разве что ивано-франковская "Перкалаба". Да я как-то не углубляюсь в стили и направления. Цепляет группа или какие-то отдельные песни. Исследовательской работой не занимаюсь.

-Раз уж мы стилей коснулись,скажи,вправе ли вообще рок-журналист (музыкальный журналист)как-то классифицировать по стилям музыку?

-Если кому-то нравится классифицировать и при этом получается грамотно, то ради Бога. Другое дело, интересно ли об этом читать не знающему обо всех этих стилевых тонкостях читателю.Если это не специализированное музыковедческое издание,то обилие терминологии, на мой взгляд, вызовет только скуку. Поэтому все хорошо в меру.Мне кажется,что рок-н-ролльному журналисту все-таки в первую очередь стоит опираться не на музыковедческо-искусствоведческое образование, а на умение связно и небанально излагать свои мысли.Кстати, присутствовала я когда-то при обвинении Житинского в том, что он, дескать, как раз в этих самых музыковедческих терминах ничего не шарит.А он руку к сердцу прижал и проникновенно ответил:"Ребята, я не журналист, я - писатель".Вот и я,наверное, больше писатель, чем рок-журналист.Хотя к музыковедению стараюсь приобщиться, самообразованием занимаюсь.

-Житинский очень кайфово пишет.Искренне.И живо.Несмотря на возраст.Его эмоциональное состояние-и есть рок-н-ролл.Взять хотя бы статью "Тусовка на Елагином острове" про "Аврору-89".Это даже не статья уже.

-Ну так и я о том же.Можно разложить по полочкам стиль, в котором играет группа, а дочитать такую статью будет просто невозможно.Это то же самое, когда разбирают стихотворение с точки зрения цезуры или поэтического размера - пятистопный ямб там или хорей...

-Сейчас в России идёт не понятное для многих меломанов и музыкантов явление: господствующая власть пытается сблизиться с ведущими рокерами. Организуются диалоги музыкантов с политиками,некоторых зовут в общественную палату,кое-кто получил правительственные награды. То же самое в области религии.Часть культовых музыкантов уже довольно долго выступают с ярко выраженной православной христианской идеологической позицией.Твоё отношение ко всем этим явлениям.

-Я человек аполитичный. И мыслю максималистскими понятиями - в политике порядочных людей нет.Даже если изначально в человеке была порядочность, то в силу законов, на которых базируется политика, эту порядочность из него быстро выбьют.С другой стороны - политика это одна из основ государства.И если забыть цитату вождя мирового пролетариата о том, что «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»,то все мы живем в государствах и волей-неволей от политики зависим.Поэтому когда происходит контакт рок-н-ролла и политики, то это не всегда плохо.Другое дело, важно знать, кто начинает этот контакт и ради чего.Еще одна цитата - из политически грамотного рок-н-ролльного человека Михаила Борзыкина:"Есть идеи, покрытые пылью. Есть - одетые в сталь.Что в них - не так уж и важно. Гораздо важнее, кто за ними встал". На самом деле видно, когда происходит равноправный диалог, а когда идет попытка "вербовки" известных людей на свою сторону.С дальновидными целями, естественно.Мне все-таки кажется, что настоящие рок-н-ролльщики в политику не идут.Поэтому даже если по молодости лет какой-либо нынешний политик и слушал рок-музыку, то в его настоящем состоянии он уже весь свой хороший заряд давно растерял.Иначе бы он не пошел в политику.С религией сложнее. Даже не с религией, а с верой. Тут бывает, что у человека резко меняется мировоззрение, за это его упрекать, я считаю, нельзя.Если это искренне, то за веру я лично никого осуждать не буду. Другое дело, остается ли мне этот человек близок с поменявшимся мировоззрением.Но это уже вопрос человеческих совпадений и пересечений.

-Сегодня,когда всё можно найти в инете,должны ли выпускаться журналы о рок-музыке?Будут ли они иметь успех?

-Не знаю.Я человек, как говорил Паниковский, из "раньшего времени".Для меня чтение книги или журнала в Сети не является тем же самым, что и чтение бумажного издания. Для меня важен сам ритуал, когда ты получаешь дополнительное удовольствие от перелистывания страниц, от ощущения переплета в руках.Для меня лично это не просто информация,которую неважно, каким путем получаешь.Это еще и некоторый эмоциональный фетиш.Но вот как много сейчас людей с подобными моим потребностями, я не могу сказать.А успех, как известно, зависит от количества потребителей.Но для меня и общение посредством Интернета совсем непохоже на общение личное, когда человек сидит перед тобой. Не тот эмоциональный уровень.

-А в процессе написания статьи ты видишь своего читателя? Абстрактный он или конкретный?

-Нет, не вижу.Я обычно ориентируюсь на собственные ощущения в процессе написания.Вот мне просто хочется изложить какие-то свои мысли "по поводу" - это я и делаю.Я уже сказала, что для меня это больше творческий процесс, чем передача какой-то информации.

-А вот есть ли музыканты и группы, творчество которых тебе противно?

-Я терпимый человек.Если что-то или кто-то в этом мире существует, значит, это нужно для гармонии.

-А есть ли среди написанных тобой материалов,на твой взгляд,наиболее значимый,любимый тобой?

-Конкретно не назову. Но есть несколько, которые запомнились мне моими переживаниями при написании.Я не скрываю, что у меня очень неоригинальный творческий процесс.Это сродни физиологии - когда по завершении процесса испытываешь чувство глубокого и полного удовлетворения, то, значит, все происходило правильно и с пользой для тебя лично.Недаром же так популярно говорить о сублимации, когда энергия понимается как нечто всегда однородное, но направляемое при желании в разные процессы.

23-24 февраля,2011 год,Мировая Паутина.

ps Если у вас появилось желание познакомиться с материалами Татьяны Ежовой, посетите её Живой Журнал ("http://lehautparleur.livejournal.com" rel="nofollow").

Кирилл Захаров