27 окт 2004

ОСТАЮТСЯ В ЖИВЫХ

Хроника одного концерта

Меняются времена, меняется мир, но не меняются люди, выбравшие для себя иные правила в игре по имени Жизнь. Поле битвы – сердце человеческое, песни – крики рваной души, отражают ту запредельную реальность, которую не увидишь на голубом экране ТВ, не прочитаешь об этом в глянцевых журналах, сплошь и рядом набитых нелепицей светской жизни молодых буржуа.

18 октября в только что открывшемся (старом-новом) новосибирском клубе «888» звучали песни, которые не просто повествовали о бытовых проблемах, но уносили слушателей в дальние дали, что было весьма непривычно и удивительно.

Первыми на сцене появились два человека – бодренький мужичок в очках и с микрофоном и молодой паренёк в майке с надписью «СССР» и гитарой наперевес. Соответственно – Саша Оптимист и Саша Иванов.

Историческая справка: Александр Редут (Оптимист) свою творческую деятельность начал в 1991 году в городе Заринске Алтайского края. Записал несколько магнитоальбомов в домашних условиях (панк-проекты – «Наше Мировоззрение» и «Акустический Психоз»). В 1992 году в Барнауле собирает группу «Посторонние», после чего выступает на всевозможных фестивалях, записывает несколько альбомов, гастролирует по стране и ближнему зарубежью (Новосибирск, Оренбург, Орск, Москва, Актюбинск, Чимкент). За время существования группа претерпевает всевозможные изменения, приходят и уходят люди, но Оптимист успевает устраивать на родном Алтае и фестивали, наиболее известные из которых – «Капли Дождя» (1996), «Цветы над обрывом» (2000), «Наша Родина – СССР» (2000), «Летим в Америку» (2002). На фестивали приглашаются как молодые, никому не известные, исполнители, так и мэтры современного андеграунда – «Дядя Го», «Чёрный Лукич», Манагер, «Тёплая Трасса», «Адаптация», Александр Подорожный и др. В 2003 году группа «Посторонние» распадается, шумно отметив своё 10-летие, и перебравшийся в Новосибирск Оптимист начинает сотрудничать и выступать вместе с музыкантами группы «Путти».

Помимо музыкальной деятельности, Оптимист выпускает самиздатовскую литературу, газеты и журналы для просвещения сибирских панков. Остросоциальность и злободневность написанных им статей вызывает критику со стороны некоторых коллег по музыкальной деятельности, но сборник его рассказов, выпущенный в 2002 году, под жутковатым названием «Уничтожение государства», расставляет точки над i – Оптимист не сдаётся и выносит приговор обществу потребителей.

На сцене - Оптимист чеканит слова, врезающиеся в затихших слушателей – «Суворовым махни через снежные Альпы, Матросовым укрой вражеский дзот… По-гастелловски уверенно веди свой самолёт». Следующее стихотворение идёт в сопровождении гитарного драйва – «Говорят, мы сибирские валенки и в чём-то они правы, мы валенки, но не свалены с русской своей стороны, мы сибирские валенки чёрные, как чёрные сотни Руси, мы валенки, да, сибирские и накося, моль, нас выкуси»… После таких слов становится как-то не по себе. Да и само выступление Оптимиста – резкое, дёрганное, без всякого налёта артистизма, идёт как бы в подтверждение собственных слов, в доказательство своей веры – «Бог простит тебя и накажет вновь, если плюнешь ты на чистую любовь»… Стихи перемежаются песнями. И больно царапают слова:

«Нам бы песни петь, да какой с них прок

Тут бездушный род распинает рок

Окончились сказки, им вышел срок

Любо-дорого смотреть, как рождается смерть»…

Заключительная песня и вовсе бьёт в самую точку – «Где же вы, живые люди?!» Оглянулся вокруг – притихли зрители, один лишь, перебравший слегка, «давай-давай» кричит.

- Всё, - говорит Оптимист, - сейчас перед вами выступит Леонид Веремьянин.

Историческая справка: Леонид Веремьянин (Шао) в 1990 году распускает группу «Опорный Пункт» для того, чтобы играть и петь в группе «Тёплая Трасса». С 1991 года начинается концертная деятельность «Тёплой Трассы», основанной барнаульским поэтом Вадимом Макашенцем. Группа «летовско-неумоевского направления» (как справедливо была окрещена журналом «Контркультура») сразу же становится любимицей панков, ориентированных на сибирский андеграунд. С 1994 года группа начинает гастролировать по стране и ближнему зарубежью (Новосибирск, Омск, Нефтеюганск, Оренбург, Актюбинск, Москва, Киев, Санкт-Петербург). С 1991 года записано с десяток магнитоальбомов, получивших признание ценителей сибирского панк-рока. Впрочем, с 1998 года группа отходит от стандартов панк-музыки и записывает альбом «Всё Впереди», изобилующий музыкальными гармониями Сергея Кистанова и лирикой Вадима Макашенца. В 2002 году группа «Тёплая Трасса» перебирается в Москву для реализации новых планов и выполнения сверхзадач.

