14 фев 2005

Свобода – это Радость!

Александр Подорожный:

интервью газете "Рок-н-Роллер " ( Белгород , 1999 )

Можешь ли рассказать немного о себе, типа биография, сколько лет и всё такое.

Я стараюсь забыть про лета, они мне не нужны абсолютно, лета эти. Люди привыкли считать года БезКонечного Времени, для какой-то «своей истории», я же стараюсь от этого избавиться. С какой целью? Цель одна - полное и окончательное освобождение от всех историй Истории. Как бы такой Всемирный Уход От всех Дел во Имя Блаженства Радостной Вечности.

А как ты определяешь для себя понятие свободы?

Свобода – это Радость! Некоторые думают, что она находится за Порогом Смерти, или, наоборот - перед Порогом Жизни. Другие уверяют, что она - здесь и сейчас. Каждый выбирает по своему уму-разуму и заключению.

Ты облекаешь мысли и чувства в слова, будучи поэтом. Приходилось ли давать интервью, выражая то, что хочешь сказать, не поэтическими образами, а "нормальной" речью?

Нет, это первый раз. Знаешь, неохота отвечать на вопросы типа: «сколько вам лет, какой размер сапог, рост, вес»» и т.д. Главное интервью - это песни. Янка вот не дала ни одного интервью, вообще ни одного!

А "Теплая Трасса"?

О-о-о, очень много. Вадим столько всего понаговорил... Вадим Макашенец - это автор большинства текстов песен группы "Теплая Трасса", генератор идей, вдохновитель. Поёт же у них совершенно другой человек – Лёня-Шао. Я им когда-то давно, наверное, 1000 лет назад, помогал с Ритмом, играл на всяких ударных инструментах. Интересный случай произошёл недавно в Харькове. Там вся «тусовка», думала, что я и есть автор песен. Похожи оказались по смыслу Подорожный и «трасса».

Расскажи о своей работе в этой группе.

Трудно, понимаешь, говорить о людях, с которыми был в близких взаимоотношениях. Знаю их, на самом деле, очень мало. Играл я не только с "Теплой Трассой", с другими тоже, много было проектов: играли, чего-то творили... Я искал и выбирал, то, что мне больше нравилось. С "Трассой" мы начали сотрудничать году в 91-м, наверное. Альбомы записывали на квартирах, в том числе и у меня в общаге. Было очень трудно, повсюду нас игнорировали. Мы жили своей маленькой коммуной, переписывали записи, книжки одинаковые читали. Пытались понять и поддержать эту "сибирскую волну", то есть - Янка, Летов, "Инструкция по выживанию". Потом произошло что? Чем больше человек живет, тем больше Опыта набирается. И Вадим Петрович (Макашенец) пришел к православию. Через записи Летова, Неумоева. Выше ориентиров у нас не было, в России больше ничего стоящего из мира т.н. «рок-музыки» не творилось. Честность текстов, честность игры, грязной такой, панковской. Кроме них, никто этим не обладал. Вадим тоже к этому пришел, ведь нельзя было иначе.

Для тебя это нормально?

Вполне нормально, но тут начинаются ОЧЕНЬ, личные вопросы. Мы остались, по-видимому, друзьями, но у нас разные пути.

"Сибирскую волну" ты обрисовал в конкретных персоналиях - Егор, Янка...

Да, но произошло разделение на, так сказать, революционеров и миссионеров. "Теплая Трасса" - моё личное мнение - это миссионеры. Они за счёт своего творчества продвигают идею православия: «человек на Руси не может быть ни кем иным, кроме как православным человеком» - говорят они. Я же думаю, что Русский и христианин – это не совсем одно и тоже. А революционер - это вот, Игорь Фёдорович, Летов, Янка тоже. Однажды у меня родилась сумасшедшая идея - а можно ли совместить эти Две Крайности? Ну, чтобы что-то новое получилось, чего не было вообще никогда. Ну не в том смысле, что "православный фашизм", а что-то другое, более гармоничное, целостное и... абсолютно свободное от всех догм и фобий. Но, видать, это у нас не получится. В сознание упирается всё. Разные мы все! То есть, человек, который боится своей смерти и того, что с ним случится после, начинает естественно верить в какие-то чудеса - в рай, ад, наказание какое-то «господне». У него очень развито, так сказать, личное «Я». Он не может от этого избавиться, и продолжает надеяться и... жить так, как все. Это нормально, это вполне прилично для "нормального" цивилизованного человека. Но некоторым всё же нравится песня Егорки - «а я всегда буду против!».

Проехав по европейской России, что ты увидел?

