20 май 2011

Одиночество и гитара

Музыканта из Бийска Александра Зиборова барнаульская тусовка впервые увидела в октябре 1994 года на сцене фестиваля "За Науку Рок-н-Ролл". Тогда в актовом зале студклуба АГУ гитарист подарил любителям жёсткого рока и харда много приятных минут. "Игру такого класса,да ещё вживую,увидишь не каждый день",-писала о Зиборове студенческая газета "За Науку". В ту пору Александр работал с живой командой,хотя наибольшую известность снискал именно как гитарист, выступающий в одиночку. Почему так получилось? Об этом и пойдёт речь ниже.

Увлекаться гитарой Александр Зиборов начал ещё в детстве. В начале семидесятых годов он уже играл на гитаре в городском саду города Бийска. Ансамбль,озвучивавший танцы, назывался ВИКИНГИ, руководителем в котором являлся басист Пётр Ременяко. В дальнейшем ВИКИНГОВ приглашает ресторан "Центральный",где они были услышаны артистами Новосибирского Цирка, которые предложили бийским музыкантам поработать с ними в качестве аккомпанирующего состава. Шёл 1975 год. Так началась профессиональная деятельность Александра Зиборова в качестве гитариста.

Прокатившись с цирком по стране,бывшие ВИКИНГИ вновь вернулись в Бийск, продолжая выступать в ресторане "Центральный". В этот период Александр Зиборов и стал сочинять музыкальные пьесы, однако в то тяжёлое в творческом плане время, музыканту практически невозможно было реализовать собственные идеи. К тому же, Александр не имел музыкального образования, являясь самородком,год от года оттачивая совершенство гитарной техники. В ресторане в общей сложности Зиборов отработал около девятнадцати лет.

Движение в сторону творчества резко активизировалось в 1990 году. Получилось так, что в Горно-Алтайске оказался известный в музыкальных кругах СССР человек-Борис Доронин, в конце семидесятых являвшийся автором текстов и вокалистом ансамбля МОЛОДЫЕ ГОЛОСА, а впоследствии сочинявший и для КРУИЗА ( текст "Крутится волчок" принадлежит перу Бориса). И вот Доронин сочиняет новый текстовой материал,формируя коллектив при Концертно-Эстрадном бюро Горно-Алтайска, в который вошли :Борис Доронин-вокал; Александр Зиборов-гитара;Сергей Чернышёв-бас;Владимир Суменков-ударные. Данный проект записывает демо, в котором присутствовал музыкальный материал Зиборова и делает неудачную попытку пробиться на известный фестиваль "Рок-Азия 90",проходивший в Барнауле, выступает по Горному Алтаю, после чего прекращает существование.В новой стране зарождался шоу-бизнес, и многие концертные организации попросту прекратили своё существование. Борис Доронин впоследствии перебрался на Аю,где и живёт до сих пор,продолжая сочинять тексты. Саша Зиборов возвращается в Бийск, вынашивая идею создания нового коллектива.

1994 год. Зиборов формирует группу ВИЗИТ, в которую кроме него вошли басист Юрий Фуртун (экс-ДЭНДИ) и ударник Игорь Черкашин (экс- бийская ТЕРРА ИНКОГНИТА). Именно этот состав и выступал на знаменитом барнаульском фестивале фестивале "За Науку Рок-н-Ролл", блестяще отыграв сразу после горно-алтайской рэггей группы МАЛЕНЬКАЯ БАНАНОВАЯ РЫБА и получив приглашение поучаствовать ещё и в металлическом концерте. ВИЗИТ играл инструментальные пьесы Александра Зиборова, замешанные на тяжёлом блюзе и хард-роке. В сценическом воплощении ставка делалась на виртуозную игру трёх инструменталистов с ярким лидером-гитаристом. В общем, барнаульская рок-тусовка Зиборова запомнила. А ВИЗИТ, выступив ещё раз на фестивале в Заринске,развалился. Музыканты должны зарабатывать музыкой, а то,что сочинял Саша Зиборов у нас в стране считается музыкой крайне некоммерческой. Да и сама рок-музыка в середине девяностых стала кардинально меняться.

Впрочем, Александр и не думал сдаваться. Напротив,он решил работать в одиночку, подготовив несколько программ инструментальной музыки и выступая как гитарист, используя фонограмму минус. Большую помощь в подготовке аранжировок Зиборову оказал бийский музыкант Василий Трубачёв ( сегодня работающий со Львом Шапиро ).

С тех пор Александр Зиборов не раз записывал своё творчество. Его рок-композиции, в том числе и с вокалом, на стихи Бориса Доронина были реализованы в альбоме "Исповедь". Эта работа сделана с явным влиянием глэм-рока ,что чувствуется и в аранжировках, сделанных в стиле тяжёлого рок-н-ролла, и в хрипловатом ,пусть не совсем идеальном для жанра,но искреннем вокале Зиборова. В инструментальных номерах преобладали традиционные хард и блюз.

Есть в репертуаре Александра и спокойные мелодичные произведения,навеянные определёнными жизненными реалями, и сыгранные в акустике ( "Размышление", "Встреча"," Расставание"), есть джазовые стилизации и этюды,созданные под воздействием классической музыки. Однако настоящим шедевром Зиборова является семнадцатиминутная композиция "Россия", где автору удалось посредством музыки передать боль русского народа на различных тяжёлых этапах его эволюции. К сожалению, реализовать сценически данное произведение так,как хотел музыкант ,не удалось. Впрочем, и записи гитариста до сих пор официально никто не выпустил.

Тем не менее, концертная жизнь музыканта развивалась более- менее успешно. В 1996-2004 годах Александр Зиборов активно гастролировал, принимая участие во многих фестивалях эстрадной и рок-музыки, проходивших в Барнауле ("Контрданс", "Рок-Возрождение"), Павловске ("Ночь Новостей"), Озёрках ("Звёзды Провинции"), Новосибирске ( "Маёвка", на одной сцене с американским джазменом Тимом Стронгом и московской группой НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ), Белово и Новокузнецке, нередко получая лауреатские звания. Два раза бийский гитарист выступал на столичных площадках: на праздновании Дня Молодёжи Красногорского района Подмосковья, а также в Парке Горького во время концертов в честь 850-Летия Москвы в 1997 году. А в родном городе, как ни странно,выступления Зиборова проходили довольно редко, творчество Александра всегда было немного чужеродным в бийской музыкальной среде.

Сегодня Александр Зиборов продолжает заниматься музыкой. Его гитару можно услышать на различных площадках Белокурихи. Вот только, как и во времена работы в бийском ресторане, играть приходиться далеко не то,что близко душе. И по прошествии лет Александр Зиборов по-прежнему пишет новые пьесы, вынашивая планы очередных сольных выступлений. Он одинокий гитарист, существующий вне времени и пространства. А это и есть жизнь.

Кирилл Захаров

Кирилл Захаров