Геннадий Вяткин "Вавилон не властен над тобой", газета "Колымский Тракт" (Магадан), №48 (661), 30.11.2011.
Недавно две культовые российские рок-группы ДДТ и АКВАРИУМ выпустили новые альбомы. Во времена, когда, как поёт в песне "Пой" всё-таки прогнувшийся под изменчивый мир Андрей Макаревич:"... стругают новых фанерных артистов из отделочного листа", трудно не прислушаться к голосу разума и сердца народа.
Ведь именно так, в отсутствии на нашей рок-сцене здорового юношеского максимализма, можно назвать мудрейшие послания миру, вышедшие из-под пера Юрия Шевчука и Бориса Гребенщикова.
Они- первые и, надеюсь, не последние из могикан русской рок-музыки, священные коровы, боги рок-поэзии, монстры перманентного протеста против глупости и хамства любой системы.
Да, изумруды сермяжной правды искусно вмонтированы ими в платиновую оправу глубокого чувствования поэтического слова!
Во времена, когда люди не верят даже себе и пугаются (уже по привычке) потерять и то малое, что можно с натяжкой назвать "свободой", к примеру. "Песня о свободе" Юрия Шевчука с нового альбома "Иначе" звучит как откровение её автора, обращённое к самому себе. Ведь признанный поэт поёт, в первую очередь, себе, впрочем, конечно, делает он это от лица всех и каждого, кто ещё не потерял веру в правду, о которой не устают твердить все кому не лень, облагораживая пустыми словами ленность своих душ.
В "Песне о свободе" Юрий Шевчук предлагает осознать точку истинной свободы, в которой нет ничего и никого, кроме тебя самого, ещё раз напоминает нам, что без любви рано или поздно любое светлое "да" сойдёт на тотальное тёмное "нет".
Он как бы говорит нам, что в мире без любви никто уже не отличит ложь от правды- сытая серая ночь плавно перейдёт в чёрное утро, а мы, возможно, этого даже не заметим. Вот слова Юрия Шевчука из "Песни о свободе":
Ночь без Любви.
Пусты
Между людьми мосты.
Нет ничего.
Есть только ты.
И дальше, собственно, о свободе.Юрий Шевчук говорит с ней, поёт для неё:
Свобода, свобода-
так много, так мало
Ты нам рассказала
какого мы рода.
Ни жизни, ни смерти,
ни лжи не сдаёшься.
Как небо под сердцем
в тоске моей бьёшься.
А что же Борис Гребенщиков поёт о свободе и вообще о сегодняшней жизни в своём новом альбоме "Архангельск"?
Как всегда, мы можем только догадываться, о чём говорит в своих песнях Гребенщиков. В отличии от Шевчука Гребенщиков всегда многозначно- неоднозначен, он глубоко "в себе" и порой погружается в бездну своих мыслей до полной отстранённости от существующей реальности. Но "объективная реальность" всё же находит главную "рыбу с бородой" из легендарного АКВАРИУМА в выборе каждого, воспринимающего её образы, так, как бог "рыбаков иного смысла" на душу положит.
Итак, поэт Борис Гребенщиков сегодня, как всегда по-своему, "не мудрствуя лукаво", вновь предлагает нам (в поисках свободы) пока не поздно, вернуться к её истокам.
По сути, он зовёт нас туда же, куда стремится сам и призывает своих слушателей вернуться Юрий Шевчук- в место, где, если ( по Гребенщикову) не считать архангелов, "есть только ты". Гребенщиков называет это место "Архангельском" и соответственно в песне "Назад в Архангельск" поёт почти без надежды на финальный исход:
Куда бы ты ни шёл,
на тебе стоит крест...
Поздно считать связи
и интриги.
Смотри, как горят эти книги.
Назад в Архангельск.
Становится понятно, что Шевчук с Гребенщиковым поют об одном. Они поют о чистоте души. И они призывают каждого из нас не забыть себя в толпе в меру сытых и в меру недовольных адептов нового времени.
Заслуженным рок-идолам чужды идеалы масс, надежды псевдосообществ, которые сами же себя и топчут в грязи похотливого желания иметь возможность в бесконечный раз положиться на "святое авось".
А ведь дядя Боря с дядей Юрой всех уже не раз предупреждали, что никто за нас, кроме нас самих, не решит- как быть в том или ином случае и, вообще, быть или не быть в этом божественно- убогом мире. В песне "Эй, ты, кто ты?" Шевчук требует у каждого назвать себя и опять кричит о свободе:
Нам твердят, что
свобода с неволей-
Всего лишь разный
объём.
И в этой же песне вновь вопит о любви:
Но кроме любви, ничего больше нет.
И как бы в ответ Шевчуку Гребенщиков (не без улыбки) называет себя капитаном Беллерофонтом. Во всяком случае, в одноимённой песне БГ утверждает, что раньше его называли именно так, а сейчас фронт стал невидимым, как, впрочем, и он сам.
В общем, Шевчука всё больше тянет на пафосный баррикадный слог, а Гребенщикова затягивает в болото ностальгической иронии.
В итоге, к сожалению, нельзя не заметить, что наши рок-герои на масленице своих талантов объедаются блинами социальной несправедливости и их непотребно пучит перегибами брутальной бескомпромиссности ко всему на свете.
Шевчук начинает просто пугать разгорячённую публику, как в песне "За тобой пришли" или "Кризис", в припеве которой, кстати, он лишь монотонно повторяет, что нашу родину, видите ли, "сожрал СПИД". А Гребенщиков вдруг в одной из песен поёт так, словно он уже умер и в следующий раз вернётся на землю в теле какого-то очень крутого "тайного узбека".
Всё думаю: синопсис данных рок-картин понятен, а где же катарсис прячется у этих не эстрадных музыкальных полотен? Где же, думаю, брутальные бойцы невидимого фронта дали слабину и загрезили всё-таки настоящей надеждой хоть на что-то, вопреки всему?
Не иначе как позитив на будущее кроется у ДДТ в самом названии альбома. Пусть, как поёт Гребенщиков, "неправильные пчёлы продолжают делать неправильный мёд", я всё же, веря, к примеру, в правильных ос, внимательно вслушиваюсь в песню Шевчука "Юго-западный ветер". И, о чудо, там я слышу вот что:
Лёд отступает,
а это значит-
Мы будем видеться
чаще-
Сломают асфальт
цветы.
Завтра всё будет
иначе-
Это юго-западный
ветер
Вырвался
из пустоты.
И Гребенщиков не подкачал. В песне "Огонь Вавилона", где, несмотря на то, что по её ходу он упоминает тех самых пресловутых "неправильных пчёл" и ещё, как истинный фанат метафизического футбола, утверждает, что когда "ты выходишь к воротам отбить угловой, Вавилон играет в футбол твоей головой", в финале и, вообще, на пике своей главной рок-мысли заявляет:
Вавилон не властен
над тобой.
И более того:
Вавилон НИКОГДА
не был властен
над тобой.
Ну,слава БГ- теперь я спокоен.И Шевчуку спасибо хотя бы за то, что, в отличие от Гребенщикова, он позаботился не только о словах, но ещё и о музыке подумал. ДДТ в 2011 году звучит не так "квадратно" как раньше- чувствуется тяготение к уникальным музыкальным формам с акцентом на качество звука, а не на прямолинейный лубковый драйв и всё такое.
Рекомендую эти два рок-альбома всем, всем, всем для не праздного прослушивания, и может, кто-то в очередной раз вспомнит, что выбора у нас нет, кроме единственной дороги вперёд, через отступление к самим себе.
Геннадий Вяткин
Кирилл Захаров