07 фев 2010

История Барнаульской Музыки: Александр Попов

Барнаульский музыкант , гитарист и певец , автор песен Александр Попов - человек , для которого приоритетом в музыке являются мелодия и гармония . Может быть , поэтому его вокал давно стал визитной карточкой многих барнаульских ресторанов и клубов , а музыкальное мастерство объединяло со множеством известных в музыкальных кругах города личностей. Это доказывает обширная творческая биография Александра Попова.

Музыка ворвалась в жизнь Саши Попова с раннего детства. Это не удивительно , ведь его бабушка и мама пели , а отец был баянистом. Вот как сам Александр вспоминает начало своего увлечения музыкой:

"Брат родной сделал деревянную маленькую гитару ,когда мне было 5 лет. Мы натянули леску рыболовную и ручкой лады нарисовали , а между ладами было написано ,точно помню , "БИТЛОС".

А ещё в детстве , лет в 9-10 , я услышал у соседа на кассете на "Веге" записи Пола Маккартни ,его группы Уингс и Дип Пёрпл .Я был поражён этой музыкой ! С этого момента я начал пытаться учиться играть на гитаре."

Попов учился в барнаульской школе № 37 , где познакомился с музыкантами-старшеклассниками . Ребята репетировали в клубе ТЭЦ-2 под руководством басиста Фёдора Юрьева и исполняли репертуар Битлз , Криденс , Машины Времени , Юрия Антонова , классические рок-н-роллы , немного своих песен. Именно в этом вокально-инструментальном ансамбле , именовавшимся ЭДЕЛЬВЕЙС , началась музыкальная карьера Александра Попова . Саша пел и играл на гитаре. Помимо ЭДЕЛЬВЕЙСА , игравшего на тэцовских мероприятиях и агитплощадках ,Попов играл на танцах в ансамбле Машиностроительного техникума. На дворе стоял 1982 год. Именно в этот период Саша приобретает свою первую гитару. А дело было так.

Руководитель ЭДЕЛЬВЕЙСа Фёдор Юрьев работал параллельно в ресторане "Волна" , где в начале 80-х трудились также ударник Сергей Кряжев и известный битломан , музыкант и литератор , гитарист Сергей Орехов , у которого Попов и приобрёл свою первую в жизни гитару "MUSIMA ETERNA DE LUX 2". Большое влияние на молодого музыканта оказал и ансамбль , работавший на танцах в ДК Трансмаш : Владимир Лунёв-гитара ; Борис Щербаков ( брат покойной Елены Щербаковой - создателя и руководителя Театра Песни "Каприз")-бас ; Пётр Давыдов- клавишные ; Александр Хренков-ударные. Эти музыканты славились исполнением песен АЛЬФЫ и КРУИЗА . Саша Попов быстро с ними подружился , а в дальнейшем с некоторыми из них вместе работал на различных площадках.

Закончив школу , Попов поступил в Барнаульское музучилище. Ещё в составе ЭДЕЛЬВЕЙСа Сашу заметил педагог Александр Тарнецкий и пригласил в училище. Но случилось несчастье - на одном из концертов Попов сорвал голос и был вынужден поступить лишь на факультет хорового дирижирования заочно , который так и не закончил. Параллельно Александр работал на Станкостроительном заводе , где познакомился с известным в городе клавишником Валерием Ивашкиным , поднимавшим в те андроповские годы заводскую самодеятельность. Но основная музыкальная деятельность теперь уже только гитариста Попова протекала в ДК Всероссийского Общества Слепых на Челюскинцев.

В 1984-85 годах ДК ВОС собирал по вечерам не только слабовидящих , но и довольно хорошо слышавших и хорошо врубающихся в музыку молодых людей. Ведь там играла группа , состоящая из отличных музыкантов: Евгений Костин-руководитель , саксофон; Пётр Черных- гитара , вокал; Василий Чуриков-клавишные ; Александр Попов- гитара ;Михаил Бедарев-бас ; Александр Кочетков-вокал и барабанщик Игорь , фамилию которого сегодня уже не вспомнить. Группа играла на танцах популярные песни ( КРУИЗ , Михаил Боярский... ) . На этой площадке Александр Попов сыграл свой последний концерт перед службой в армии , в которую он пошёл добровольно и вполне осознанно.Заключительный концерт Саша сыграл вечером накануне призыва , будучи бритым , а после танцев- перешёл улицу Папанинцев и переступил порог Призывного пункта , чтобы забыть о музыке на целых два года. Так ему тогда казалось.

