13 фев 2002

Мечта Эдуарда Чугунова

Эдуард Чугунов уже в детском возрасте проводил очень много времени за фортепиано, поэтому нет ничего удивительного в том, что к девятому классу он оказался за клавишными в школьной группе "Прессинг". Дело было на Южном, в школе №87. Шёл 1982 год.

В составе "Прессинга", кроме Эдуарда, играли Алексей Сивцов (вокал, гитара), Олег Новиков (ударные) и Владимир Медведев (гитара, бас). Время было тяжёлое, ребятам запрещали играть песни их любимых "Deep Purple", поэтому "Прессингу" приходилось разбавлять классику харда песнями "Машины Времени" и "Воскресенья".

Вскоре "Прессинг" начинает репетировать на базе ДК Южный. В составе появляется вокалист Александр Пашовкин, который пополнил репертуар группы песнями собственного сочинения. В результате получился вполне профессиональный барнаульский ответ популярному в то время "Круизу".

Впрочем, возможности выступать "Прессинг" не имел, и команда развалилась. Пашовкин стал работать ведущим краевого радио, чем занимается и по сей день, а остальные участники попросту ушли из музыки. На дворе был 1985 год.

В 1986 году Чугунов получил приглашение от своего старого Приятеля Сергея Лазорина занять место клавишника в только что созданной им группе "9". Эдуард согласился, и на протяжении года играл с "Девяткой" концерты, участвуя в фестивалях в Павлодаре и Барнауле (в частности, "Рок-Периферия-87"). Однако желание создать собственный хард-роковый проект зрело у Чугунова в течении всего времени работы с командой Лазорина. И после "Рок-Периферии-87" Эдуард уходит из группы и образует коллектив "Механический Пресс" на базе одноимённого завода. В группу, кроме самого Чугунова (клавишные) вошли Александр Кочетков (экс-"Поток", вокал, тексты), Евгений Корчевой (гитара), Вячеслав Сузгин (ударные) и Игорь Печурин (бас). "Механический Пресс" появился в начале 1988 года и просуществовал год. За это время команда удачно выступала с концертами на родном заводе и в барнаульском рок-клубе. Именно там, в ДК Химиков, и был записан единственный альбом "Механического Пресса" - "Механический Пресс-1". Звукорежиссёром альбома выступил бывший гитарист "Потока" Александр Карышев, умерший вскоре после записи от болезни крови. С этой программой "Пресс" пытался выступить на "Рок-Периферии-88", однако президент рок-клуба Евгений Колбашев предпочёл хард-року более спокойные команды вроде "Тет-а-тет" и "Дядя Го", и не включил "Механический Пресс" в число участников фестиваля. А уже к концу года коллектив перестал существовать. Кочетков через несколько лет "всплыл" в составе "Символики", а Чугунов продолжил занятия хардом в новой группе "Чёрная Роза", основанной в рок-клубе в начале 1989 года: Эдуард Чугунов (клавишные), Андрей Сафронов (вокал), Сергей Иванов (гитара, вокал, тексты), Олег Мещеряков (экс-"9", бас), Эдуард Цветков (экс-"Праздник", сегодня - "Группа Владимира Кислова", ударные). В течении года "Чёрная Роза" активно выступала в Барнауле, но к началу 1990 года Чугунов решил возродить свой школьный проект "Прессинг" и ушёл из группы. "Чёрная Роза", заменив клавишные на вторую гитару, переименовалась в "Клеопатру".

Обосновавшись в актовом зале ПУ-35, "Прессинг" в составе: Чугунов (клавишные), Андрей Сапрыкин (вокал), Игорь Лукьянчиков (гитара), Святозар Лесников (бас), Андрей Целищев (тексты) - начал репетировать. Постоянного барабанщика в группе не было, и каждый свой концерт "Прессингу" приходилось играть с новым участником. Репертуар группы был полностью англоязычным. В музыкальном же плане это был всё тот же хард-рок.

К лету 1991 года, отыграв концерты в рок-клубе и студклубе АГУ, "Прессинг" развалился. И, наконец, в конце этого же года появляется самый главный проект Чугунова - группа "Шаровая Молния". Репетировать начала в том же ПУ-35. Из "Прессинга" в состав новой группы перекочевали Целищев и Лукьянчиков, а в начале следующего года "Шаровая Молния" была доукомплектована Владимиром Дубковым (ударные), Юрием Якимовым (бас) и вокалистом Альбертом Варбанским. Первый концерт "Шаровой Молнии" состоялся весной 1992 года в клубе "Мельница", причём программа выступления состояла целиком из песен "Deep Purple". Удивлённый Леонид Мелкомуков, директор клуба, сразу пригласил команду репетировать к себе в клуб. Так и обосновалась "Шаровая Молния" на "Муке" до начала 1994 года, когда группу покинули Варбанский и Дубков. Варбанский, закончив АГИИК, уехал домой в Омск, где с кабацкими музыкантами в конце 90-х записал одну из песен "Механического Пресса" (услышанного им однажды на кассете, принесённой Чугуновым). С этой песней Варбанский поехал в Москву и выступил на одном из эстрадных конкурсов молодых исполнителей - увы, безуспешно.

А "Шаровая Молния", дополненная вокалистом Виталием Кашниковым и ударником Андреем Волковым, переместилась в ДК Моторщиков. Вскоре Волков из группы уходит, а его меняет Игорь Максимов. "Шаровая Молния" подготовила новую программу на англоязычные тексты Целищева, которую представила вскоре в клубе "Мельница". В течение последующих полутора лет группа эпизодически появлялась на "Муке" с концертами, некоторые из которых были записаны на плёнку.

В конце 1996 года Якимов и Лукьянчиков были куплены за шестьдесят рублей группой "Караул" и ушли из "Шаровой Молнии". Одновременно в "Катарину Финч" перебрался барабанщик Максимов. Чугунов набирает новых музыкантов - гитариста Владимира Кочеткова, басиста Евгения Гришина и ударника Стаса Ребрикова, - и "Шаровая Молния" вновь на сцене. Последнее на сегодняшний день выступление группы состоялось в декабре 1997 года на "Муке" вместе с "Анорексией". После этого концерта Кочетков уезжает в Москву, и Чугунов до сих пор не может найти подходящего гитариста для своей группы. Басист Гришин играет сейчас со своей супругой, джазовой певицей Катей Будкеевой, а Виталий Кашников с недавнего времени поёт в группе "Граффити" (кстати, Чугунов однажды выступал и с этим коллективом). В планы же самого Чугунова водит запись двух песен "Шаровой Молнии" на студии "Мельница". По всей видимости, ему будут помогать Вячеслав Бовин (бас), Владимир Лунёв (гитара), Виталий Кашников (вокал) и Артур Мелкомуков (ударные). Ну и, конечно, ведётся поиск гитариста, который способен не только играть, но и понимать хард-рок - музыку, которой Эдуард Чугунов посвятил всю жизнь.

Кирилл Захаров