19 май 2004

Весенние ритмы 2004

18 мая в краевом театре драмы прошёл традиционный фестиваль джазовой музыки, приуроченный к весне и празднику победы. Спрос на музыку был удовлетворён полностью. Спекулянтам не удалось наживиться, как осенью, но свободных мест осталось не больше десятка.

Зазвучавший в фойе джаз ознаменовал досрочное начало фестиваля. Вокруг рояля, за который сел, пожалуй самый прогрессивный из представительных джаз-менов Максим Титков, сеюминутно образовался кружок нетерпеливых слушатетей. После не получивших одобрения экспериментов "расстроенного оркестра", когда вокалист привык петь "чуть выше", а настройщик "пренебрёг камертоном", к роялю присоединился саксофон. Данное зрелище оказалось для многих столь увлекательным, что зал начал наполняться лишь после третьего звонка.

За звукорежиссёрским пультом на этот раз работал человек, руками которого формируется тот самый "барнаульский звук" студийных записей множества местных рок-групп. И аплодисменты "заговорившему" после пятиминутного "хрипения" микрофону посвящались именно ему. Порадовало отсутствие намёков на политические темы в приветственных речах вручающих награды известных лиц. Свою первую награду получил самый молодой участник фестиваля, исполнивших несколько тем из детских мультфильмов на рояле напару с отцом. Не было видно никакого напряжения на лице мальчишки. Без сомнения, музыка даётся ему с лихвой.

"Взрослую" программу открыл "Биг-бенд" алтайского краевого колледжа искусств и культуры, поразивший исполнительским качеством. В настоящее время он может смело составлять конкуренцию затоялым корифеям жанра. Рубцовские "Девчонки" больше напоминали пародию, чем истину. Неубедительное соло на бас-гитаре, остутствие какого бы то ни было "драйва" у "ударницы", малодиапазонный трио-вокал. Внешнее поведение "сдёрнуто" у столичного квартета "PEP-SEE". Однако этот коллектив представляет интерес как оригинальный ответ мужскому шовинизму в джазе.

Состоялась премьера молодого по времени, но не по составу, ансамбля "Вариант", которому два с половиной месяца отроду. А профессионализм на сцене выглядел на все двадцать пять. Порадовало, что от перестановки таких "слагаемых" величие результата осталось неизменным. Джаз это или вариации на блюзоввые темы - совершенно не важно. Но от музыкатнов будут требовать "чего-нибудь своего", если этот проект обретёт долгую жизнь.

Не обошлось без Степана Мезенцева и братьев Скляровых. "Бас-мэну" Андрею и зритетелям не хватало этого самого баса и лишь Стёпа не постеснялся попросить звукорежиссёра "добавить в монитор". Нелепая ситуация: монитор "навернули", а фронтальные колонки по-прежнему продолжали фонить G-тональностью. Работу скрипача можно было не только слышать (здесь претензий к звуку нет), но и видеть: из-под смычка извергалась едва заметная струйка дыма. "Облысеть" Степану в музыкальном смысле пока не грозит. Но время не стоит на месте, а разнообразием репертуара он похвастаться не может. Думаю, большим подарком публике на очередном концерте, например с группой "Дядя Го", станет партия из песни "Белая ночь" Юрия Шевчука, исполнял которую ныне покойный Никита Зайцев. Первое отделение фестиваля довершил "Оркестр МЧС". Очень огорчила декоративность микрофона, подвешенного над тамтамами. Их звучание мог слышать разве что первый ряд.

Второе отделение своей лиричностью напоминало колыбельную, под которую медленно, но верно пустел зал театра. Что интересно, свет переместился от зрителей в сторону сцены. Выступали гости из Горно-Алтайска и Новосибирска. Блестящее исполнение классических джазовых мелодий прошедших лет, хоть и на чужеродном для многих английском языке. Концовкой стал барнаульский "Джаз-арт". Можно по-разному оценивать этот "бенд". Можно рассуждать о бесполезной нагромождённости инструментами, создающими "кашу" (с ударными явный перебор) или сравнивать с группой "Дубовая роща" (если бы её не было, то её надо было выдумать). "Хедлайнерами" их никак не назвать, но финальное "короткое" джазовое слово было произнесено.

Как всегда на таком масштабном мероприятии слабым местом оказалось звукотехническое обеспечение. Как сказал Александр Чермянин, причиной 50-герцового фона стала система электровентиляции и поделать ничего нельзя. Но бывало и хуже - рассказавал он - когда кольцо начинало вращаться (имелся ввиду концерт "Хрустальной гармоники", по-идиотски бутафорское оформление, треском и шумом заглушающее звук). По старой привычке у нас часто обвиняют самого крайнего, "звукача". А про то, что ветхое оборудование давно остлужило свой срок, либо попросту дешёвка (радиомикрофон, например) стараются не говорить. Жаль, что новый губернатор "из искусства", на которого многие деятели культуры возлагают надежды, не посетил фестиваль.

Вторым слабым местом был, есть и ещё долго, наверное, будет буфет. Пятнадцать минут антаракта безнадёжно малы для толпы "голодных" зрителей, оккупирующих малюсенький прилавок. И второй акт любого представления остаётся многими пропущен. Тем не менее, фестиваль будет наращивать свои масштабы. Не за горами двухдневные выступления разнообразных команд, играющих один на всех неповторимый джаз.

Барнаул, 2004г.

Антон Подчасов