16 июн 2012

Мне хотелось бы, чтобы люди лучше играли...

Барнаульский гитарист Константин "Башкир" Божко знаком многим по Группе Владимира Кислова, в которой музыкант работает уже более 12 лет. А лет двадцать пять тому назад, Костя был одним из создателей первой металлической группы нашего города КПД. За годы профессиональной работы на сцене, Башкир участвовал в деятельности музыкальных коллективов Барнаула, Омска, Горно- Алтайска, занимался сессионной студийной деятельностью. Обо всём этом Константин Божко рассказал в интервью Кириллу Захарову.

К.З.- Костя, как ты увлёкся гитарой и влился в музыкальную тусовку Барнаула?

К.Б.- Гитарой я заинтересовался, когда был в пионерском лагере. Там один взрослый парень очень хорошо песни МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и КРУИЗА делал,но он был хулиганом и впоследствии, наверное, попал в места не столь отдалённые. А я стал учить песни, снимать с каких-то пластинок, переключал с 19 на 9 скорость... Я занимался в детстве в музыкальной школе по классу баяна, с нотной грамотой был знаком, параллельно пошёл играть в духовой оркестр и поступил в музыкальное училище по классу тромбона, а также занимался гитарой более профессионально. В музыкальном училище я познакомился с Сергеем Чикишевым и басистом Сергеем Мандычем, это был, наверное, год 1984, тогда после восьми классов можно было поступать. Там у нас возникла идея создать группу, тогда ещё без названия.На базе мединститута мы начали репетировать. Музыкантами были Сергей Мандыч -бас, Сергей Чикишев по кличке "Старый", ныне покойный- пел, Эдик Цветков, который не учился нигде, но у него были барабаны, ему их помогла купить мама, которая поддерживала хобби сына, а клавишником у нас одно время был Виталик Кулешов, потом Паша Невежин, Андрей Колотилов, клавишники менялись ...А мы играли эстраду тех лет, параллельно пытаясь делать что-то своё. Наша команда играла на танцевальных площадках города, таких, как клуб Мелькомбината, одно лето ездили играть в Тальменку. И как раз после Тальменки мы с Сергеем Чикишевым ушли из коллектива и стали работать в ресторане "Волна", как положено, с трудовой книжкой,но с более взрослыми музыкантами.Потом ушёл Сергей Чикишев, сказав, что ресторан ему не интересен, а я остался, так как мама меня одна воспитывала и зарабатывать деньги надо было. На место Чикишева пришёл небезызвестный Сергей Ломовацкий и барабанщик Тихой, Тихенко Витя, по-моему, который раньше играл в группе НАСЛЕДНИКИ. И поскольку я был самым молодым из музыкантов, они меня , скажем так, постоянно поддрачивали, стимулируя мою игру. В принципе, так везде было...А потом уже меня пригласили работать в группу КПД, которую создал друг Сергея Мандыча Константин Овчинников по прозвищу КЭП. Он играл на гитаре. Барабанил в группе Эдик Цветков, и появился басист Юра Поляков, сейчас он не играет, а тогда подавал большие надежды. Пел Евгений Чикишев, старший брат Сергея. У него были сшиты понтовые металлические одежды, сапоги со всякими клёпками. Играли свои вещи.Было две или три песни Жени Чикишева, что- то они вдвоём с Кэпом делали, аранжировки процентов 80 я делал.Одной из известных песен тогда была Женькина песня "Мир в темноте", такой спид-металл. База у группы была в институте культуры, там же репетировала тогда и ДЕВЯТКА. Это уже где-то начало 1987 года. КПД выступал с концертами в Кузбассе: Кемерово,Новокузнецке, ещё каких-то городах. Тогда в группе пел уже опять Сергей Чикишев, а Женя решил бросить металл, он ещё не создал тогда ДЯДЮ ГО, но его интересовала тихая музыка с большей смысловой нагрузкой.Выступали мы и на первой Рок-Периферии в Барнауле в октябре 1987 года.Я помню, у меня не было своей примочки, она у меня сломалась, и я попросил примочку не то у Лунёва, не то у Попова. По музыке КПД тогда была близка к английским металлическим группам типа IRON MAIDEN, не к американским.Однако группа КПД просуществовала недолго, во-первых, из-за того, что нас с Сергеем забрали в армию в одно и то же время.Я служил в Омске, в оркестре, у меня была тогда уже жена моя первая, Лина, которая приехала со мной и устроилась на работу в клуб.В этом клубе занимался один товарищ, Владимир Ворожко, которому нужна была певица, ей стала моя жена,ну и меня туда подтянули. Я сначала на басу там поиграл, потом на клавишах, не очень, правда, хорошо. Вот тогда я и познакомился с Владимиром Ворожко и Сергеем Руфом, басистом. Это были плодовитые музыканты, сочинявшие свои песни под влиянием музыки фьюжн, коммерческого джаз-рока.С ними я проработал год, а впоследствии мы вместе играли в группе СЕДЬМАЯ МОДЕЛЬ, но это было уже позже.

