15 май 2012

Если это эволюция

Магаданская группа Миссия:Антициклон завоевала любовь барнаульской рок-публики ещё в конце 80-х годов – колымские музыканты стали абсолютными призёрами фестивалей «Рок-Периферия» и «Рок-Азия». После того как в 1993 году при содействии Агентства «Рок-Азия» у магаданцев вышла виниловая пластинка «Kаinogono», они несколько лет жили и работали в Барнауле, записав в 1994 году двойной экспериментальный альбом «Монро». Далее последовала смена состава, переезд в Москву, запись новых альбомов и, неожиданное для многих, возвращение лидера М:А Геннадия Вяткина в Магадан.

Возможно ли возрождение, пожалуй, самых загадочных и непредсказуемых, первопроходцев российского инди-рока? И по-прежнему ли колымская столица вдохновляет на оригинальное творчество? На эти и другие вопросы Кирилла Захарова ответил Геннадий Вяткин.

- Итак, Гена, ты сейчас в Магадане. Расскажи, чем ты живешь?

Как обстоят дела с творчеством?

- Творю в ландшафте солнечного Магадана в «золотой стол» – всё нормально. Жизнь сама по себе – творчество…. Хочешь, не хочешь,

а хочешь…. Музыка? Песни? Само собой – процесс создания музыкальных композиций уже давно стал частью моего существа. Да, сегодня песни приходят ко мне в меньшем количестве, но лишь оттого, что я в большей степени сфокусирован на литературном творчестве и многое, что могло бы стать в итоге песней, трансформируется в прозаические тексты. Также я работаю музыкальным обозревателем в газете «Колымский тракт» – это помогает поддерживать аналитические способности ума на системном уровне…. Да, но главное, не будем забывать, что – как сказал Фрэнк Заппа –говорить о музыке всё равно, что танцевать об архитектуре.

- Да, я слышал, ты пишешь книгу? Какого плана?

- План? Стиль? О чём смыслами шуршу?

Начнем с того, что я разработал собственный стиль и назвал его «Проэзией» – текст моей книги плавно зарифмован без привязки к определенной ритмической форме. Я работаю на стыке всевозможных клише, абсурдируя логику до метасмысла так, что понимать меня нет необходимости. Именно поэтому, когда меня спрашивают о чём, как и зачем написана моя книга, я говорю: «А вы представьте, что было бы, если бы Шекспир был Хармсом

и, вдохновленный Ницше и Бобом Диланом, уехал бы на Ямайку и написал там сценарий для сакральной пьесы в стиле Антона Павловича Чехова». Да я, кажется, сейчас пошутил…. А может, и нет.

Добро пожаловать в метафизический юмор. Книга называется «Инс и Аутс». Она состоит из новелл о жизни двух друзей, для которых, грубо говоря, нет ничего святого, кроме радости существования в моменте «Сейчас». Один из них – Инс – символизирует собой внутреннее знание –причину: дух, сердце, интуицию и всё такое, а второй – Аутс – нечто внешнее – следствие: действие, поиск, ум, материю….

Книга о балансе ума и сердца. Инс – учитель. Аутс – ученик. Так как-то. Надо читать. Книга разделена на 25 сегментов, среди которых есть и сверхбрутальные пассажи. Например, история о том, как мои герои рассмешили смерть тем, что отрубили ей голову её же косой! А попросил их об этом Бог Марс, узнав в них персонажей небесного пророчества, в котором говориться, что он отправиться на пенсию лишь после того, как два самых веселых человека рассмешат олицетворение самого сильного человеческого страха!

( отрывок из книги «Инс и Аутс» будет опубликован на данном сайте отдельным материалом - прим. ред.)

- «Миссия: Антициклон» долгое время отсутствовала на музыкальной орбите? Возможно ли воссоединение и возвращение легенды российского инди-рока?

- Можно сказать, что воссоединение уже произошло – пока дистанционно. Сегодня мы с Константином Дюжарденом работаем над новой песней, обмениваясь информацией через сеть. Но думаю, делать официальное заявление о возвращении М:А на сцену еще рано. Костя в Москве.

Я на Колыме. Для нового начала надо бы мне из Магадана съехать – улететь уже навсегда…. Во всяком случае, у нас есть с чем работать – идей много.