Служил Попов в Красноярском крае , в посёлке Нижняя Пойма. Как и везде, в воинской части №6604 существовал свой духовой оркестр , который стал Саше хорошей школой в освоении таких духовых инструментов как баритон ,тенор и труба. Был при оркестре и вокально-инструментальный ансамбль , под приказом озвучивавший танцы для гражданского населения посёлка.Несложно догадаться , что Попов вскоре стал гитаристом армейского ВИА. А гитару вместе с примочками Александру привёз из дома брат.

Дембельнувшись , весной 1987 года , Попов делает попытку поступить в Институт Культуры , на факультет режиссуры. Экзамен у него принимали заслуженные сценаристы и рок-н-ролльщики Барнаула Михаил Смолянников и Сергей Лазорин. Но попытка стать режиссёром закончилась тем , что Александр в конце концов стал певцом и музыкантом со своеобразной манерой пения.

В том же 1987-м Саша устроился на работу механиком сцены в ДК Моторщиков . Там он продолжил занятия музыкой : поначалу сотрудничал с духовым оркестром ДК , играя на "народных" мероприятиях , а затем- в группе ВЫБОР. ВЫБОР числился штатным ансамблем ДК Моторного завода и состоял из старых знакомых Попова : Саша Кочетков пел , Василий Чуриков играл на клавишах , Александр Хренков на барабанах , бас терзал Сергей "Молодой" Сафонов ( известный сегодня по работе в группе ТНЕ 9 ). Попов поначалу был просто гитаристом , а после ухода Кочеткова- вновь запел. Вокал Александра привлекал внимание многих. Например , гастролировавшая в Барнауле новосибирская поп- певица Алиса Мон ( помните хиты " Платок" , "Подорожник -Трава" ?) и её продюсер Сергей Муравьёв предложили Александру влиться в состав группы ЛАБИРИНТ , аккомпанировавшей Мон. К сожалению , вскоре певица и ЛАБИРИНТ перебрались в Москву , и связь с ними оборвалась . Но Попов не унывал . К тому же, его пригласила в свой состав другая барнаульская группа ПОТОК.

ПОТОК- детище автора песен , гитариста и певца Александра Карышева. Эта группа базировалась в ДК Химиков ( располагавшийся на улице Титова ,9 , на Потоке , отсюда и название ) и играла собственного сочинения хард-рок на русском языке. Это было в духе времени , ведь именно в ДК Химиков в конце 80-х находился барнаульский рок-клуб , собравший под своей вывеской с десяток неформальных рок-групп города ( ДЕВЯТЬ ,ДЯДЯ ГО , КПД , ПРАЗДНИК ...). ПОТОК составляли : Александр Карышев- гитара , вокал , автор песен; Александр Попов-вокал ,гитара; Вадим Маркер - бас , аранжировка ; Михаил Матковский- ударные ; Александр Кочетков ( экс- группа ДК ВОС , ВЫБОР )- вокал. Группа выступала в ДК , особенно удачен был её концерт перед только набиравшим очки популярности свердловским НАУТИЛУСОМ осенью 1987 , делала записи ( ревер для ПОТОКА , к примеру, соорудил Александр Чермянин , тоже работавший тогда в "химиках"). Однако на сибирский фестиваль "Рок-Периферия 87" , проходивший в октябре в их родном ДК , ПОТОК допущен не был из-за неадекватного поведения вокалиста Кочеткова , связанного с употреблением наркотиков. В конечном счёте это и привело ПОТОК к распаду. Судьба почти всех его участников сложилась трагично. Ударник Михаил Матковский умер в начале 1988 года от рака крови ; лидер Александр Карышев уехал в Израиль , где умер от сердечного приступа в начале 90-х ; Вадим Маркер утонул в Оби летом 1994 ; Александр Кочетков в начале 90-х играл на барабанах и пел в трэш-трио СИМВОЛИКА , имел проблемы с наркотиками , позже уехал из Барнаула и по слухам умер. Александр Попов продолжил занятия музыкой.

