24 окт 2001

"Ночные снайперы" в Барнауле.

17 октября над "Моторщиками" лил дождь. В "Моторщиках" честно, целый час, распевались "Ночные снайперы". Часть публики, в основном тусовочного вида парни и девчонки, толпилась у закрытой двери в зал. Подслушивали рептицию и тащились. Другая часть народа тоже репетировала - "распивались" пивом.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что девушки сильно различаются. И не только цветом волос (Света - блондинка, Диана - брюнетка). Диана - вся такая черная и решительная. Света - балдежная и веселая.

Что у них в чехлах?

- Почему "снайперы", а не "снайперши"?

Света: - Жи, ши - пиши с буквой "и"!

Диана: - Потому что мы не любим слово "поэтесса"...

Света: - ... и "профессорша".

Диана: - ... а еще "докторша". Это звучит как-то неблагозвучно. Тем, что мы называем себя "Ночными снайперами", мы ни чуть не умаляем свое женское начало. По-нашему, такое слово на русском языке в мужском роде звучит более красиво. Вот и все.

- Но и в песнях вы часто поете от мужского лица...

Света: - А это у нас раздвоение личности.

- У обеих?

Света: - Нас на самом деле не двое, а четверо. (Смеется.)

Диана: - Да дело не в том, что песня от лица мужчины... На самом деле только в одной песне "Рубеж" это сильно заметно.

- А почему вообще "ночные" и почему "снайперы"?

Диана: - Как-то ночью, когда мы возвращались с концерта, на дороге нас встретил одинокий автомобилист и решил пошутить: "Девчонки, а вы с охоты или на охоту?"

Света: - А мы шли с зачехленными гитарой и скрипкой. Это было в Магадане, под утро. Мы возвращались из одного казино, где отыграли акустический концерт. И человек не поленился, остановился, в 40-градусный мороз открыл форточку, чтобы поинтересоваться. Наверное, подумал, что у нас в чехлах ружья.

Диана: - Но мы, по-моему, ничего ему тогда не ответили. А позже родилось название "Ночные снайперы".

- Девчонки, а это правда, что вам пришлось отыграть несколько концертов в казино в Магадане, чтобы заработать деньги на билеты в Питер?

Диана: - Пятьдесят!

Света: - Нам нужно было вернуться в Питер, а из Магадана кроме как на самолете - никак нельзя.

- Насколько я знаю, в 1999 году вокруг вас в Москве и Петербурге был настоящий тайфун, вы были очень популярны. Почему такого не было у нас на периферии?

Диана: - Мне кажется, что это наше упущение. Мы просто могли бы приехать к вам раньше и познакомиться с вами раньше. Тогда, возможно, реакция была бы совсем другая, нежели сейчас.

- Жизнью и творчеством своих фанов интересуетесь?

Диана: - Невозможно этим не интересоваться, потому что они у нас живут под окнами.

- А друг от друга вы далеко живете?

Диана: - Да. Светка живет в центре Питера, а я намного дальше. У нас одно время студия была около Казанского собора. Об этом ребятки прознали. Так вот, они там все лето и провели.

- А случается так, что вы вдруг в квартире репитируете или просто играете? Соседи не жалуются?

Диана: - Такое было, когда еще не было студии. (Когда Света и Диана только начинали свою творческую деятельность, они жили в коммуналке в Питере, где прямо посередине комнаты стояла ударная установка. А на оставшейся площади обитали девчонки. - Прим. авторов.) Но соседи не жаловались, потому что в Питере очень большие потолки и очень мощные, капитальные стены. Поэтому проблем не было. А потом появилась своя репетиционная база.

Место для концерта - самолет

- А вы экстремальные девчонки?

Диана: - Конечно!

Света: - Вы извините, я пока тут причесочку подделаю.

- Самый экстремальный концерт?

Света: - Да... Был у нас тут один... Допеть не дали...

- А поподробнее?

Света: - Не, не хочу. Неприятно вспоминать.

Диана: - Самый экстремальный концерт был у нас в... самолете. В 1998 году. Мы тогда летели с акустического фестиваля. Так получилось, что в салоне мы разложили всякие свои вещи, и среди них была афиша, которую мы взяли после выступления. И один молодой человек вдруг подошел и спрашивает: "Вы "Снайперы"?" Мы говорим: "Да". А он: "О! Классно! Моя жена сходила, и ей очень понравилось, а я не слышал. Можете спеть сейчас?" Мы говорим: "Почему нет? Можем!" Он пошел к стюардессе. А в самолете, в котором мы летели, было два салона. Оба были неполные. Так вот, все, кто хотел слушать, они все переместились в один салон.

