29 окт 2012

Группа СТО- бийские неоромантики

Двадцать с лишним лет назад бийская группа СТО произвела своего рода небольшую революцию. Играя популярный и котируемый слушательскими массами электропоп, команда записывала альбомы, которые активно продавались в киосках звукозаписи, а позднее и вовсе уехала в Москву, пытаясь реализовать себя в системе столичного шоу-бизнеса. Долгое время об истории и участниках группы СТО не было известно практически ничего. Сегодня пришло время восполнить этот пробел.

Начало проекту было положено в 1989 году, когда Советский Союз потрясали ритмы диско-музыки. MODERN TALKING и ЛАСКОВЫЙ МАЙ... Пожалуй, эти две команды звучали на всех дискотеках страны, являясь катализатором творческих импульсов многочисленных последователей. Бийск исключением не стал. Местный диск -жокей Женя Стафеев решил поставить на карту всё. Поначалу он привлёк к сотрудничеству своего одноклассника Славу Берестнева, известного в тот момент бийского рокера, лидера панк- группы СПИД. Вдвоём ребята сочинили массу легковесных поп-композиций, которые и решили зафиксировать на плёнку.

В это же время в Доме Культуры Бийского Котельного Завода располагалась довольно приличная студия, принадлежавшая музыкантам самой известной в тот момент в городе группы AYA. На ней Стафеев и Берестнев и записали свой альбом. Для его реализации бывшему диск -жокею пришлось продать свой мотоцикл и дачу. Как показал впоследствии результат, эти жертвы были не напрасны. При помощи музыкантов AYA клавишников и аранжировщиков Владимира Семёнова и Игоря Вергузова была создана инструментальная часть альбома, затем Слава Берестнев спел все вокальные партии, после чего возник страшный конфликт между бывшими одноклассниками. Берестнев, посчитав что песни принадлежат ему, забрал фонограмму и обозвал проект вывеской СКЕТЧ. Впоследствии музыкант уехал жить в Москву, безуспешно пытался заниматься музыкой и умер в 2005 году.

Тем временем Женя Стафеев не думал унывать, активно занявшись поисками нового вокалиста. Придя в музыкальное училище, он познакомился с 15 -летним Павлом Марченко, который неплохо пел, и предложил ему записать вокальные партии к своим песням. Не вникая особо в нюансы проекта Паша спел всё, что от него требовалось. Запись проходила на квартире Стафеева в октябре 1989 года.

Прошло всего две недели, и удивлённый Марченко услышал свой голос из киоска звукозаписи. Оказалось, что сразу после окончания записи голоса, Стафеев свёл композиции, назвав проект альбомом "Ведьма" группы СТО, сел в самолёт и отправился в Москву, где отнёс фонограмму на студию "Звук", растиражировавшей альбом по всей стране. Результат не заставил себя ждать: уже через месяц из многих окон нашей советской Родины доносился голос бийчанина Павла Марченко:

Ведьма, ты летаешь над волной,

Ведьма, осещённая луной...

По музыке альбом был довольно прост и ничуть не проигрывал основным диско-героям той эпохи: ЛАСКОВЫЙ МАЙ, МАРШАЛ, МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ, ЭЛЕКТРОВЕРСИЯ...

Успех записи сподвиг Стафеева на реализацию концертного варианта группы СТО. В результате были найдены музыканты ( ударник Слава Суслин, басист Игорь Моисеев, клавишник Саша Семухин), которые подобно участникам других поп -групп того времени, "играли" на музыкальных инструментах под звучание минусовки. Паша Марченко пел. Увы, таковы были реалии советской попсы.

С лета 1990 года началась гастрольная деятельность. Горно - Алтайск, Барнаул, Рубцовск... В краевой столице СТО делал выступления небезызвестный рок- промоутер Евгений Колбашев, одно из них состоялось на крыльце Старого Базара вместе с группой 9. В Рубцовске на Дне Города во время выступления СТО зажевала фонограмма, в результате чего парням пришлось быстро ретироваться в гостиницу с главной площади, где проходил концерт, дабы избежать конфликта с местными пацанами, не особо врубающимися в аспекты диско -музыки. После СТО, кстати, рубцовчан развлекала барнаульская группа ПАПА КАРЛО своими заводными рок-н-роллами. В общем, время тогда было весёлое!

Следующая программа группы СТО называлась "Лик Ангела" и была записана Женей Стафеевым и Пашей Марченко в 1991 году уже в своей студии, располагавшейся всё в том же ДК Котельного завода. В аранжировкам ребятам вновь активно помогал Игорь Вергузов ( гр.AYA). Новая программа получилась уже далеко не попсовой, приближаясь к музыке "новой романтики", а вокал Павла звучал не столь подростково как на первом альбоме. Этот альбом Стафееву удалось выпустить небольшим тиражом на компакт-диске в Москве, куда группа СТО в лице Евгения и Павла прибыла, чтобы окунуться в шоу-бизнес. Дуэт выступал, приняв участие в ряде крупных акций, в частности в программе "Дети Чернобыля- наши дети" в СК "Олимпийский" и на концерте во Владимире ( с группой КОМБИНАЦИЯ и Виктором Зинчуком). На "Радио России" СТО поддерживал известный ведущий программы "Четыре Четверти", а в прошлом - автор легендарного андеграундного "Тихого Парада" Роман Никитин. Но в конце концов, устав от столичной суеты и с изменением ситуации в отечественном шоу -бизнесе, участники СТО вернулись в родной Бийск,занявшись студийной работой.

В середине 90 х Женя и Паша экспериментировали в студии, записали дебютный альбом белокурихинского исполнителя Олега Крившенко, а в 1996 году на недолгое время воссоздали группу СТО, познакомившись с талантливым автором песен и вокалистом из Усть -Катуни Андреем Бергманом. В результате Стафеев и Марченко записывают 5 песен Бергмана с его же вокалом. Новые песни продолжают музыкальные разработки неоромантизма и синти -попа, вызывая приятные ассоциации с A-HA и DURAN DURAN. 8 марта 1996 года группа выступает с концертом в Горно -Алтайске, где в команде помимо Бергмана пела и Анна Бекренёва из распавшейся к тому времени группы AYA. Впрочем, данный концерт оказался на сегодняшний день последним в истории группы СТО.

Паша Марченко, поучаствовав в качестве клавишника в трио бийского гитариста Александра Зиборова ( бас - Юрий Фуртун) на эстрадном конкурсе в Барнауле, вместе с Женей Стафеевым устраиваются на только что появившуюся в Бийске радиостанцию ЕВРОПА ПЛЮС, где занимаются созданием музыкальных роликов. Один из них впоследствии трансформировался в песню "Новый Год", записанной дуэтом в 2000 году.

Сегодня основные участники группы СТО вновь живут в Москве. Евгений Стафеев занимается съёмкой фильмов различной социальной направленности, в частности о защите животных. Павел Марченко трудится менеждером - консультантом в одной из компаний. Но музыканты верят, что точка в их совместном музицировании ещё не поставлена.

Кирилл Захаров

Кирилл Захаров