Ещё в ПОТОКЕ Александра услышали музыканты старшего поколения - Леонид Мелкомуков и Александр Сафонкин и предложили ему поработать с ними в ресторане "Колос" . Попов принимает предложение , и ансамбль в "Колосе" выступает следующим составом : Попов-вокал ,гитара ; Мелкомуков-бас ; Сафонкин-клавишные; Игорь Лепин-ударные; Александр Чернышов-вокал. В 1989 году Мелкомуков ,Сафонкин и Попов стали соучредителями Экспериментально-Творческого Объединения ( Э.Т.О. , директор -Юрий Копытов ) ,занимавшегося строительством музыкальной студии и клуба на базе ДК Мелькомбината. В это время коллектив , в котором работает Попов обращается к собственному творчеству. Тексты писал на английском языке племянник Леонида Мелкомукова , Александр Попов сочинял музыку . Начались концерты , проходившие , в основном в новом клубе "Мельница". Принимал участие коллектив и в фестивале "Рок-Периферия 89" ,для которого Э.Т.О. предоставило аппаратуру. На фестиваль команда вышла в составе : Александр Попов-гитара ,вокал ; Леонид Мелкомуков-бас ; Александр Сафонкин-клавишные ; Владимир Грачёв- вокал , клавишные (трагически погиб в начале 90-х). В течении двух последующих лет данный проект продолжал выступать и записываться в новой студии , на репетициях к музыкантам присоединялись ударник Валерий Сурин и басист Дима Рогозин ( сегодня в РОНДО ). Самобытность группы Э.Т.О. была не только в исполнении англоязычного репертуара , но и в создании изящной , прекрасно аранжированной музыки , синтезирующей блюз , рэггей ,фанк и соул и являвшейся прямой альтернативой господствовашим в те годы русскоязычной новой волне и панку. Эта была специфическая и одновременно комфортная музыка , так до конца и недооценённая барнаульскими слушателями. В 1991 году Александр Попов покинул Э.Т.О.

В этом же году Саша принял участие в грандиозном концерте во Дворце Спорта " Песни Евгения Сергеева на стихи Владимира Левченко". Евгений Сергеев( увы , ныне покойный ) -ветеран барнаульской сцены , блестящий клавишник , долгое время был лидером популярной группы ДИЗАЙН. Для реализации своей авторской программы он пригласил множество музыкантов . В концерте участвовали кроме самого Сергеева : клавишники Василий Чуриков и Александр Барунов , басист-вокалист Андрей Комлев ( сегодня работает у Кислова ) , басист Сергей Сафонов , ударник Валерий Сурин , вокалист Александр Чернышов и гитарист-вокалист Александр Попов.

В начале 90-х Попов работал в музыкальном коллективе ресторана "Центральный" с музыкантами Петром Давыдовым и Сергеем Аверьяновым( оба клавишники ), Сергеем Ломовацким-вокал , Алексеем Боярских-бас . " Это шикарные музыканты , профессионалы" , - вспоминает о своих коллегах Александр Попов.

В 1992 году , в декабре , Евгений Колбашев организовал в Барнауле концерт американского музыканта , исполняющего так называемый "христианский рок" ,Ли Бенкина с программой " Jesus is God". Для выступления Бенкина из барнаульских музыкантов был собран аккомпанирующий состав , в котором играли Алексей Подымкин , Валерий Сурин , ряд других музыкантов. Александр Попов , в свою очередь , спел все партии бэк-вокала в обоих концертах Ли Бенкина : в клубе "Мельница" и ДК БМК.

1993 год. В Барнаул возвращается бывший вокалист ЗЕМЛЯН и ВОСТОЧНОГО ЭКСПРЕССА Юрий Жучков. Им была затеяна идея создания барнаульского состава ВОСТОЧНОГО ЭКСПРЕССА , в который вошли : Жучков-вокал ; Александр Попов-гитара ; Вадим Маркер-бас ; Тимофей Винковский-клавишные ; Валерий Сурин-ударные. Группа съездила на гастроли в Яровое , где выступала в перерывах между боями кикбоксинг-клуба "СтиК" , концертировала на барнаульской "Мельнице" , там же сняла клип на песню "Гонщик" , записывалась в студии . Но вскоре Жучков покинул сцену , вернувшись на неё лишь через десять лет , а ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС распадается окончательно.

