14 ноя 2001

"Делай, рокер, что хочешь!"

Вообще-то этому материалу полагалось быть написанным около месяца назад. Именно тогда и произошла встреча, содержание которой излагается ниже - 18 октября сего года, в 17.00, в воскресной школе Покровского собора. Происходило тогда "истолкование" истинных значений различных "современных" слов - таких, как "клон", "кумир", "сленг", "фа-нат", "рок". Именно ради последнего из перечисленных понятий и посетили мы это мероприятие.

Объяснял же его человек, имеющий (а точнее, когда-то имевший) к року самое прямое отношение - бывший рок-музыкант, а ныне студент духовного училища Павел Тайченачев.

Коротко о нём. В начале 1990-х годов Тайченачев играл на бас-гитаре в известной барнаульской (ныне - барнаульско-германской) группе "Папа Карло". Позже принимал участие в проекте покойного ныне Олега "Архитектора" Логинова ("Тёплая Трасса") под названием "Акустические Пчёлы". Через несколько лет организовал "Сибирское движение рок-музыкантов", в которое входили такие группы и исполнители, как "Неисчерпаемый Запас", "Наобум", "Солнечное Сопротивление", Артём Казаков и др. Позже несколько лет работал корреспондентом в газете "Молодёжь Алтая" (где, в частности, было опубликовано интервью Павла с бывшими его коллегами - группой "Папа Карло"). А сейчас Павел - человек с кардинально изменившимися взглядами на все проявления окружающего его мира. Человек, связавший свою судьбу с религией.

Свою речь Павел Тайченачев начал такими словами: "Готовясь к сегодняшнему дню, я планировал этот самый рок разгромить. Но потом понял, что сделать это будет очень и очень сложно. Но, тем не менее, скажу всё, что хотел". И сказал. Всё, изложенное им, приводить мы не будем. Передадим лишь общую идею да некоторые особенно запомнившиеся фразы.

Со многим из того, что сказал тогда Павел Тайченачев, нельзя не согласиться. Да, действительно, молодёжь всегда ис-кала и ищёт самоутверждения, и в рок приходит часто именно в результате таких поисков. Приходит - но только не купившись на внешнюю атрибутику и прочую дребедень, как утверждал Павел. Ищущим смысл по-настоящему нужно отнюдь не это.

Ещё один тезис, прозвучавший в тот вечер: "Рок - культ самообожания". Возможно. Да только в качестве примеров, якобы подтверждающих эту точку зрения, Павел назвал имена Цоя, Башлачёва, Джима Моррисона, Курта Кобэйна, Джими Хендрикса и других покойных ныне "рок-идолов".

"Рок - состояние души без Бога"… Хочется, однако, сказать, что очень многие рок-музыканты имеют и пытаются воплотить в жизнь точку зрения, прямо противоположную этой. Кто из них прав - не нам решать, однако категоричным в этом (и подобном этому) вопросе быть нельзя. Идея может быть дана человеку свыше, однако чувства, обуревающие его в этот момент - самые что ни на есть земные, а значит - проходящие, как и всё в этом мире. Так стоит ли принимать за абсолютную истину то, что, возможно, уже исчезло, пережилось и не повторится более никогда? Переживания поэта (и рок-поэта) ценны именно вот этой тончайше выраженной сиюминутностью, ощущение только что пережитого мгновения. И позволим себе немного исказить смысл фразы, сказанной Павлом Тайченачевым. С Богом или без Бога, рок - это состояние души. И этим ценен.

"Рок - бесовская музыка" - было ещё сказано в тот вечер. Музыка дикарей, язычников. Ведь, как напомнил тогда Павел Тайченачев, рок-музыка корнями своими уходит в блюз и джаз, которые, в свою очередь, берут начало из музыкальной культуры чёрного населения африканского континента. "Той музыки, - сказал Павел, - когда шаман прыгает вокруг костра, захваченный бесами, корчится в судорогах и впадает в транс ". Да, это верно - исторически. Вот только забыл Павел сказать о том, что смысл этого гибельного общения шамана с духами (или с бесами, если угодно) в том, чтобы отвести гнев высших сил от своего племени, сделать так, чтобы соплеменникам стало легче жить. Современное челове-ческое общество настолько забито и напичкано комплексами, что приход к тому состоянию, в которое впадает человек на рок-концерте, является для него чуть ли не лекарством. Грохот музыки и беснования музыкантов на сцене помогут человеку выкинуть из себя все отрицательные эмоции (иными словами - изгнать из себя бесов). Так что если уж прозвучало сравнение рок-музыканта с шаманом, то нельзя забывать о его, шамана, благой цели.

А основная заповедь рок-музыканта, по мнению Павла Тайченачева - "Делай, что хочешь". Однако это именно то, чего не может при всём желании сделать современный человек - сделать то, что он хочет. Делай, что можешь, - так в очередной раз перефразируем мы слова докладчика. Делай, музыкант! Ибо рок - это состояние души…

Кирилл Захаров