06 апр 2012

Сайнхо Намчулак: " Я изобрела что-то своё..."

Сайнхо Намчулак. Тувинская певица, сотрудничавшая с массой музыкантов, для которой традиционные рамки музыкального пространства явно узки. Сайнхо вне форм,постоянно находясь в поисках звука. Она может и вовсе не использовать никаких музыкальных инструментов, только голос, а может петь по -английски в ритмах электронного минимализма. Барнаульский концерт, состоявшийся 25 марта в клубе ТАСС, был организован местной этно-группой МНОГО НЁБ и являлся попыткой убить сразу двух зайцев:увидеть живое выступление любимой певицы и совместно поэкспериментировать на сцене. Что-то получилось, что-то нет, думаю, что наибольший кайф получили от мероприятия представители тувинской диаспоры, специально приехавшие в Барнаул на концерт Народной Артистки Республики Тува. После концерта я задал несколько вопросов организатору концерта и музыканту группы МНОГО НЁБ Павлу, а с Сайнхо Намчулак мы пообщались об этнической музыке Алтая и Тувы, а также московских музыкантах-концептуалистах, с которыми певица сотрудничала в разные годы.

Кирилл Захаров: Как ты считаешь,удался ли концерт?

Павел: Концерт состоялся.Мы очень довольны,поскольку пришло 80 человек.Это неожиданно для нас,собрать в Барнауле на концерт этно-музыки столько людей.Это прогресс.По музыкальной части мы также всем довольны. Сайнхо-молодец!Она проявила себя как профессиональный музыкант.

Кирилл: А как вы познакомились с этой певицей? Это ваш первый совместный сценический опыт?

Павел: С ней- да.Мы давно знали о певице Сайнхо.Её альбом "Stepmother City" стал культовым для нашей группы,это тот звук, на который мы всегда равнялись.А года два или три назад мы написали Сергею Летову,зная о его сотрудничестве с Сайнхо,и попросили его помочь выйти на неё.Он нам дал дал какой-то секретный мэйл, мы списались с Сайнхо,но о чём-то конкретном не договорились.И буквально месяца четыре назад мы пересеклись с российским менеджером Сайнхо,которая сказала, что планируется тур по России, мы и решили пригласить Сайнхо в Барнаул.На удивление, в Сибири состоялся концерт только у нас , от Екатеринбурга намечалось ещё города два или три,но организаторы безответственно себя проявили. Так что, получились только Екатеринбург, собравший 900 человек, и Барнаул.

Кирилл:Ещё совместные акции планируются?

Павел:Посмотрим.Время покажет.

Кирилл:Сайнхо, сегодня было ваше первое выступление с барнаульской этно-группой МНОГО НЁБ. С чего началось ваше знакомство? И ваша оценка творчества данного коллектива?

Сайнхо:Они меня бомбили много лет.Присылали в письмах веские доводы,что надо встретиться.Два раза мы планировали,но сорвалось,на третий раз получилось.Причём был такой вариант,что группа хотела поехать за границу.Ребята амбициозные, а это хорошее качество для музыканта, ведь без амбиций достигнуть чего -либо сложно.Скорее всего, МНОГО НЁБ представляют симбиоз электрифицированного варианта городской песни с фольклором.И за счёт такого необычного сочетания получается эссенция,создающая ощущение психологических зарисовок.Это не совсем обычные композиции,что -то в них есть страшное и в то же время некая детскость, доходящая до жуткого драматизма.Я такие примеры видела в других составах, когда жуткость присутствует, но не переваливает до такого состояния, когда человек начинает ощущать конкретную возникающую некую энергетику.Однако в музыке вообще все формы существуют,и когда МНОГО НЁБ используют электронику,это даёт свои результаты, хотя сразу видно, что ребята ещё трудностей не видели, и процесс утромбовывания группы ещё не произошёл.И только после этого можно будет говорить о том,что будет дальше.

Кирилл:Какие ещё алтайские этнические исполнители вам знакомы?