После армии я вернулся в Барнаул, работал с разными музыкантами. В Горно- Алтайске работал с музыкантом, уже покойным, Лёшей Ломановым, который играл раньше в КРАСНЫХ МАКАХ, с Барыкиным и написал для него песню "Всё пройдёт,придёт и мой черёд". В Горно-Алтайске при драматическом театре у нас была группа ПРОЗРАЧНЫЙ ГОРОД, играли свои песни в стиле хард-рок,солисткой была моя жена Лина, которая ездила на гастроли до восьмого месяца беременности. Мы ездили по Горному Алтаю,по краю, Казахстану.Это были 1990- 1991 годы. От работы остались хорошие воспоминания.

Затем я снова оказался в Барнауле, работал в ресторанах.Работали с Сергеем Чикишевым в ресторане "Люкс", с Владимиром Кисловым,Лёшей Боярских и Олегом Ковалёвым в "Пиццерии". И так получилось, что моя жена Лина на тот момент, а это был год,наверное, 1996 , осталась без работы. И нам пришло письмо от Владимира Ворожко, в котором нас приглашали в Омск в группу СЕДЬМАЯ МОДЕЛЬ, репертуар которой состоял из иностранных каверов и своих песен.Хозяевам заведения,где команда работала, это нравилось, не надо было играть всякие "Мурки".Мы собрались и поехали,нас предложение вдохновило.С дочерью поехали, сразу квартиру сняли.Я проработал год в СЕДЬМОЙ МОДЕЛИ, знаю все песни, которые Ворожко поёт.И что было интересно, когда мы приехали в Омск, то увидели настоящую живую команду, работающую в ресторане. Всё было как раньше. А в Барнауле так не работал ещё никто. И если в Барнауле мы играли, "На сердце рана у меня" Марины Журавлёвой,то в Омске подавали слушателю западный рок и свои песни.

К.З.- А как появилась команда ОРКЕСТР ЖИВОГО ЗВУКА с Сашей Поповым?

К.Б.- Это было после ухода Сергея Чикишева в 1997 году. У Попова Саши есть свой конёк, песни,которые у нас в городе больше никто так не споёт, Lady in Red, например.Вот мы и играли с Серёгой Молодым,Эдиком Цветковым, Сашей Тарзаном. Ну а потом уже я с Эдиком и Тарзаном оказался в Группе Владимира Кислова.

К.З.- Как формируется репертуар коллектива Владимира Кислова?

К.Б.- У нас есть несколько человек,которые занимаются репертуаром, в основном, Кислов, я и Саша Тарзан.Скачиваем песню из интернета и предлагаем её исполнять.Сейчас вообще с этим проблем нет, достаточно посмотреть хит-парад, чтобы узнать кто там на первом месте. Ну и, конечно,надо ещё и послушать сначала,так как это первое место могут просто купить.

К.З.- Как в группе появилась Сара?

К.Б.-После ухода Ольги Суховеевой, мы с Сашей Тарзаном приехали в ресторан "Сова", послушали и взяли.Кстати,Сара раньше работала в известной группе AYA с омичами.

К.З.- Как тебе, кстати,эта группа? Они ведь в какой то степени ваши конкуренты?

К.Б.- Да я их мало слышал.Ну какая может быть конкуренция? Я понимаю, Аня- прекрасная певица, я знал её ещё по Бийску, когда она приезжала в Горный Алтай с группой ДЭНДИ. Она тогда уже здорово пела. А сравнивать трудно, так как у нас - все же оркестр, упакованный аппаратурой. А Ваня с Аней делают другую, более лёгкую музыку,это сравнивать вообще тяжело.

К.З.- Раз уж мы про кавер-группы заговорили, ответь, кто тебе сейчас из наших барнаульских кавер-групп интересен?

К.Б.- ДЕВЯТКА стала лучше с приходом Молодого, как мне кажется. Потому что, Молодой- это суперпрофибасист, от которого идёт пульс.ГРАФФИТИ- нормальная бригада. 25 КАДР делают практически то же, что и мы,они здорово выросли с того момента как заменили нас в "Зебре",когда мы уехали в Пекин.Но мне кажется они сейчас немного остановились. Нравится ещё из Pistolsа группа LOS BACEROS, я с Ильёй Усатюком учился в музучилище, он флейтист.

