02 дек 2002

Джаз, звучавший над Обью

28 ноября в Краевом Театре Драмы состоялся посвящённый памяти жертв терроризма фестиваль "Джаз над Обью". В программе фестиваля приняли участие "Джаз-Арт-Бэнд", Катя Будкеева, ансамбль бийского джаз-клуба "Элита", трио Марины Смирновой, Игорь Дмитриев, "Барнаульский диксиленд", джазовый оркестр из Рубцовска, ансамбль скрипачей "Свой стиль" и Степан Мезенцев.

Если честно, ещё задолго до фестиваля меня преследовали весьма пессимистичные прогнозы относительно "Джаза над Обью". Вызваны они были в основном воспоминаниями об абсолютно слабом и провальном предыдущем джазовом фестивале, оставшемся для многих его зрителей лишь поводом выпить участвовавшим в нем музыкантам. Однако ни один из этих прогнозов, к великой радости, не оправдался. Действо было максимально живым, естественным и гармоничным.

Конечно, не всё прошло гладко - достаточно вспомнить выступление "Барнаульского диксиленда" под управлением Сергея Ведерникова с его экспериментами с горловым пением и обработкой песни про Одессу, жемчужину у моря… Но в остальном всё было очень интересно и захватывающе. Самое главное, что продемонстрировали участники фестиваля - это неуклонно набирающую тенденцию к расширению "сферы влияния" джаза (достаточно, в общем-то, консервативного направления во всё время его существования) путём смешения его с различными другими стилями и направлениями. Причём подобное смешение происходило скорее на интуитивном, нежели на сознательном уровне. Сознательные же эксперименты с формой и содержанием выглядели неестественными и порой даже нелепыми - примером может служить всё тот же "Барнаульский диксиленд".

В общем же за те четыре часа, что длился фестиваль, зрители могли увидеть и услышать… ну, буквально, все. Джаза как такового практически не было, а были отражения самых различных взглядов на совершенно разную музыку в хрупких и аморфных джазовых "рамках". Конечно, то, что представил публике замечательный новосибирский, а ныне горно-алтайский пианист Игорь Дмитриев - это джаз очень высокой пробы. "Джаз-Арт-Бэнд" покатил слабо, не показав практически ничего нового, - зато весьма порадовало трио Марины Смирновой и Катя Будкеева в сопровождении Максима Каташева (ударные), Антона Бовина (гитара) и Андрея Склярова (бас). А Степан Мезенцев с компанией (которую составляли братья Андрей и Ярослав Скляровы - бас и ударные соответственно) внёс в атмосферу фестиваля частицу того захватывающего (в самом прямом смысле) хаоса, который свойственен, пожалуй, только ему одному. То, что представило на фестивале его трио, просто надо было слышать. Очень надеюсь, что мы ещё увидим (и, естественно, услышим) этот ансамбль в том же составе.

Одним словом, "Джаз над Обью" оказался на несколько порядков удачнее и живее своего предшественника. Надеемся, что предстоящий весенний фестиваль в хорошем смысле затмит его. Ждём и желаем всем удачи!

Кирилл Захаров