Света: - Поэтому дальше самолет летел не так (Света показывает ладошкой нечто похожее на горизонтальную линию), а вот так (теперь Света изображает наклонную линию - вниз).

Диана: - Да ладно ты! Так вот. Этот мужчина подошел к стюардессе и говорит: "Девчонки тут споют. Вы не возражаете?" Она говорит: "Нет, не возражаю...

Света: - ...только за аренду воздушного лайнера придется заплатить".

Диана: - Правда! Довольно капиталистическая стюардесса попалась!

Диана: - И вот мы начали петь. Но было довольно тяжело, потому что турбины очень громко и непрерывно гудят.

Света: - У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у... (изображает гул турбин)

Диана: - Но мы их перепели. Или даже переорали.

Света: - У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у.... Распеваюсь!

- Вы долго играли именно акустические концерты. А на каком проще, на электронном или на акустическом?

Диана: - Мы очень разные со Светкой. Я более тяготею к электричеству.

Света: - А я к акустике.

- Почему?

Света: - А в акустике скрипку лучше слышно! Шучу, конечно. Я просто не люблю больших сборищ - человек такой.

- Где удобнее выступать: в клубе, когда народ просто пришел потусоваться, или на концерте, когда сознательно приходят ради исполнителя?

Света: - Интереснее заинтересовать публику. Она, значит, сидит жует. А тут раз - и вилку с ножом в сторону! Стала на тебя смотреть. Значит, ты победил!

Диана: - А вообще у нас очень прикольно с клубами все происходит. Потому что народ часто приходит специально на наш концерт. А потом мы отыгрываем, а в клубе становится пусто. И получается, что мы подставили бар.

- Вторично не приглашают...

Диана: - Да нормально все. Сейчас, пока нет никого, скажу - нам недавно сказали, что на наших концертах очень хорошо напиваться.

- Почему?

Диана: - Ну, не знаю. Я теперь тоже об этом думаю...

- Думаю, сегодня это не получится, потому что даже стоять, по большому счету, возле сцены негде...

Диана: - Почему? Сидячий зал? Жаль...

Прицел на зрителей

Концерт задерживали уже на полчаса. Наконец двери гостеприимно распахнулись, и началось обожаемое:"...но это просто рубеж, и я к нему готов..." Диана в основном пела, Света больше играла на скрипке и делала шоу. Она умудрялась одновременно играть на скрипке, подпевать и пританцовывать. Для "проблемной" песни Диана надела черную куртку и черные очки, она изображала жертву обстоятельств, сына и пела: "Послушай, дорогая, я не думал, что продолжать этот кошмар будешь ты..." Света изображала проблемную мамашку. Народ, наблюдая снайперские демарши, аплодировал.

Концерт время от времени перемежался "лекциями". "Дайте мне

медиатор, - сказала Диана и продолжила. - Медиатор - это такая фитюлинка. Ее держишь в руке и играешь". Были и короткие истории о темном прошлом девушек, ими же самими и рассказанные:

- Песню "Алмазный британец" мы написали после одной поездки. Мы неслись в машине со скоростью тысяча километров в секунду, когда наш водитель стал засыпать. И мы попали на встречную полосу...

Напиться на концерте у "Снайперов" удалось далеко не всем. Во-первых, в буфете было только пиво, во-вторых, оно быстро закончилось. Но на "качестве", или , как назвали сами "Снайперы", "таланте" публики недостаток алкоголя не сказался. Народ собрался с фантазией. Сначала все как-то чинно и скучновато сидели в креслах. Танцпола в зале не наблюдалось. Потом первые ряды завели привычку подходить к сцене, становиться к ней спиной и фотографироваться. На майке одной из фото-девиц сзади было крупно написано "Земфира". Потом фото-девочки и мальчики и вовсе стали садиться на край сцены, долго умащиваясь, принимая значительную позу. Фотки должны получиться качественные, из серии "Я и "Снайперы" сзади".

Однако же концерт прошел на "ура". Были традиционные роковые зажигалки в зале, вопли "Снайперы - молодцы", были бестекстовые вопли и визги. К середине концерта публика открыла для себя проходы, а к финалу и вовсе устроила давку у сцены, пытаясь дотронуться до девчонок. Какой-то девице удалось спереть из под носа у Дианы ее бутылку с минералкой. Трофей. Концерт заканчивался в два приема. Публика так долго вопила и хлопала, что ушедшим вроде насовсем "Снайперам" пришлось вернуться и отыграть еще несколько песен. В общем, "снайпер безоружен", доволен и влюблен. Обе. Все четыре. Они так сказали, и мы им верим.

