17 май 2002

Будущее рока

Наверное, ни кто в нашей периферийной столице и не вспомнит, кому первому пришло озарение создать репетиционную точку, собрать вместе в одну команду несколько музыкантов и начать ваять что-то свое, называемое Бог знает как - рок-н-роллом, панком или хардом. Да это и не важно сейчас. Барнаул называют рок-н-ролльным городом, и в этом сомневаться не приходится - команд у нас много, пожалуй, для одного города даже слишком. Ребята в основном молодые, максимализм прет во всю. Творят, поют, пьют, мучают соседей и родителей непоставленными голосами и неотстроенными дешовенькими гитарами. Собираются в подвалах и гаражах, договариваются с организаторами концертов, носятся по городу в поисках аппаратуры, выходят, выползают, вылетают на сцену... И вот когда гаснет густой, выжигающий свет ламп, "затыкается", попискивающий испуганной мышью микрофон, и перестает выбивать зверским (во всех смыслах) звуком решетки колонок, молодые (и не очень) дарования, взвалив на плечи скрученные шнуры и зачехленные гитары плетутся домой. В основном пешочком. Потому что деньги с мероприятий отдаются за разбитые в экстазе "слушателями" сиденья и стекла. Вот такой он внешне рок-н-ролл в городе Барнауле на реке Оби. Одни играют. Другие слушают. Рок всегда отличался тем, что главный упор в песнях делался на слова, речевую конструкцию, и уж потом на ритмику, тональности и мотив. Кто из вас сейчас может точно передать смысл песен той или иной команды, не видя их текстов на бумаге и не не рассказывая со слов кого-либо?

Да Бог с ними со словами. Главное, что народ чему-то где-то учится, увлечен хоть какой-то идеей, что в среде поколения, выбравшего "Пепси" достаточно неординарное явление. Главное, что не "нюхают", "кушают" или вкалывают" (хотя не факт...). Другой вопрос - более глобальный, философский, и одновременно - до оскомины банальный и приевшийся - ЧТО ДАЛЬШЕ?

Музыканты, ищущие себя в лабиринтах далеких перефирийных просторов, имеют намного меньше возможностей выйти на общероссийский уровень. Творить "для себя" и друзей в закоулках и на прокуренных кухнях это одно, а собирать ревущие залы и стадионы - это уже совсем другая ступень творчества. И, вполне естественно, что ничтожнейшая часть не - мегополисных групп сможет добиться этого.

Вот об этой то ситуации "кто? кому? зачем?" и "на фиг это надо?" мы и решили поговорить с одним из известных в городе Барнауле людей.

Никодим Лейбгам - один из самых компетентных людей в рок-н-ролльной сфере города Барнаула, директор галлереи "Метро", или, как любит представляться он сам - артмейкер. А попросту говоря человек, который фактически бесплатно продвигает молодые группы, устраивает концерты, выставки в уютном помещении "Метро". В начале каждого месяца вывешивается расписание концертов рок-команд, и те выступают в галлерее в течении месяца. Хотя сам Никодим считает, что "рока как такового у нас мало. Часто роком называют шансон. Еще есть вариант - романтика - рок - шансон. Ярким представителем такой музыки является Вячеслав Кобзарь."

- Никодим, кого из наших, здешних групп вы можете выделить?

- Вячеслав Кобзарь, у которого может получиться очень хороший альбом. Новая группа "Абсент" - это арт-рок, иногда перетекающий в симфо-рок. Очень интересная получается музыка. Ожидаю выступления в "Метро" Аллы Усольцевой (гр. "Мейби"). Она обладательница увлекательного голоса, удивительной системы пения - фолк, элементы русского народного вокала, какой-то бардовский полурок - полушансон. Так же есть молодая группа "Кибри" в стиле симфорок - индастриал. Рок-н-ролл же в чистом виде - это "Первоезавтра". Замечательный концерт прошел в "Метро" у "Теплой Трассы".

- А что происходит с нашими известными группами как то "Т.Т.", "Территория"? Ходят слухи об их концертах в других городах, о том, что они вылезли из потенциального уровня". Но ничего толко не известно.

- Это просто мы мало об этом знаем. Конечно, ведь нашим газетам легче писать о Киркорове и "Руки вверх". И мы не знаем, что к примеру Леонид (Веремьянин, солист "Т.Т.") летом должен поехать в Москву на фестиваль. Недавно выступал в Новосибирске. Информированность у нас хромает.

- А по какому критерию вы отбираете групы для концертов в "Метро"?

- Главное отсеять мерзопакостные вещи, где есть отчаяние, негатив, где по зрачкам видишь, что существует наркотк. Главное, чтобы не было упаднического духа. Для своихклиентов, для молодежи мы хотим создать позитив.

- На ваш взгляд, есть ли у наших музыкантов хоть какие-то перспективы? Вот играют они сейчас, а дальше-то что?

- Лично мое мнение, что все дело в Интернете, где при хорошем развитии нормальная, возможно отличная от западных система рассчетов, связей между регионами, звукозаписывающими фирмами. Такая общая глобальная связь - и есть перспектива, что будет повышаться и качество и востребованность нашей музыки. А сейчас наша лучшая группа может собрать 100 человек; 3 - 4 группы - максимум - 300 - 400 зрителей. Конечно, попса более востребованна. Но если есть андеграунд, есть традиции, то их надо поддерживать. В октябре будет пятнадцатилетие андеграунда на Алтае. Начало всего - 1987 год - появление группы "Дядя Го", журнала "Графика Самиздат", рок-сессии., выставка "Теплый Фронт". Дело-то живет, значит это нужно.И есть ниша, которую занимает "Метро".

Оптимизм в словах Никодима не может не затронуть за живое, появляется и вправду какая-то надежда, но выйди из подвальчика, где царит некий теплый эфимерный уют восмидесятых годов, все же переосмысливаешь, вспоминаешоь то, что видел и слышал. Молодые музыканты на вопрос "зачем вы играете?" почти в голос отвечали , что играют для себя, для зрителей, пока эти зрители есть, играют хотя бы для того, чтобы играть. Но все же кажется, что музыка не может быть самоцельной, она ищет своего адресата. Это попахивает какой-то безисходностью. Конечно большинство подростков предпочитает посещать клубы, где звук почище и аппарат получше, где не надо задумываться "А что это эти товарищи на сцене хотят донести до масс своим творчеством?". Мышление все-таки тягостный процесс, а уж рефлексия - и подавно. По словам того же Николдима "бизнесс основан на том, что будет заглатываться большим количеством людей". Остается многолетнне, (читай: вечное) для многих ожидание. Парни сидят в своих подвалах, обняв перекрашеные "Уралы" или напоследние деньги купленные "Ямахи", в ожидании волшебного дядечки, который скажет "Вот тебе, гений, штука баксов, езжай-ка ты в москву". Только вот дядечки как то не торопятся с преложениями. И несмотря на то, что "рок не умер, а просто так пахнет", пока в большинстве своем все происходит так, как поется в песне старой барнаульской группы "Катарина Финч":

"И есть мнение,
Никто станет всем непременно,
Но скорей, это просто слова,
Чтоб забыла моя голова,
Как стеной музыканты
Нажрались водки,
И упали в дрова до утра".

Юлия Костоломова, Ксения Шубина

slava