К.З.- Костя, скажи, в Пекине к вам публика одна и та же приходит?

К.Б.- Есть часть публики из числа постоянных клиентов. Приходят и китайцы,любящие русскую кухню. Раньше мы работали в ресторане "Остров сокровищ",типичный русский ресторан. А сейчас работаем в большом клубе "Шоколад", таких аналогов, думаю, даже в Новосибирске нет.Туда приличное число людей вмещается, проходят концерты звёзд различных, при нас Тимати выступал,израильские ребята приезжали, пели на русском языке.

К.З.- А за пределы края выезжаете с выступлениями?

К.Б.- Сейчас выезжаем на различные праздники в Новосибирскую и Кемеровскую область.В Новосибирске мне очень понравился клуб "Изюм".Причём там были люди,знакомые с нашим коллективом по Ае, по Пекину. Недавно были в Нижнем Новгороде, мы работали на заводе ГАЗ, где выпускают автомобили "Волга".Огромный завод, как наши все вместе взятые заводы.Очень хорошо нас приняли,были там и московские команды, а мы играли в конце, когда людям надо было веселиться.Наверное, тысячи полторы было народу.Аппаратура была и из Нижнего, и из Москвы, всё прошло на профессиональном уровне.

К.З.- Костя, ты ещё много работаешь в качестве сессионного музыканта. Из исполнителей, с которыми сотрудничал, можешь кого-то выделить?

К.Б.- Трудно сказать,я пытаюсь свои аранжировки делать. Льву Шапиро мы всё переаранжировывали, мы программу с ним меньше чем за месяц сделали.За репетиций,наверное, восемь. Делали по две-три песни за репетицию. У нас уже некоторый дух ремесленничества появился. Если человек не будет голову свою напрягать,он очень быстро разучиться что-то запоминать.

К.З.- А С Евгением Россом планируете ещё сотрудничать?

К.Б.- Ну, может в Акулово поедем этим летом.

К.З.- Периодически у Группы Кислова появляются авторские композиции. Кто сочиняет в коллективе? И нет ли желания сделать программу только собственных вещей?

К.Б.- Желание, конечно же, есть. Основного автора песен нет. Одну из самых успешных наших вещей "По дороге на Аю" написал Валерий Иванович Сурин, наш барабанщик.Она востребована, её просят на концертах. "Пекинские ночи" мы не исполняем, я её записал на компьютере дома, причём в Пекине.Текст Валеры Сурина также, а женские партии вокала спела моя дочь, приехавшая из Омска.Хоть она и непрофессиональная вокалистка, я её попросил, и она спела. Исполняем мы бывает мою песню "Дорога на Алтай", старая песня,которую ещё Сергей Чикишев исполнял, текст написал новосибирец Александр Пименов. И есть песни Саши Тарзана, например,"Новый год", хотя они сейчас подзабыты, мы их не исполняем. И если нам создавать какие-то новые песни, я считаю, они должны быть больше из области традиционной музыки, так как нам всё же уже не по 12 лет. И школа у нас тоже тех лет, немного консервативная.

К.З.- Какую музыку ты слушаешь? И какие кавера тебе нравится исполнять?

К.Б.- Да разную.Могу металл слушать, могу фьюжн.Иногда люблю классику послушать.Из наших есть интересные группы- QUEST PISTOLS, ОКЕАН ЭЛЬЗЫ.Это больше, наверное, эстрада,не рок... А мой репертуар- это такие исполнители как СПЛИН,БИ-2.

К.З.- И последний вопрос. Что ты можешь сказать о рок-н-ролльном андеграунде, ведь вы частенько ставите аппарат на концерты. Следовательно, и выступления команд видите?

К.Б.- Конечно, многим группам нужно ещё учиться.В профессиональном плане. Одной ведь идеей сыт не будешь.Даже слушая примитивные западные панк-группы, чувствуется , что у людей образование.А нашим молодым музыкантам не хватает умения играть и умения петь. Может идея быть и хорошей, но для её воплощения надо заниматься и работать над собой. Причём делать это правильно- брать какие-то уроки, чтобы получалось правильно и эстетично.Можно делать это хотя бы по видеошколам, это раньше приходилось самим всё делать,тогда и естественный отбор жёстче был, слабые музыканты сразу отсеивались. А вообще своё творчество- это здорово,просто его надо уметь правильно подать.Это касается не только барнаульских групп, но и московских музыкантов. Приезжали, скажем, NOIZE MC или НАИВ - я послушал, и мне хотелось бы, чтобы люди лучше играли...

Барнаул, апрель 2012 год

Кирилл Захаров