- Многих интересовал в своё время вопрос, почему Миссия, знакомая многим как гитарная группа, стала экспериментировать с электронными звуками? Это был поиск?

- Конечно, это поиск. Мы начали экспериментировать с электроникой еще 1994 году на альбоме «Монро» – придерживаться собственных удачных клише не для нас. Мы, вообще, себя музыкантами никогда не считали. Били по струнам, нажимали на клавиши и кнопки, и радовались как дети, что у нас даже музыка при этом получается. Потом стало очевидным, что мы оказали заметное влияние на развитие рок-поп-музыки в России. А сами не у дел. Заигрались до солнечных чёртиков. Проект 2003 года, в котором мы пропагандировали стиль электоклэш, был, по сути, театрализованной трэш-хохмой, но, как это обычно бывает в России, почти никто не понял юмора.

И кто в группе был главным электронщиком: ты или Костя?

- Я в группе отвечаю за содержание, Костя – за форму. И он не просто гитарист от Бога и прекрасный аранжировщик, он – еще и великолепный звукорежиссер. Мы – как Инс и Аутс из моей книги.

- Общаются ли бывшие участники Миссии сегодня? Хотелось бы узнать, поддерживаешь ли ты общение сегодня с Брославским и Волчком.

- Да, периодически мы общаемся. Николай Брославский живет во Владивостоке и по-прежнему пропагандирует на русских просторах послания Кришны. Когда он приезжает в Магадан, заходит ко мне в гости. Мы мило общаемся. Он показывает мне видеозаписи с его участием в качестве певца и музыканта в группе имени Кришны. Олег Волков живет в Магадане – его религиозные похождения закончились возвращением в мирскую жизнь. Он периодически звонит мне, и мы смеёмся до слёз над всем, чем только можно – как в былые времена. Этим всё и заканчивается.

Об этих странных людях, я иногда думаю примерно вот что: «Идиоты, остались бы в группе, вместе мы бы давно уже вытрясли всё дерьмо из этого безумного мира, а вы бы получили свой рай на земле». Но что поделаешь – у каждого свой путь…. Харе Криша и Аминь!

- Как вообще сейчас с музыкой в Магадане? Есть что-то интересное?

- Да, есть неплохие группы, но, к сожалению, у всех у них одна беда – они лишены здоровых амбиций, они не настроены на создания своих миров с безусловной силой отрешенной любви, которая и движет катапульту для улёта за рамки банального рок-позиционирования. В рок-музыке от самодеятельности до гениальности всего-то полшага, но не многие это понимают. Пожалуй, самая яркая из всех существующих на сегодняшний момент в Магадане групп – это Le Terminal.

- В своё время ты шокировал и удивлял барнаульцев в роли ди-джея необычными радиоэфирами. Есть сегодня ностальгия по тем временам и барнаульскому радиослушателю?

- Ностальгию не приветствую, но всегда искренне удивлен и благодарен всем, кто помнит мои спонтанные эфиры на «Радио-край» – было здорово. Я прожил в Барнауле несколько лет и в душе считаю этот город своей второй родиной.

- Практикуешь ли ты сегодня сольные выступления под гитару, как раньше? И вообще были ли записаны в электричестве песни, которые ты исполнял под акустику в девяностых? ("В ушах любви", "Бабочка в паутине", "Сможешь ли ты" и т.д.)

- Иногда я пою на квартирниках для друзей. Иногда даю сольные концерты. Сегодня задумываюсь о небольшом концертном туре по России – а почему нет? Это будет хорошим движением в контексте возращения Миссии: Антициклон на большую сцену.

Да, на моих концертах можно услышать песни, которые так и не обрели электрические одежды, но это, кстати, не помешало каким-то из них (во всяком случае, в моих фантазиях) стать инди-хитами. Среди таких песен, например, «Л.Ю.Б.О.В.Ь», «На палубе снег», «Тело на рельсах»…. Те песни, которые упоминаешь ты, тоже так и не были аранжированы.

Многие мои песни научились жить своими жизнями вне зависимости от качества, в котором они записаны.