Анна ВАЛЬЦЕВА и Светлана СТРЕЛЬНИКОВА.

"Свободный курс"

Справка "СК"

"Снайперы" - группа из Санкт-Петербурга, основу которой составляет дуэт Дианы Арбениной (автор музыки и текстов, вокал, ритм-гитара) и Светланы Сургановой (автор музыки, текстов, вокал, скрипка, ритм-гитара). Кроме них в группу входят Гога Копылов (бас-гитара), Сергей Сандовский (ударные, перкуссия) и Иван Иволга (соло-гитара).

Стиль группы нельзя определить каким-либо одним жанром. Его характерные признаки: мелодизм, лаконичность и честность. Творчество "Снайперов" весьма необычно и представляет собой явление в современной русской музыке.

История группы: две девушки из разных концов страны - Диана Арбенина (Магадан) и Светлана Сурганова (Санкт-Петербург), по воле случая встретившись и познакомившись с песнями друг друга, поняли, что дальше они хотят их петь вместе. Дуэт дебютировал на Всероссийском фестивале авторской песни в сентябре 1993 года в Санкт-Петербурге, где был удостоен лауреатского звания.

Проживание в разных городах сильно осложняло творческий процесс, и Светлана ломанулась в Магадан, где с конца декабря 1993 по май 1994 г. девушки

отыграли 50 концертов в казино "Империал". Это еще больше убедило их в том, что обратной дороги нет, и они вернулись в Питер, видимо, навсегда. Там они поиграли какое-то время в студенток - одна (Света) в Педиатрическом медицинском институте, а другая (Диана) на филфаке Санкт-Петербургского государственного университета. И, таки получив по высшему образованию, они занялись активной музыкальной деятельностью. Хотя образование обе закончили позже.

C 1994 по 1996 г. девушки выступали в питерских клубах. В 1995 г. записан домашний альбом "Вторая пуля", и "Снайперы" продолжают записывать новые песни. С каждым концертом стиль уже сложившегося дуэта все больше проявлялсяи приобретал более явные и узнаваемые черты, но определить его одним словом не удавалось еще пока никому. Что? в общем-то? навевает на мысль о его абсолютной оригинальности. Проблем с репертуаром тоже не возникало. Песен писалось много, и процент хитов был угрожающим.

В августе 1998 г. выходит двойной альбом "Ночных снайперов" - "Капля дёгтя в бочке меда", что усиливает интерес публики к дуэту. Песни с этого альбома звучат на "Европа Плюс", "Радио Балтика", "Модерн", "Ностальжи " и "Русский шансон". На песню "Солнце" снимается клип. Не успев надоесть с первой программой, дуэт делает вторую и продолжает активную концертно-гастрольную деятельность (Магадан, Выборг, Псков, Омск, Дания, Швеция, Финляндия и т. д.).

К концу 1998 г. в головы дуэта приходит идея стать электрическими. И с января 1999 г. начинается подготовка электрической программы в усугубленном составе: "Ночные снайперы" Гога Копылов на бас-гитаре и Алик Потапкин на барабанах. Недюжинный профессионализм и опыт ритм-секции дают возможность "Ночным снайперам" совершенно по-новому взглянуть на свои старые песни и создавать новые на качественно ином уровне.

В августе 1999 года выходит альбом "Детский лепет", в котором собраны домашние и студийные композиции "Снайперов", записанные в период с 1989 по 1995 г. Тогда же записывается новый акустический альбом с рабочим названием "Канарский".

Летом 2000 года группа в "электрическом" составе (Диана Арбенина, Света Сурганова, Гога Копылов, Иван Иволга и Сергей Сандовский) записывает альбом с рабочим названием "31:37" на питерской студии "Добролёт". Зимой 2000 года подписывается контракт с фирмой "Риал Рекордс", и в марте 2001 года первый электрический альбом "Снайперов" выходит под названием "Рубеж". Снимаются клипы на песни "31-я весна" и "Кошка (московская)", которые показывает MTV, одновременно несколько песен "Снайперов" берут в ротацию "Наше Радио", "Европа Плюс" и другие радиостанции.

По материалам газеты "Свободный курс"