Песни «Тёплой Трассы» трудно перепутать с какими-нибудь другими – своеобразная поэзия переплетается с легко ложащейся на слух музыкой. Талантливость авторов неоспорима. Когда духовные ценности подменяются поисками славы, имиджа, денег, невозможно увидеть настоящее в массе сегодняшних рок-групп. «Тёплая Трасса», как мне кажется, была лишена всего того, что так присуще большинству «крутых музыкантов». За десять лет существования ни одной выпущенной пластинки, ни одного новомодного CD. Но и без того записи новых альбомов расходятся по стране. В какой бы город не приехала группа, их песни там уже знают наизусть.

На сцене – Леонид Веремьянин приветствует зал. Он подтянут и строг, весь в чёрном, словно подчёркивает своё разногласие с разноцветным миром обитателей пивных клубов. Звучат первые аккорды, и в зале раздаются хлопки – узнали.

«Не обижай свою судьбу, она такая нежная

Такая вся красивая, что даже и не верится»…

Без передышки льются слова – жизнь, любовь, честь, совесть – всё это наполняется смыслом и трудно уже оказаться в числе тех, кто «слышал ноты, не услышал песню, видел небо, никуда не шёл».

- И я молитвою дышу на ледяные одуванчики любви… - Леонид отпивает воду из стакана, шутливо замечая, – это не спирт. В зале благодушное настроение. Клуб устроен так, что желающие выпить и закусить удаляются в другое крыло помещения. Перед сценой мельтешат фотографы, поминутно ослепляя вспышками сидящих вокруг. Во многих песнях «Тёплой Трассы» звучит православная лирика, собственно, сама суть происходящего, как ответ на то, для чего и почему всё это происходит.

- Вечен полёт новорожденных в Боге…

Перерыв. На сцене вновь появляется Оптимист. Без гитариста, садится на стул, включает электрогитару. Лиричная религиозно-философская тематика жёстко меняется на социально-политическую.

- Я поеду в Багдад, куплю автомат, буду убивать американских солдат…

Оптимист поёт несколько песен и уходит, обещая, что лучшую программу он подготовит с группой «Путти». Вышел Шао.

И вновь мягкий перебор струн. Старые песни плавно сменяются новыми, ещё не опробованными на широкой публике. Но зрители довольны – подпевают, пускаются в пляс. Такой доброй атмосферы давненько не было на новосибирских концертах. Подобное происходит на концертах Чёрного Лукича, давнего друга «Тёплой Трассы», некогда жившего и творившего в нашем городе, но в данный момент безвозвратно перебравшегося в Санкт-Петербург. Узнав о том, что «Трасса» перебралась в Москву, я поначалу разочаровался, но, подумав, понял, что, быть может, эта группа сможет донести дотуда те нерастраченные кусочки тепла и радости, которыми здесь мы можем быть наполнены ежедневно и ежечасно. Москве не хватает тепла?

Песни уносят меня куда-то по волнам собственных ассоциаций, и я лишь выхватываю знакомые слова –

- Только как не крути, остаются в живых

Только те, кто убит за свою непокорность…

Как, почему до сих пор об этой группе ничего не известно подавляющему большинству молодёжи, послушно сглатывающей очередную порцию телеэфира? И как ответ –

- Этот мир ещё мёртв, мёртвый мир ещё мёртв…

И вот, кажется, и концерт подходит к концу, но вспоминаются новые не спетые песни и вновь звучит обличающее –

- Если дух от времени ослаб и уже победа не к лицу

Значит ты всего лишь только раб, а не сын небесному Отцу…

Долго не мог поставить точку. Волновался, спрашивал зрителей, наконец, вспомнил –

- Я спою вам песню, «Ангел золота», называется…

- Ангел золота, настоящего в небе города

Пусть горит наша вечная юность

На земле, в небесах, навсегда…

Отсвечивает свет от гитары, мерцает Шао в бликах назойливых фотографов, а может это и есть Ангел, спустившийся на нашу землю? Нет, кончается концерт, «ангел» сходит со сцены, закуривает сигарету и оказывается таким же грешным человеком, как и окружившие его друзья и знакомые. Лишь песни продолжают звучать в голове, отблеском чего-то неземного.

- Бей колокол вновь, пусть будет любовь

Пусть будет любовь…

Спасибо. До свидания.

Оптимист: "http://postoronnie.tut.ru" rel="nofollow"

Теплая Трасса: "http://www.ttrassa.ru" rel="nofollow"

Николай Плёткин,

Газета "Автолавка", (вкладыш "Вариант", № 8 (230), октябрь 2004г.)

Кирилл Захаров