04 май 2012

И Легенда о Легенде говорит

Нижеприведённый материал был опубликован летом 2011 года на страницах магаданской газеты " Колымский Тракт". Известный музыкант, лидер группы МИССИЯ:АНТИЦИКЛОН Геннадий Вяткин рассказывает о судьбе знаменитого советского певца Вадима Козина, волей судьбы оказавшегося на Колыме, но продолжившего заниматься музыкой, а также о работе над реставрацией аудионаследия этого самобытного исполнителя, которой занимается магаданский рок - музыкант и звукорежиссёр Александр Шевчук.

1.

У каждого времени свои кумиры. Трудно себе представить, но в те времена, когда, к примеру, Элвиса Пресли ещё не было в проекте, в советской России были певцы, которые фактически не уступали в популярности первым лицам государства. Конечно, многим из них впоследствии пришлось заплатить за это своей свободой, и особенно не повезло тем, кто не по своей воле уехал в Магадан ещё до того, как публично раскрыл свой талант. Да, но всё же были и те, кому, если так можно сказать, фартило по жизни, и даже после того, как их ссылали на Колыму. Справедливости ради надо отметить, что по сути повезло в этом контексте только одному человеку - Вадиму Козину.

Вадим Козин родился 21 марта ( 3 апреля) 1903 года в Санкт-Петербурге в семье петербургского купца Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских - Санкиных Веры Ильинской. Артистическую карьеру Козин начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы. Потом начал петь. Выступал на эстраде с начала 1920 -х. Пел в комическом хоре, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы, произведения русских композиторов, собственные сочинения.

Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде в 1930 -х годах была фантастической.По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию! Он с гордостью вспоминал, что в каждом концерте исполнял без микрофона и усилительной техники по сорок песен.

В предвоенные и военные годы у Козина было выпущено более 50 пластинок. В годы Великой Отечественной войны Козин выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок на фронт был предоставлен специальный вагон!

В 1944 году он был осуждён на 8 лет - злую шутку с ним сыграла его нетрадиционная сексуальная ориентация. Отбывал наказание на Колыме. Был досрочно освобождён в 1950 году - за примерное поведение и хорошую работу. В 1950 - годы возобновил концертную деятельность, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был вторично осуждён ( по той же статье ) и уже до конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком - легендой.

Свои сроки Козин отбывал легко, к тяжёлым физическим работам не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами- заключёнными. Лагерное начальство высоко ценило известного и любимого всеми певца.

В начале 90- х годов в стране возникла новая волна интереса к его творчеству. На празднование 90 - летнего юбилея певца в 1993 году в Магадан вылетела целая делегация известных деятелей культуры во главе с Иосифом Кобзоном. Был организован Музыкальный салон Вадима Козина.

Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане.

За свою жизнь он создал около 300 песен, а его репертуар насчитывал свыше 3000 песен. После его смерти Музыкальный салон был преобразован в Мемориальный музей-квартиру Вадима Козина.

2.

В конце восьмидесятых в Магадане произошёл качественный творческий всплеск- прогрессивные молодые люди бросились в омут создания рок - групп. За несколько лет (перед распадом СССР) магаданские группы сформировали уникальную музыкальную эстетику, которую только в конце 90- х с успехом начали эксплуатировать будущие звёзды нового демократического времени. Одним из ярчайших представителей магаданского рока был и является Александр Шевчук из группы КОНЕЦ, СВЕТА!

О феномене магаданского рока поразмышляем в другой раз, а сегодня мы поговорим с легендарным рок- музыкантом о легендарном певце романсов, тем более . что повод для этого нам, по факту, предоставляет сама жизнь. Так уж она сложилась, что сегодня А.Шевчук работает с архивом В.Козина , детально переводя его из аналоговых записей в цифровой формат. Интересно, что он чувствует, когда первым соприкасается с такой обширной версией творческого наследия знакового и самого почитаемого в Магадане узника сталинской Колымы?

3.

- ИТАК, АЛЕКСАНДР, РАССКАЖИ, ЧТО ТЫ ВООБЩЕ ДУМАЕШЬ О ТВОРЧЕСТВЕ ВАДИМА КОЗИНА?

