21 мар 2005

Еще раз об альбоме “Летопси Лантинора. Эпоха II” группы “Лантинор” (рецензия).

По сравнению с предыдущей серьезной работой коллектива (речь идет об альбоме “Предания леса” 2001 года) новая представляет собой, безусловно, шаг вперед. Причем, практически во всех отношениях: уровню исполнительского мастерства, качеству записи и сведения и, разумеется, качеству самой музыки тоже. Не произошло прорыва, пожалуй, только в области лирики: она и на предыдущем альбоме была на приличном уровне. И ещё. Пожалуй, предыдущий альбом звучал как-то... поконцептуальней что ли. Впрочем, стоит ли требовать интересной концепции от сборника, изначально составленного по принципу “зе бест оф голден хитс”? Суммируя отличия, можно заключить, что, если “Предания леса” представляли собой, скорее, пробу пера, то новая работа является вполне зрелой и самодостаточной. Я бы даже сказал, стильной. Впрочем, не исключено, что при первом прослушивании альбома этого самого стиля вы и не заметите . Связано это, в первую очередь, с тем, что арсенал музыкальных средств, используемых авторами, достаточно велик, и они, не стесняясь, используют его по полной программе. Особенно это становится заметно на фоне, опять-таки, предыдущего альбома, который представлял из себя в чистом виде арт-фолк-рок в духе “Jethro Tull”, “Gryphon”, “Steeleye Span” с вкраплениями “городской романтики”. В новом альбоме от прежнего арта и прежнего фолка остались лишь отголоски (“Oberon”, “Willow the Green”). Зато добавились элементы хард-рока (“Всадник без головы”, “Поезд”), пост-панка (“Трое нас”), психоделии а-ля “Пинк Флойд” (“Пропавшая экспедиция”), “балладности” (“Была метель”). Есть и типа-продвинутые, эмтивишные, с модными фишками “Middle Earth Paradise”, “На проспектах весны”. Причем, песни (не исключаю, что преднамеренно) расставлены таким образом, что после мощных, фузовых вещей, как правило, идет лиричная, негромкая и неторопливая композиция. В общем, после первого знакомства с альбомом не исключена определенная дезориентация во времени и пространстве. Лишь после трех-четырех (в особо тяжелых случаях – после 10-15) прослушиваний вы с облегчением отметете всякие подозрения в эклектичности и перестанете отрицать очевидный факт о наличии у группы своего Стиля. Стиля, который узнаваем при использовании любых инструментальных и жанровых средств.

Что еще. В музыкальном плане невооруженным взглядом заметна симпатия коллектива к старым-добрым 70-м годам прошлого века — времени, когда слова “музыка” и “шоу-бизнес” еще не стали синонимами, когда бал правили Личности, а не марионетки из театра Карабаса Алибасовича, когда в почете были Эксперимент и Импровизация. Все вышесказанное, впрочем, не значит, что группа звучит архаично, застряв в музыкальном плане на уровне тех самых 70-х. Достаточно послушать первую композицию “Middle Earth Paradise”, рифф из которой сделает честь любой рэпкор- или индастриал-команде, чтобы убедиться в этом.

1. “Middle Earth Paradise”. Сдается мне, была бы не на последних местах в хит-параде MTV. Запоминающаяся “основная тема”, “культовый” припев (если это можно назвать припевом...) с тем самым тяжелым риффом, определенный налет танцевальности – что еще нужно для актуального хита?!

2. “Oberon”. Думаю, Jethro Tull не отказались бы включить такую вещицу в один из своих “золотых” альбомов 70-х годов. Супераранжировка, многоголосие, характерная для прогрессива “сбивка” ритма и мелодии, навороченная, изобилующая образами, лирика. И при этом – слушается на одном дыхании.

3. “На проспектах весны”. Как отличить настоящую танцевальную композицию от композиции, безуспешно претендующей на это гордое звание? Да очень просто. Если ноги слушателя самопроизвольно начинают отбивать такт, тест благополучно пройден, налицо качественный танцевальный продукт. “На проспектах весны” заставляют двигаться с первых тактов. Правда, кайф быстро обламывается, т.к. мелодия почему-то резко кончается и начинается совершенно другая. Нехорошо это. Нельзя так напрягать и расстраивать слушателя. А, впрочем, все это так – мелкие придирки...

4. “Камни разбитых гор”. Фэнтезийная баллада с нетривиальным текстом (видимо, вольный перевод с эльфийского языка) и безумно красивым соло на флейте в середине. Впрочем, не покидает ощущение, что потенциал этой композиции реализован далеко не полностью: как грится, “тема разбитых камней до конца не раскрыта”...

5. “Всадник без головы”. Хард-роковый мегабоевик с риффом, напоминающим о лучших временах “Deep Purple”. Единственный недостаток – определенная “перегруженность”, если не сказать заумность, текста, мешающая сосредоточиться на музыке.

