03 апр 2002

"Сестра" и её се'странник

Барнаульская группа "Сестра" образовалась в 1989 году. С самого начала команда взяла курс на акустическое исполнение своих произведений. Причём решение это, послужившее причиной частых в последующие несколько лет сравнений с БГ и "Аквариумом", было обусловлено не только вкусами и пристрастиями самих музыкантов, но и вполне, так сказать, "земной" причиной - отсутствием электрических инструментов и аппарата.

Дебютное выступление команды состоялось 12 мая 1989 года на краевом фестивале "Рок-Периферия" в Славгороде (газета "Молодёжь Алтая" назвала тогда "Сестру", не много, не мало - открытием фестиваля). Осенью этого же года состоялось выступление группы на фести-вале "Рок-Периферия-89" в Барнауле - вместе с известными рок-коллективами Сибири и Дальнего Востока.

27-29 апреля состоялся "акустико-арт-роковый" тур фестиваля "Рок-Периферия-90" в Красноярске, на котором Барнаул представлять дос-талось также "Сестре".

Следующий, 1991 год, для коллектива был ознаменован фестивалями "Памяти погибших музыкантов" (г. Кемерово), "Байкал-шаман" (г. Ангарск), и, что самое главное, - записью дебютного альбома "Баллады при свечах". Как считает Константин Жигулин, - поэт и музыкант, с самого начала являющийся духовным ядром коллектива, - окончательно "Сестра" появилась (в широком смысле этого слова) именно после записи этого альбома.

Ко времени записи "Баллад при свечах" состав группы много раз кардинально менялся. Не был он постоянным и в дальнейшем. Неизмен-ным всегда оставалось присутствие в "Сестре" Константина Жигулина, автора всех песен, входящих в репертуар группы. Остальные же музыканты приходили и уходили… Однако за всю историю "Сестры" в её составе относительно постоянно присутствовали Виталий Кова-ленко (гитара, бас), Алексей Хохлов (гитара), Олег Серёгин (ударные), Лина Миневич (вокал). Многие музыканты, прошедшие через "Сестру", играли впоследствии (и играют) в других известных барнаульских группах. Так, принимавший участие в записи "Баллад при свечах" альтист Даниил Пухов играет сейчас на басу в альтернативных "Bone to Dog", скрипач Степан Мезенцев, помимо исполнения собственного репертуара, участвует в концертах групп "Восвояси" и "Дядя Го"… Но не будем больше касаться проблем формы (эволюции составов "Сестры", а также многочисленных выступлений группы - ограничимся упоминанием о самых важных из них), и перейдём к содержанию - альбомам группы.

Следующий альбом "Сестры" "Молодое вино" вышел зимой 1993 года. Многое отличает эту работу как от дебютного альбома, так и от всех последующих творений Жигулина и К°. Это прежде всего поиски своего звучания, одним из результатов которых стало расширение инст-рументария "Сестры". Но главное, что обусловливает эту непохожесть - это то, что "Молодое вино" объединило в себе композиции самых разных форм, несущие в себе самые разные чувства и переживания. Звучание "акустической рок-группы" уходит подчас "в классику", но если в одних композициях подобные интонации содержат оттенок лёгкой иронии ("Реквием пиву", например), то в других соседство элементов рока и классики несёт и оттенки меланхолии, и отчаяние, и даже боль. Альбом открывается простой иронично-игривой песенкой "В театре твоего сердца", а заканчивается струнным квартетом "Дорога к свету" (к слову, это произведение появится впоследствии в альбоме "Songs of Sorrow").

Следующие несколько лет "Сестра" ведёт активную концертную деятельность. Помимо множества небольших выступлений, группа участ-вует в фестивале поэзии и музыки "Цветущий Посох" (1994 год), а также в фестивале "Рок-Акустика-95".

В январе 1996 года группа завершила работу над третьим альбомом "Вне времени". В тот же год вышел сборник песен ведущих групп Барнаула "Таможня даёт добро", в который вошли и две песни "Сестры" - "Не родился бы я" и "Голос".

Летом следующего года выходит альбом "Ожидание". В июле "Сестра" принимает участие в фестивале "Россия с благодарностью и любо-вью" на озере Белое (Колывань).