Интересный случай произошел с серией моих демозаписей под кодовым названием «Flash Mob». Каким-то непостижимым для меня способом эти черновые зарисовки просочились в Интернет. При этом этот сборник песен обрел новое название «Love Story», позиционируясь как официальный альбом Миссии: Антициклон. В итоге, какой-то «знаток нашего творчества» даже вставил эти (в общем-то, за пять минут слепленные для себя) песни в нашу официальную дискографию на странице М:А в Википедии. По началу это меня жутко бесило, а потом я подумал, если никого из слушателей не удручает качество этой записи, значит, в этих песнях и действительно что-то есть.

- Как ты относишься к героям экзистенционального сибирского панка? Пересекался ли с кем-нибудь из них?

- Думаю, Егор Летов и Янка – великие поэты и рок-артисты.

Вообще-то, это незавидная карма – родиться в Сибири, да еще и стать рок-поэтом. В таком климате и удаленности от культурных «Мекк» мира трудно абстрагироваться от собственного эго, особенно, когда многие считают тебя неудачником. Творцы их масштаба нередко болезненно ограничены беспределом собственного таланта и, видимо, подсознательно считают смерть единственным выходом из порочного круга своих гениальных описаний мира.

Я участвовал в нескольких концертах Ника Рок-н-ролла в качестве басиста его группы – остались незабываемые впечатления …. Я знаю эту эстетику изнутри, хотя никогда специально не слушал записи легендарных сибирских панков. Мне всегда не хватало музыки в их работах. Но сейчас это уже неважно, особенно, на фоне отсутствия выбора на сегодняшней российской рок-сцене. Сибирский панк – это душа русского рока. Недооценивать искренность – глупо. Но, как говорится, всё идет по плану».

- И последний вопрос: что ты думаешь вообще о сегодняшней музыке, как западной, так и отечественной? Кем-то удивлён?

- Западная музыка продолжает меня радовать и вдохновлять разнообразием и красотой. Не буду детализировать свои эстетические переживания, а лишь назову некоторые имена, которые в этом контексте приходят на ум прямо сейчас: Bon Iver, The Black Keys, The Whip, Alex Clare, Yuck…. Проверено – в этой музыке есть всё! С учетом того, что и мимо моих ушей проходит множество новинок, думаю, этот список можно накручивать до бесконечности, ведь пока я его буду составлять, появится еще много самобытных артистов не с нашего двора. И в этом весь вечно последний писк(!) западной культуры: наличие выбора, здоровая конкуренция, умение радоваться чужим успехам, самоирония, трепетное отношение к звуку и, конечно, её сиятельство – мелодия.

Если же говорить об отечественном поп-рок бомонде, то случай, конечно, особенно тяжелый! И дело не в том, что якобы какие-то конкретные музыканты пишут и исполняют бездарные песни, ведь каждый творческий акт по-своему достоин уважения. Удивляет даже не тотальная безвкусица, а нежелание, вообще, всех, от кого сегодня, действительно, зависит развитие культуры в стране, расширять спектр восприятия его величества, зрителя. Слава Богу, у нас есть Интернет с его неограниченными возможностями. С другой ведь стороны, рэп-культура неплохо развивается – Noize MC, Баста и другие «Скороговоркины», в целом, молодцы. И вообще, как бы там ни было, я склонен полагать, что стакан творческой потенции на наших рок-н-рольных просторах скорее наполовину полон, чем пуст. Чтобы увериться в этом, например, обратись к вдумчивому творчеству инструментальной группы Mooncake или насладись прекрасным раздолбайством группы Барто.

Конечно, как это ни печально, на российских сценах, по сути, по-прежнему беспробудно правит кабак – менталитет не пропьёшь. В России сегодня, чтобы на тебя обратили внимание, легче зад оголить перед иконами, чем писать честную и красивую музыку. И кстати, я думаю, моё молчание на этом фоне стоит больше, чем вся эта сладкая пропаганда блядства от псевдопоп-звезд и горестная констатация фактов окружающей действительности от великих талантов.

Да, всё неоднозначно, но ясно одно – пространства для новых музыкальных маневров сегодня предостаточно. И я, кажется, всё-таки возвращаюсь, если это, мать её, эволюция!

11 мая, 2012 года. Магадан- Барнаул

Кирилл Захаров