Сайнхо:Я знакома с Болотом Байрышевым,мы с ним работали.У него узконаправленный спектр деятельности, в который влиться очень сложно.И в развитии фольклорного направления искусства Алтая Болот,наверное, является одним из столпов. Он хранитель, развивает древние традиции, ту информацию, в которую вторгнуться очень сложно.Если я, например, могу прогнуться, если нужно, у меня всё равно получится,то у него либо получится,либо...

Кирилл:Давайте поговорим о тувинской музыке.Сайнхо,что вы можете сказать об Альберте Кувезине и группе ЯТ-ХА, ансамбле ХУУН-ХУУР-ТУ?

Сайнхо:Альберт-кореш!!!Мы с ним старые друганы.ХУУН-ХУУР-ТУ- ребята консервативные. Вот многие говорят про меня:"Женское горловое пение..." А я вообще не делаю горлового пения.Я изобрела что-то своё,внешне похожее на горловое пение традиционное,но оно не является таковым.Я строй туда другой вставляю,блюзовый например.Антураж совсем другой.Естественно, и публика совсем другая.Хотя представители сегодняшней публики могли бы быть, я допускаю, и на концерте ХУУН-ХУУР-ТУ, и на концерте ЯТ-ХА.Но я по духу всё же ближе к ЯТ-ХА, поскольку они создают новые формы, которые до этого не существовали.Меня вот считают мамой всего этого в Туве, я начинала ещё в 1986 году.

Кирилл:А когда вы начинали, то отталкивались от национального фольклора или от других форм: может быть, рока или джаза?

Сайнхо:Я начинала в джаз-рок группе с моим первым мужем ещё до рождения моей дочери.Моя дочь родилась в 1977 году.Начинали году в 1975-76.Тогда мы занимались,сейчас уже можно сказать, контрабандой.Мы перевозили плёнку, записи запрещённые,пластинки.Нас тогда власти не жаловали, мы в филармонии пытались восемь месяцев утвердиться,даже песни про колхоз выучили, но без результатов.А у моего двоюродного брата Алексея была группа, которая исполняла песни БИТЛЗ.Я помню тогда считалось определённой экзотикой,увидеть ВИА, который будет играть в здании какого-то кооператива. Народ выстраивался в очередь, человек 500, приезжала милиция...Я тогда вообще была никому не известной девчонкой, меня не пропускали на эти выступления.Группа СКИФЫ называлась.Это был первый андеграунд,который прорывался в Туве в рамках художественной самодеятельности,хотя уровень был весьма профессиональный.Ещё в Ак-Довураке тогда существовал очень богатый Дом Культуры, они закупали чешскую аппаратуру.Мы из Кызыла пилили туда, чтоб посмотреть на эту аппаратуру, я с такой завистью глядела на свою подружку Любу, которая пела тогда там в ансамбле.Там и русские ребята играли. По современным меркам это был бы состав с хорошего качества ресторанным репертуаром.Но тогда их иностранный репертуар выглядел нонсенсом.Конечно,этот коллектив исполнял и песни про колхозы, про советскую власть ,ведь они работали в ДК Ак-Довурака,но играли много БИТЛЗ и даже джаз. Я же тогда была простым наблюдателем,и когда встретила своего первого мужа в 1975 году,он пытался создать программу джаз-роковую. Мы слушали ДЖЕТРО ТАЛЛ, Стиви Уандера, то есть,гармонические и стилистические основы были не в сторону БИТЛЗ,а скорее КРОВЬ,ПОТ И СЛЁЗЫ...Ещё помню слушали YELLOY MAGIC ORCHESTRA. Я слушала этот японский состав на бобинах.Вообще мы собирались в 9 вечера и до 5 утра, тусовались, слушали музыку.Было нас всего человек 10-12.Такой кружок любителей острых ощущений.

Кирилл: В начале 90-х определённую известность в России и за рубежом получил тувинский проект БИОСИНТЕЗ.Вы как-то были с ним связаны?