Одни люди за счет своего творчества занимаются откровенным бизнесом, такой как бы «вынужденно-узаконенной» творческой спекуляцией. Другие - честно работают, от души. Вот, Сашка (Непомнящий - ред.), например, ему плевать на все эти деньги. Мне так кажется. В Сибири - то же самое. Некоторые занимаются бизнесом, другие так и находятся в «золотом» подполье. То есть, по-моему, нет никакого разделения: Европа, Дальний Восток, Сибирь, Америка, все эти красивые города... Разница только в умах, в людях. Есть, как бы «хорошие», а есть, как бы «мудаки». Вот и всё.

Было сказано: «Чем больше человек живет, тем больше он и набирается опыта». И книжки вы читали всякие... Обрисуй в кратких словах свой опыт на данный момент.

Человек - существо любознательное. Вот как Вы думаете, Чем человек отличается от животного мира? Тем, что у него есть РАз-Ум! Правильно? Он пытается вобрать в себя как можно больше РАзЛичной информации - книжки всякие читает, думает, размышляет, общается. В детстве - сказки, позже – Кафки, Кастанеды какие-нибудь. Но в конечном итоге он должен прийти к такому умозаключению, что книжки, музыки всякие - всё это игра от ума. Я уже пришёл. Дальше, естественно – СВОБОДА! Впрочем, обо всём этом хорошо говорит китайская философия, вот уже почти три тысячи лет.

А русский человек ничего не принимает на веру, не испытав на себе?...

По возрастающей – безусловно! В конечном итоге должна остаться одна книжка, которая всегда должна быть при тебе - это ты сам. Мудрые Люди правильно говорят: "Познай себя - познаешь мир"! Ну и помогают, конечно, всякие книжки, очень много ценного материала в них заложено, здоровская вещь! Часто хочется «запереться» где-нибудь и «почитать» самого себя.

Прокомментируй рецензию на твой альбом, данную известным питерским журналом "FUZZ" (№1/2-1999).

А писал-то кто? Тоша Иванова - это непонятное что-то. Фамилия женская, а имя вроде мужское. Какой-то андрогин получается. Умный человек, во всяком случае - интеллектуального ума. Он понял всё так, как его ум ему подсказал. Но на самом деле этот альбом был задуман для провокации таких вот умов, чтобы они думали - либо плохо, либо хорошо - неважно. Видишь, тут так написано: "может быть, он и художник, а может быть, я и ошибаюсь". То есть, этому критику и неохота сильно критиковать, и хочется как-то поддержать поющего, творческого человека и она, или он, вообще не понимает, как тут быть... Много ошибок здесь. Альбом вообще называется "ПралайЯяя" - это индуистский термин такой, который обозначает «разрушение всего» в конце всех времён всех кали, сатья-юг, всех эпох, цивилизаций, народов и т.д. По моему разумению - это завершение эры ума, эры своего Я.

В Москве тобою был записан альбом у Леши Вертоградова. Как правило, он работает не только как звукорежиссер, но и в роли продюсера предлагая множество своих идей, отчасти выступающих даже вразрез с первоначальными наработками группы. Так было в случае с воронежской "Тропой". Легко ли тебе работалось с ним?

Работалось отлично, Лёшка великолепный человек, всё делал, так как надо, не мешал, по крайней мере. Может быть, он играл и не так, как хотелось бы, но помог очень сильно. Ведь весь аппарат и домашний приют были его! А наш совместный альбом-обойма называется «ПО ЦвеТы».

Каким ты видишь идеал своего концертного выступления?

Если брать самую последнюю инстанцию, до чего можно дойти, и для чего всё это делается? Вот есть такая интересная вещь, как Ложь, она присутствует везде, растворяясь в этом мире. Если грубо разделить концертные выступления, то становится видно, что одни люди их делают, чтобы денег заработать, а другие наоборот – выходят добровольно на Бой; ещё это называется - «когда у человека Сердце ПОЁТ». Для меня идеал концерта такой - я его даже Летову в 1996 году предложил в Барнауле - говорю: «давай на сцене сделаем харакири, просто умрем на сцене, и всё?!». Вот это будет пожалуй самое, как бы, честное выступление на мой взгляд - спел то, что хочешь спеть, и умер на глазах у всех. Это конечно, уже перебор такой получится, и, уж очень может показаться «концептуальным» действо сие. Но ещё Башлачёв когда-то спел: "Я мечтаю при всех застрелиться из Царь-пушки". Что Это значит? Зачем? Кому и для чего здесь нужно что-то доказывать? Ведь всё остаётся в этом Мире одновременно и По-Сто-Янным и Из-МенТчивым!

Следишь ли ты за творчеством наших известных "рок-кумиров"?

Блин... фиг его знает, кто эти «наши рок-кумиры-то»... Нет, ни за кем специально не слежу. Периодически у многих возникают отличные, честные песни, а в большей степени, конечно же, бред какой-то. Но людей вообще нельзя для себя хоронить, есть надежда, в Конце Концов, что они одумаются и займутся Настоящим Делом. Слава Русскому Року!!! Слава Русской Победе!!!

"Рок-н-Роллер " , 1999

Кирилл Захаров