01 авг 2007

Когда корни не держат (Заметки о растерянном поколении)

Этого материала могло бы и не быть. Если бы он писался не специально для сайта. Публицистика нынче в загоне, и в газету его б не взяли. Но для ответа на вопрос: «Каковы сейчас, в начале третьего тысячелетия, отношения молодого поколения и музыки?» ни один жанр, кроме жанра эссе, не подходит... Итак...

На первый взгляд, все о’кей. Групп много. Они выступают. У них, кажется, даже поклонники имеются, ибо выступают ребята не перед пустым залом и народ, вроде бы, даже получает удовольствие от выступления. Однако...

Обсуждать прошедшие концерты – занятие вообще неблагодарное. Диалог получается примерно таким:

- Ну, как всё прошло?

- Да ну их всех! Бездарности...

Это в лучшем случае. А чаще всего, «отчет» о концерте подменяется рассказом о том, как имярек здорово напился/накурился/подрался/встретился/поругался/помирился (вы можете вставить любой подходящий по смыслу глагол). Ну и чем, спрашивается, подобные мероприятия отличаются от гламурных тусовок, описаниями которых пестрит наша желтая и не очень пресса? Только антуражем и действующими лицами. Все тусовки одинаковы, но речь – не о них.

На рок-концерты – все равно, местных или заезжих музыкантов – ради того, чтобы музыку послушать, ходят только музыканты – такое впечатление сложилось у меня после просмотра N-ного количества топиков на барнаульских форумах, посвященных местной музыке. Этим людям есть что сказать, они могут оценивать музыку с профессиональной точки зрения, а не с обывательской «нравится – не нравится». Хотя обсуждения подобного рода чаще всего сводятся к банальным «в Барнауле нет талантливых музыкантов, грамотных звукорежиссеров, нормальных концертных площадок, и вообще – Барнаул – деревня». Самое смешное, что тем, кто осмеливается сказать подобное вслух, на голову сваливается поток упреков типа «ты, вообще, кто такой, чтобы критиковать?» Ну, монитор все стерпит, такими словами нельзя ни убить, ни спасти, но, блин, на конструктивную критику способны о-о-очень немногие.

А что же «благодарные слушатели»? О том, КАК они слушают, мы уже говорили и повторяться не будем. Впрочем, громкая музыка не располагает к философским размышлениям. Наверное, так было всегда. Дело вот в чем. У молодых групп нет поклонников.

Именно так. У них есть верные друзья, которые приходят на их выступление, дабы поддержать выступающих товарищей. У них есть любимые девушки/парни, которые тоже в «группе поддержки». У них есть просто знакомые. У них есть даже недоброжелатели, которым ну обязательно надо прийти и потом говорить всем, что группа XYZ – полнейшее дерьмо. Но у них нет поклонников. Если они выпустят диск, он будет месяцами пылится на полке какого-нибудь “Zeko Records”, потому что слушать их не будут даже друзья, знакомые и любимые. За недоброжелателей не ручаюсь

Короче, минимум перспектив. Но мы опять отвлеклись.

Какую публикацию не возьми, все «персоны грата» от культуры – все равно, рок-музыки, кино или росписи по дереву – жалуются, что молодежь окромя MTV и пива ни хрена не разумеют и не хотят разуметь. «Вот следом идет поколение – пишут SMS и играют в компьютерные игры», - горько констатирует в своем интервью известный барнаульский писатель.

«Какие вы, к черту, рокеры, не знаете классику жанра!» - в сердцах воскликнул один мой знакомый, наглядевшись на подростков, одетых в рокерскую атрибутику и гордо именующих себя неформалами. Хочется добавить: и какие, к черту, неформалы, если лепите ярлыки на самые видные места! Ведь неформал по определению – человек вне стандартов, ярлыков и стереотипов, мыслящий и чувствующий нетривиально. Хотя это уже отдельный разговор, и он – не о музыке.

Вряд ли 15-16-летние что-то найдут в барнаульском роке 80-х. Время тогда было другое, и чтобы его понять, надо прочувствовать. Чего уж там требовать? Про «легенд русского рока» я молчу – их самые легендарные вещи уже проникли в коллективное сознание. Что ж касается западных «классиков», то здесь понимание приходит позже. Причина проста – языковой барьер. Для особо тупых: «не понимаю о чем поют =>фигня». Просто, когда начинаешь слушать музыку, слова – важнее. Не все же в музыкальных школах учатся

Столько всего написано, а тема не раскрыта... О музыке «как она есть» писать вообще сложно, да и не надо. Только вот что... Молодое поколение – потерянное. А точнее, растерянное – слишком много соблазнов вокруг, а творчество больше не является соломинкой, за которую хватается утопающий. Они рады тонуть, зачем им соломинки? Но это тоже лирика. А музыку надо слушать. И слышать.

Е.С.

Кирилл Захаров