Сайнхо:Да.Когда я вышла замуж за второго мужа в 1991 году, мы привозили в Туву два или три года подряд фри-джазовых музыкантов.В то время можно было практически за бесплатно арендовать драмтеатр,поскольку ничего не происходило.Мы собирали 50, от силы 100 человек, но для народа это был такой звуковой шаманизм!!!И после просмотра подобных выступлений возник состав БИОСИНТЕЗ.Это Геннадий Чамзырын,Андрей Монгуш и Вреж Мелоян,армянин. Первую пластинку,которую они записали в Берлине на Total Music Meeting с моим участием( я по-моему одну композицию с ними сыграла), сводила я.Этот материал получил название "Первая Проба".Альбом сразу выпустили на FMP,одной из ключевых для фри-джазовой и импровизационной музыки компании.На этом лэйбле 25 лет подряд свои альбомы выпускал Сэсил Тэйлор,один из столпов фри-джаза, которого я могу сравнить из российской поэзии с Бродским ,Хлебниковым...И тут появляются три абсолютно неизвестных тувинца, которые завоёвывают весь зал,я их рекомендую, и их тут же выпускают.Но состав после этого, к сожалению,распался.И только один Геннадий Чамзырын продолжает свою музыкальную деятельность.Андрей Монгуш делает юрты сейчас, а Вреж Мелоян живёт в Москве.

Кирилл:Сайнхо,вас знают по сотрудничеству с московскими музыкантами -авангардистами Сергеем Летовым и Иваном Соколовским.Расскажите, как складывалась работа с ними?

Сайнхо:Сергей Летов является одним из первых человеков,человечков и человечищ, которые начинали говорить.С самой первой встречи я вошла в его байки.При всех своих встречах он рассказывает одни и те же байки.Если ему нужно рассказать про меня,то у него свои байки.Летов меня познакомил с Курёхиным.Зайдя в гримёрку после концерта,я увидела весьма неадекватную личность.Когда Курёхин на сцене,это одно,а когда в гримёрке,это абсолютно другое.Передо мной сидел совершенно опустошённый и усталый человек,который постоянно оборачивался и смотрел на свою супругу, его вообще не было.Я пыталась Курёхину что-то объяснить,спросить, у меня были задумки по поводу проекта,но он как-то так бессмысленно смотрел вокруг.

Кирилл:Но вы же участвовали в одной из его ПОП-МЕХАНИК?

Сайнхо: Да.ПОП-МЕХАНИКА была в 1989 году в Петербурге и посвящалась теме психологических отклонений у работников и Теме Гигантского Гриба-Мозга.А с Сергеем Летовым история очень многогранна.С одной стороны, мы очень уважаем друг друга, у нас взаимное понимание друг друга, это очень важно, что мы встретились, что-то вместе делали. Но с другой стороны,есть момент отторжения,так как Летов -собственник, ставящий за основу собственный стиль, собственное направление,собственные композиции. Ему, конечно, можно предложить какие-то проекты,но тут сразу же пойдёт контроль,вообще над мыслью.Все,кто видел наши выступления,говорили, что мужское начало в Летове никак не даёт показать ему то,чего он не замечает, хотя он признаёт и талантливость, и одарённость.Мне кажется,что если бы я сумела его убедить каким-то образом на мгновение стать поклонником матриархата и понять,что на женщину можно положиться,то он что-нибудь для себя бы и открыл.Но Летов видит в женщине только слабость и глупость, и если бы он однажды поверил бы мне и сказал:"Хорошо, я сделаю так, как ты хочешь",-он открыл бы такие вершины,которые даже в собственном сознании не открывал.

Кирилл: С Иваном Соколовским было проще работать?

Сайнхо:Иван-ас,мастер!!!У него была огромная коллекция аналоговых инструментов,Соколовский -вообще гурман звука!!!Он гурман композиций и аранжировок!!! У него был хороший подход к звуку, и как композитор Иван являлся человеком очень развитым,умевшим соединять экстремальные направления в музыке и их гармонизировать.Допустим, гармонизировать даже шелест листьев и пение птиц.Иван Соколовский не должен был умереть, ему надо было состариться и стать общепризнанным.Но в то время это было не доказуемо работая с аналоговой электроникой, а сейчас стало естественным повседневно.Ведь компьютерная технология-это взрыв, это скорость взрыва...

25.03.2012, Барнаул.

Кирилл Захаров