6. “Willow the green”. Еще одна фэнтезийная вещица. Хотя слово “вещица” вряд ли уместно по отношению к этому монументальному музыкальному панно, созданному неброскими пастельными тонами. И все бы хорошо, единственное, что настораживает (не могу отказаться от своей привычки в любой бочке меда находить ложку дегтя)– несколько “мажорный” характер звучания. Иной раз возникает ощущение, что находишься в престижном дорогом ресторане для “продвинутой” молодежи с соответствующей музыкальной программой. Остается только влепить в концовке партию саксофончика – и “усе будет как надо, шеф...”.

7. “Была метель”. Весьма лиричная, ненавязчивая, светлая и легкая композиция. Рекомендую обратить пристальное внимание на текст – он того достоин и является, я бы сказал, самоценным произведением. Песня является скорее стихотворением, переложенным на музыку, нежели мелодией, “под которую” был написан текст.

8. “Трое нас”. Беззаботный, слегка припанкованный и несколько танцевальный, веселый рок не оставит равнодушным. Рекомендуется принимать в умеренных дозах для поднятия настроения.

9. “Пропавшая экспедиция”. В качестве контрастного душа после предыдущих песен. На мой взгляд, самая интересная композиция альбома. Давненько не наблюдал попыток чисто музыкальными, инструментальными средствами выразить некую идею. И вот, наконец... Прослушав композицию, невольно сам становишся участником той самой пропавшей экспедиции и на своей шкуре ощущаешь и “температуру минус 250 градусов”, и “разгерметизацию 15 процентов”, и отчаяние, и растерянность людей, затерянных в бескрайних просторах космоса (как я понял из контекста, дело было именно там). Гитарное соло достойно отдельной, высшей похвалы. Когда гитара “сползает” с высоких струн на низкие, чувствуешь что нечто, зародившись в твоей голове, движется по спинному мозгу, чтобы исчезнуть где-то в нижней части живота (для усиления эффекта рекомендую прослушивать произведение в хороших наушниках). Резюме: отличный сюрприз для всех любителей психоделии (к коим отношусь и я). Ничуть не хуже творений “Porcupine Tree”, “Ozzric Tentacles”, “Ship of Fools” и прочих неопсиходелистов.

10. “Поезд в никуда”. Ну, что сказать – Витя Цой жив... Песня не только не стесняется своей схожести с творчеством Цоя, но и с гордостью, во весь голос, заявляет об этом. Словом, своего рода tribute to “Кино”. В итоге получился подростковый мегахит, который с удовольствием и упоением будут орать под гитару у костра и в подворотне полупьяные тинейджеры. Конечно, для достижения подобного эффекта пришлось опуститься на пару ступенек пониже в сторону бОльшей непритязательности. И этот заметный крен в сторону упрощения (не знаю, было ли это упрощение сознательным или бессознательным...) несколько портит впечатление от неплохой, в сущности, песни. Особенно раздражает псевдоинфернальный текст, сконструированный по принципу “единства и борьбы противоположностей” и вызывающий в памяти многочисленные расхожие клише “рашен рока”: “Мой демон был почти святым, мой ангел – атеистом...”

11. “Новый человек”. Отличное и одновременно логичное завершение альбома, классический рок-гимн а-ля “Just remember that death is not the end”. Здесь и оптимизм, и вера в собственные силы и призыв к единению “прогрессивных сил”... В концовке прям-таки напрашивается мощнейший струнный оркестр и обильные хоры. А впрочем, может и к лучшему, что нет ни того, ни другого. По крайней мере, песня получилась свежей и не испорченной всяческими рокенролльными штампами.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Небезупречная, но крайне любопытная, оригинальная и в чем-то даже революционная (особливо для Барнаула...) работа. Как сказал бы дедушка Ленин, был бы жив, - “Архисвоевг’еменная вещичка”. А товарищ Сталин обязательно добавил бы: “Верной дорогой идете, товарЫщи”. Для ценителей интеллектуальной музыки, где на первом месте не драйв, напор, эмоции, секс энд насилие, а гармония, наслаждение нюансами и игрой полутонов, изящество и внутренняя красота, сдобренные едва заметным налетом самоиронии, - просто находка. Итак, тем, кто еще не пропил, не прокурил, не пронюхал и не прое... окончательно свой IQ – добро пожаловать в магазины “Зеко Рекордз” и “Агарта” за диском “Летопси Лантинора. Эпоха II”. Потраченные сто рублей наверняка станут одним из самых разумных капиталовложений в вашей жизни. За сим все.

Fiord (djfiord@mail.ru)

PS: Оф. Сайт коллектива – "http://lantinor.altnet.ru" rel="nofollow"

slava