12 сен 2002

Какую музыку "возможно" играть в нашем городе и почему?

Попытка ответа на поставленный в заголовке вопрос. Без конкретных имён и названий.

0.

"Нет, невозможно играть металл в Барнауле, несовместимые это вещи", - изрёк однажды кто-то из местных рок-деятелей. Спорить и рассуждать на этот счёт можно долго и с самыми разными результатами, однако возникает вполне понятный контрвопрос: "Что же тогда с чем совместимо?" Какую музыку "возможно" играть в нашем городе и почему?

А играют у нас многое. И потому неплохо было бы попытаться оценить общую ситуацию с самыми популярными в Барнауле направлениями рок-андеграунд-культуры. Этим мы и займёмся ниже. От какого бы то ни было конкретизирования воздержимся, ибо цель сейчас совсем не в том, чтобы показывать, кто именно на что способен. Итак…

1.

РОК-Н-РОЛЛ. Как это ни парадоксально, но данное направление в чистом виде - самое обделённое вниманием. По отношению к Барнаулу, во всяком случае, это справедливо. Хотя многие местные команды утверждают-таки, что играют они именно рок-н-ролл. Ну что ж…

ПАНК. Пожалуй, самый "затасканный" у нас сегодня стиль. Приблизительно прикинув, мы выяснили, что количество т.н. "панк-команд", существовавших в нашем крае за последнее десятилетие, уверенно и неуклонно стремится к числу 100. Но - не так всё здорово, как кажется. Подавляющее большинство всех барнаульских "панков", по сути, лишь прикрывают расхожим определением неумение правильно играть свои три аккорда. И это стало уже тенденцией: понятие "панк" сейчас опошлено (у нас и не у нас) настолько, что им уже можно назвать всё, что угодно…

БЛЮЗ И ХАРД-РОК. Именно с них и начался когда-то приснопамятный барнаульский рок. И хотя сегодня действующих хард-рокеров можно пересчитать буквально по пальцам одной руки, сам факт того, что сейчас, в эпоху затянувшейся ассимиляции рок-музыки, ещё остались приверженцы старого доброго харда, даёт надежду, что не переведутся они и далее.

АЛЬТЕРНАТИВА и различные её проявления. Почему-то именно альтернативщики время от времени упорно не дают разрастаться и застаиваться барнаульскому "андеграунд-болоту", разгоняя его мощной и свежей струёй (sic! - прим. авт.). Жаль только, что большая часть этих команд развалилась так же быстро, как и собралась.

А ситуация с МЕТАЛЛОМ всё же так или иначе соответствует словам, приведённым в самом начале. За всё время существования рока в нашем городе число групп-металлистов (собственно, как и время их деятельности) всегда было небольшим, а качество исполняемого материала - невысоким и часто даже отдающим инфантильностью. Сейчас ситуация с металлом (в самых разных его проявлениях) ненамного отличается от того, что было лет семь-восемь назад. Есть, правда, команды, находящиеся в стороне от всего вышеизложенного, - но это скорее исключения подтверждающие правило.

2.

"Как заметит проницательный читатель" (вот блин, очередной дурацкий штамп!), вся первая часть данной заметки строится исключительно по схеме "стиль - группы - результат". И, как правило, последнее звено этой нехитрой цепочки почти всегда имеет в своём контексте другое, куда менее растяжимое и куда более прозаичное понятие - "лажа". Но, верится или нет, личные вкусы и пристрастия авторов здесь совершенно не при чём. Тогда в чём же дело? Постараюсь объяснить.

Проблема, затрагиваемая в данном материале, имеет отнюдь не местное, "барнаульское" значение. Она лежит в основе абсолютно всех попыток (осознанных и неосознанных) синтезировать на основе изобретённых на западе ФОРМ некий "наш аналог", "русский рок" (в широком смысле этого понятия). В результате получилось совершенно не способное к жизни существо. В чём причина?

Слово "формы" выделено в тексте не случайно. При внимательном рассмотрении творчества большинства барнаульских (да ладно бы только барнаульских - большинства российских) рокеров ясно видно, что лишь формами всё и ограничивается. На содержание по большому счёту просто плюют. А ведь каждой форме всегда соответствует своё собственное, часто единственное содержание! Примеры? Пожалуйста! C самого начала содержательной базой западного андеграунда была "святая троица" - "секс-драгс-рок-н-ролл". Хотим мы этого или нет - но это так. У нас из этой цепи упорно выкидывались (и выкидываются до сих пор) два первых звена - и что в результате? Ничего, кроме высасывания из пальца и корявых отмазок типа "рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет". Если он и мёртв - то только в том, кто так спел.

Во-вторых, многие ветви и формы западного андеграунда имеют под собой мощную идеологическую подоплёку, с российским менталитетом никак не совместимую. Самый яркий пример - музыка рэггей. По этому поводу вспоминаются невольно слова Александра Башлачёва: "Вот если ты играешь рэггей и живёшь в Сибири - надевай тогда пальмовые трусы и ходи так зимой по снегу, восхваляй Джа!" И мало того, - многие музыканты, играющие тот же рэггей, об идеях растафарианства часто не знают вовсе, либо знают, но в двух-трёх словах. Вот тебе и рэггей…

И, что самое главное, - музыканты чаще всего используют как методику то, что на самом деле было когда-то проявлением внутреннего мира западных куртов кобэйнов, янов кёртисов, чаков шульдинеров и иже с ними. Оставим этот момент без комментариев.

А на вопрос, поставленный в самом начале, однозначно ответить так и не удалось. Но пища для размышлений есть, а выводы те, кому станет интересно, сделают сами. До новых встреч!

Кирилл Захаров