17 янв 2002

Гастроли "The 9" в Китае, 1997 год

В нашем архиве много интересных статеек, посвящённых барнаульской музыке. Сегодня мы предлагаем вам материал "ДЕВЯТЬ с китайцем братья на век", опубликованный в "Свободном курсе" в июне 1997 года.

Барнаульские музыканты очень не часто отправляются в мировое гастрольное турне. Даже, можно сказать, очень редко. Практически, никогда. Досадным исключением является группа "Девять", которая находится в этом самом турне уже года три, с тех пор, как стала записываться иностранными буквами "ТХЕ 9". Но самое интересное, что все это время маршрут мировых гастролеров не выходил за пределы Алтайского края, и только весной 1997 года "Девятка" наконец-то выехала за рубежи нашей родины - в дружественную Китайскую Народную Республику.

Мосты народной дипломатии с южным соседом навел бородатый предводитель группы "Девять" Сергей Лазорин, неоднократно до этого ступавший с коммерческими целями на благодатную землю Восточного Туркестана. Именно туда, или - официально - в Синьцзян-Уйгурский автономный округ КНР отправились барнаульские рокенролльщики за международной известностью.

Столица автономного округа - город Урумчи - является главной базой китайской приграничной торговли, куда, как мухи на мед, едут "челноки" со всех концов необъятного СНГ - России, Казахстана, Азербайджана и т.п. Товарооборот урумчийских рынков намного превышает показатели крупных восточно-китайских городов, даже Пекина. Постсоветских торговцев не страшат возможные вспышки тлеющего национального конфликта - уйгуры (к тому же еще и мусульмане) время от времени пытаются осуществить какие-нибудь сепаратистские выходки, которые жестко пресекаются центральным пекинским правительством. Так что на улицах Урумчи кроме китайсцев и уйгуров музыкальным посланцам орденоносного Барнаула частенько встречались русскоговорящие граждане. И еще одно обстоятельство отложило глубокий след в памяти алтайских гастролеров - наличие в городе вывесок на русском языке и отсутствие англоязычных.

Но главной достопримечательностью Восточно-Туркестанской столицы стала черная патриаршья борода Лазорина. Так как волосяной покров лиц китайской и уйгурской национальности не в пример беднее нашего, то лидер "Девятки" был постоянно преследуем местными детишками, которые восторженно показывали на народного дипломата указательным пальцем и кричали "тахуза" (видимо, этим словом обозначается борода).

Собственно музыкальная деятельность группы протекала в трех местных ресторанах - китайском, уйгурском и для СНГшных челноков. В течение четырнадцати дней пребывания группы "Девять" за границей гастролеры пахали на кабацких эстрадах по восемь часов в сутки. Каждую ночь по 4 с половиной часа и 3 часа днем. В уйгурский рестаран народ в основном приходил семьями, платил около ста долларов за столик и наслаждался прекрасными чарующими звуками, льющимися из сибирских музыкантов и их инструментов. А чтобы не сильно нарушать мусульманскую мораль, бутылки со спиртным уйгуры держали под столиками. Хряпнут по чуть-чуть и опять спрячут.

А на сцену "Девятке" однажды нетрезвый коренной житель прислал в знак признательности бутылку виски ценой в 200 долларов. Его широкая уйгурская душа пела (и плясала) от осознания того факта, что в далекой России все люди почти наизусть знают его любимую народную песню. Этой уйгурской народной песенкой оказалась бессмертная "Фаина". На всех выступлениях "The 9" нанайский супер-хит неизменно становился символом братства и нерушимой дружбы русского, китайского и уйгурского народов.

Китайский ресторан в Урумчи, где приходилось нашим героям отрабатывать нелегкий хлеб международного признания, славен прежде всего семиметровой статуей Будды. У каменных стоп Гаутамы плещется обширный водоем, и в нижнем зале ресторана статую видно по пояс снизу, а в верхнем - соответственно, по пояс сверху. Но этим вся экзотика отнюдь не кончалась. Барнаульских рокнролльщиков гостеприимные хозяева постоянно пытались накормить фирменными блюдами из змей, которых там хоть пруд пруди. Так как ловить ядовитых гадов в пустыне - дело нудное и хлопотное, при многих точках общепита в Урумчи есть свои небольшие питомники, где их и выращивают. Эдакие племенные гадюшники. В "девятчиках" неожиданно для них самих проснулись и окрепли новые жизненные принципы - радикальное вегетарианство и воинствующее гринписничество. Избавиться от этих вредных заблуждений удалось только по возвращении на родину, где змей практически не едят.

Музыканты пожаловались на нездоровую экологическую обстановку в столице Восточного Туркестана. Мало того, что злой самум приносит из пустыни радиацию ядерного полигона в Лобноре, так еще и в городе исправно работают гиганты социалистической индустрии - свинцовый и цементный заводы. Поэтому в Урумчи окна моют очень редко. А зачем, ведь все равно завтра будут такими же грязными. Но любимым отдыхом наших посланцев были еженедельные всегородские субботники. Под задорный писк-треск горнов и барабанов урумчийская молодежь в выходные деньки стройными рядами выходит благоустраивать улицы и площади родного города. Не преминули засветиться на мероприятиях и игроки "Девятки" с красно-желтыми флажками в руках.

Не успели гастролеры восстановиться после перелета из Китая домой, а в голове уже роятся новые честолюбивые замыслы. В конце мая для барнаульцев проведен концерт-презентация альбома "Пиво рок-н-ролл". А впереди большой гастрольный тур по всему Китаю с запада на восток с последующим залетом в Индонезию, Микронезию и Полинезию. И еще две акции протеста - большие сборные рок-концерты на темы Восточного Тимора и атолла Муроруа. Всемирные гастроли группы "Девять" продолжаются.

Вадим ВЯЗАНЦЕВ.

Вадим Вязанцев