Следующий этап в творческой биографии Александра Попова связан с кафе "Для Двоих" , в котором он проработал довольно долго , около пяти лет. В этом заведении Саша вновь встретился со своими старыми друзьями - Петром Давыдовым , Сергеем Аверьяновым , Алексеем Боярских. Работали там и саксофонист Владимир Фроловский и скрипач Пётр Каменных.

В 1999 году Попов становится вокалистом ОРКЕСТРА ЖИВОГО ЗВУКА , состоящим из Константина "Башкира" Божко(экс-КПД , сегодня в Группе Кислова)-гитара , вокал ; Сергея Сафонова-бас ,вокал ; Александра "Тарзана" Герасимова ( сегодня в Группе Кислова ) - клавишные ; Эдика Цветкова (экс-ПРАЗДНИК)-ударные. Коллектив имел обширный ресторанный репертуар , выступая в кафе "У Камина" , ресторане "Центральный " , Дворце бракосочетаний и Дворце Спорта ( где играла в перерывах между матчами хоккея , именно там впервые прозвучала песня Кости Божко "Дорога на Алтай").

В дальнейшем Александр Попов работает один . В первой половине 2000-х его можно услышать в баре "Тройка" , "Хаус- Клубе " и шоу-центре "Колизей".

В 2005 году бывшая жена Александра Попова Лариса Кучина ( к тому времени уже и бывшая жена исполнителя шансона Ивана Кучина ) возвращается в Барнаул и предлагает бывшему супругу написать для неё новый альбом ( первый альбом Ларисы Кучиной " Сломалась веточка " 1999 года был написан Иваном Кучиным ). Александр соглашается и пишет для Ларисы материал под названием " Хулиганская душа" , где выступает в качестве автора текстов , музыки , аранжировщика всех песен альбома. Запись была сделана в Барнауле , в студии радиогруппы "FM Production" . Руководил процессом звукорежиссёр и аранжировщик Андрей Вотин. В процессе работы над альбомом Лариса занималась вокалом с Виктором Ортманом. По стилистике альбом получился в русле "русского женского шансона" и написан Александром специально от женского лица для Ларисы. Можно отметить среди двенадцати песен "Хулиганской души" дуэт Ларисы с Александром ( выступившим под псевдонимом Седой ) "Не уходи " и скорбную балладу , посвящённую гибели подводной лодки "Курск".

К сожалению , выпустить альбом в Москве Кучиной не удалось.Права на реализацию "Хулиганской души" у Ларисы приобрела лишь украинская пиратская фирма , которая диктовала свои условия. В частности автором текстов альбома была указана сама Лариса , а Александр Попов фигурирует на обложке лишь как автор музыки А.Седой. Сделано это ,по предположению Попова , умышленно , по коммерческим соображениям , исключительно из-за нежелания выпускающей фирмы принимать авторство неизвестного в мире "шансона" человека. Более того , в Интернете в дальнейшем появилась информация , что песня "Не уходи"-это дуэт Ларисы Кучиной и Аскера Седого - известного в определённых кругах исполнителя шансона , не имеющего никакого отношения к данному проекту. По сути "Хулиганская душа"- типичный пример корыстной кухни шоу-бизнеса со всем вытекающим отсюда кидаловом.

После неудачного альянса с Ларисой Кучиной Александр Попов вернулся в Сибирь. Некоторое время Саша работает в новосибирских ресторанах , а сегодня все желающие могут послушать его в барнаульском ресторане "Ползуновъ" . Александр Попов по-прежнему исполняет обширнейший репертуар , от советской эстрады ( Самоцветы ,Валерий Леонтьев ...) и многочисленных представителей современной российской сцены (Стас Михайлов , Владимир Кузьмин ,Николай Носков...) до зарубежных исполнителей ( Элтон Джон , Квин ,Стинг , Джордж Майкл ...). Он по-прежнему , как и двадцать пять лет назад ,певец и гитарист , тонко чувстующий мелодию и гармонию , знающий как надо ПРАВИЛЬНО петь.

Для души же Александр Попов продолжает сочинять песни.

Устал я бояться и мстить я устал

Как волк -одиночка от стаи отстал

Судить не умею , не стать мне судьёй

По жизни осужден бороться с судьбой

И какая разница , как их потом назовут , шансоном или блюзом .Главное , что музыкант , несмотря на ресторанную рутину , продолжает раскрывать себя в творчестве . А значит жить!

Кирилл Захаров

Кирилл Захаров