- Он хороший певец. Но меня заряжает не энергия личности Козина, а осознание того , что, кроме меня, эту работу никто не сделает. Авторских работ у него не так уж и много, а его исполнительское наследие не кажется мне таким уж безупречным и значимым. На самом деле для меня интереснее всего в этих записях не сам Козин, а дух того времени, который сквозит как бы через исторический фон ,на котором он музицирует. Например, среди этих записей есть блок зафиксированных им трансляций радиопередач из Америки или просто обрывки каких-то не привязанных ни к чему разговоров. И это действительно любопытно.

- И ВСЁ - ТАКИ, НЕУЖЕЛИ У КОЗИНА НЕТ ПЕСЕН , КОТОРЫЕ ТЫ МОГ БЫ ОТМЕТИТЬ КАК ИСКУШЁННЫЙ СЛУШАТЕЛЬ?

- Самая моя любимая песня Вадима Козина- "Осень". Цикл песен о Магадане тоже хорош. Да, пожалуй, это лучшие когда-либо сочинённые песни о Колымской столице, если, конечно, не считать, мои собственные песни о Магадане.

- ХОРОШО, И РАЗ УЖ ТЫ ЗАГОВОРИЛ О СЕБЕ КАК ОБ АВТОРЕ ПЕСЕН, ТЕМ БОЛЕЕ О МАГАДАНЕ, РАССКАЖИ О СВОИХ ПЕСНЯХ И, ВОЗМОЖНО, ЗАОДНО ПОВЕДАЙ МИРУ О СВОИХ ТВОРЧЕСКИХ ПЛАНАХ.

- С этим у меня проблема.Она заключается в том, что у меня слишком уж всё хорошо со вкусом.Всё, за что я берусь, через какое-то короткое время перестаёт мне нравиться.

- ЕСЛИ НЕ ШУТИШЬ, ЭТО ЗВУЧИТ ТРАГИЧНО. ТЫ НЕ ДОТЯГИВАЕШЬ ДО СОБСТВЕННОГО УРОВНЯ? ГОРЕ ОТ УМА? ИЛИ...

- Я не очень сильный музыкант. Много энергии и времени уходит на то, чтобы себя в этом переубедить.

- НО КАК БЫ ТАМ НИ БЫЛО, ТЫ ЖЕ НЕ ОТКАЗЫВАЕШЬСЯ ОТ ТВОРЧЕСТВА?

- Конечно, нет. Сегодня я обустраиваю студию, в которой в очередной раз попытаюсь договориться с самим собой. Черновиков у меня хватает. По большому счёту моё недовольство собой является технической проблемой. Я предпочитаю записывать живую музыку, а это всегда трудоёмкий процесс, требующий не картонного профессионализма. Первым делом я закончу цикл песен о Магадане на стихи Владимира Попова, тем более что все живые инструменты уже прописаны, осталось только всё свести, посмотрев на этот проект свежим взглядом. Главное ,получать удовольствие от того, что ты делаешь.

- ПОЛУЧАЕШЬ ЛИ ТЫ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ РАБОТЫ С АУДИОАРХИВОМ ВАДИМА КОЗИНА?

- Да, я получаю удовольствие от осознания уникальности того, что я делаю, и это дисциплинирует. Работая с советским магнитофоном "Тембр", мне приходится создавать уникальные способы воздействия на магнитную ленту, которую приходится часто склеивать- ведь для истории важен каждый её сантиметр.

И вот ещё что: прежде чем начать полноценную работу с таким "динозавром" советской радиоэлектронной индустрии , пришлось изрядно постараться в поисках мастера , который взялся бы восстановить все его функции. Многие просто отказывались, не желая связываться с такой тяжёлой задачей. К счастью, "золотые руки" всё же нашлись. От всего коллектива Музея- квартиры Вадима Козина и от меня лично огромное спасибо Созонику Сергею Вадимовичу, который с честью справился с этим не простым делом, проявив при этом отменный профессионализм и редкие человеческие качества.

- ЕСЛИ Я ТЕБЯ ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛ, УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ УНИКАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДИСЦИПЛИНИРУЕТ, А ПОДОБНАЯ ДИСЦИПЛИНА - ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ, ЛИШЁННОЕ ЭГОИЗМА?

-Да, это секрет успеха для любого дела.

Геннадий Вяткин, "Колымский Тракт" ( Магадан), №32 (645) , 10.08.2011.

Кирилл Захаров