К тому времени "в багаже" Константина Жигулина, кроме русскоязычной лирики, накопилось некоторое количество песен на английском языке. Вполне естественно, что в какой-то момент возникла идея записи англоязычного альбома, в который эти песни могли бы войти. Так к середине 1998 года появился альбом "Disappear in the Rain". Нужно сказать, что запись этого альбома была также и попыткой воплотить в жизнь идею Джеффа Мэттесона (американского музыканта, игравшего в составе "Сестры" начиная с альбома "Вне времени") - записать англоязычный альбом выпустить его в Америке. Однако "Disappear in the Rain" так и остался на родине, поскольку Мэттесон решил, что его звучание слишком мягко и камерно для американской аудитории.

В творчестве Константина Жигулина "Disappear in the Rain" - не только первая англоязычная работа, но и последний на данный момент альбом, на обложке которого стоит название "Сестра". "В то время (начало 1998 года) вдруг обнаружилось, что ни одного музыканта из первого или второго состава "Сестры" не осталось в группе. И поэтому я решил выпустить альбом под своим собственным именем", - объясняет Константин. Первым его сольным альбомом стала выпущенная в 1998 году "Карусель".

Несколько месяцев спустя на студии "ACCENT" был записан альбом "Хельга" - третий за этот год. 9 октября 1998 года состоялась его пре-зентация. В отличие от предыдущих работ, при записи "Хельги" были широко использованы электрические инструменты, в результате чего звучание альбома приобрело новый, энергичный относительно прежних работ характер. Услышав результат, Джефф Мэттесон предложил записать на основе материала "Хельги" англоязычный альбом. Для этого он перевёл тексты песен Константина Жигулина на английский. Так появился англоязычный вариант альбома "Helga", который и был затем выпущен ограниченным тиражом в США. Однако англоязычная "Хельга" не полностью оправдала надежды Жигулина. Результатом этого стал сборник "Songs of Sorrow", в который вошли англоязычные версии некоторых песен из "Хельги" и по-новому аранжированные композиции из альбома "Disappear in the Rain", - плюс струнный квартет "Дорога к свету". Как и в "Хельге", на этом альбоме электрические инструменты гармонично сочетаются с привычной акустикой.

20 марта 1999 года в музее истории литературы, искусства, культуры Алтая группа "Сестра" отметила свой десятилетний юбилей.

Кроме перечисленных работ, Константин Жигулин в это время пишет произведения духовного содержания - духовную музыку и песнопения. В записи этих работ ("О Тебе хвала моя", "Страсти по Иову" и "Да будет радость") принимал участие ансамбль духовной музыки "Medicina Mentis".

Весной 2000 года состоялись сольные концерты Константина Жигулина в Германии, в городах Дуйсбург, Мюльхайм и Херне, на которых он исполнил свои инструментальные композиции и песни - как на русском, так и на английском языках.

Летом 2000 года Жигулин начал запись очередного сольного альбома. В этой работе ему помогали Андрей Заяц (экс-"Ворон", гитара, скрипка), Андрей Скляров (бас, "BONUS!") и Алексей Попов (бонги, ударные). Запись проходила всего несколько дней, и её результатом стал альбом под загадочным названием "Се'странник". Как говорит Константин, в название альбома "заложено всегдашнее желание разга-дать тайный смысл названия "Сестра", - названия под которым группа существовала почти десять лет. Состояние, которое всегда чувство-валось в музыке и жизни – это состояние "Се’странника". В названии этого альбома объединились два этих понятия – "Сестра" и "странник"".

Что касается содержания альбома, то "Се'странник" - работа, без сомнения, уникальная. Создаётся впечатление, что всё то, что не было полностью выражено, о чем не было досказано во всех предыдущих работах Константина Жигулина с "Сестрой" и без неё, - в этом альбоме раскрыто гораздо полнее и шире. В музыкальном плане этот альбом также стоит отдельно от предшественников, - сказалось участие в про-екте новых музыкантов.

Зимой 2002 года Константин Жигулин записал альбом под названием "Ветрам безутешным", в который вошли песни разных лет, тем и настроений. На данный момент это его последняя работа. Но сейчас известно, что уже записан альбом совершенно новых песен. Что это за песни? Что в них? Пока это тайна. Но надеемся, что скоро "очарованный се'странник" Костя Жигулин откроет нам её.

Кирилл Захаров