13 дек 2001

Рок, гибель, смерть или СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ?

Свою работу о сущности рок-музыки прислал Роман Неумоев. Да-да, тот самый. И так как в письме указана тема "Вадиму Макашенцу пора прозреть!", надо полагать, данный материал Романа - реплика в дискуссии, которая началась на нашем сайте после публикации интервью с идеологом "Тёплой трассы" Макашенцем.

Период отечественной истории, когда о проблемах культуры, искусства, музыки статьи в газетах писались исключительно по заказу партийных комитетов, а проблема "инженерии человеческих душ" находилась всецело в руках идеологов ЦК КПСС, канул в лету. Есть все основания полагать, что канул безвозвратно.

И тем не менее, сама задача "душевной инженерии" осталась. Иногда я задаюсь вопросом, где та новая идеологическая структура, способная верно оценить и рассмотреть вопросы общественной жизни. Не нахожу, при этом, никакой другой, более организованной и обладающей собственной, целостной, самодостаточной идеологией, структуры, кроме Русской Православной Церкви.

Может быть поэтому, считаю для себя невозможным оставить без внимания, ни одну статью, написанную об искусстве, авторство которой принадлежит перу священника. В свое время, на меня очень сильно повлияла книга афонского

монаха, архимандрита Лазаря, "Образы искушения современного человека". В этой своей книге, автор приводит факты и аргументы, разоблачающие дьявольские ловушки, коими Всемирный Враг рассчитывает заманить в свои сети

и, безусловно, погубить, значительную часть человечества. При этом, "вражина", логично и мудро, исходит из новых, складывающихся в современную эпоху, возможностей и явлений.

Далее, в этой книге о.Лазарь насчитывает четыре магистральных пути в Ад, приготовленных Сатаной для современного человека, "на закуску", так сказать, человеческой истории. Это, во-первых, НЛО, во-вторых, ВОСТОЧНЫЙ ОККУЛЬТИЗМ, в-третьих, рок-музыка и в-четвертых, наркомания.

Отец Лазарь утверждает и доказывает, что все эти явления происходят из одного источника и являются взаимоперетекающими и неразравно-связанными, наподобие четырехглавой гидры. Их источником и лабораторией, в которой, ядовитые головы сей гидры изготовлены, по его мнению, является Ад, Преисподняя, а главные конструкторы, каменщики, демиурги и координаторы, определены им также недвусмысленно - Сатана, Люцифер, Антихрист.

Довольно-таки подробно и обстоятельно о.Лазарь рассматривает каждое из перечисленных феноменов. Когда он анализирует рок-музыку, как современный культурный и исторический феномен, возникший в ХХ веке, и захвативший умы и сердца сотен миллионов наших современников, он имеет ввиду, в основном, рок-музыку, возникшую как феномен западной культуры. Он приводит в пример творчество таких гигантов мировой рок-сцены, как БИТЛЗ, ДИП ПЁРПЛ, ЛЕД ЗЕППЛИН и т.п. С творчеством русскоязычных рок-музыкантов, отец Лазарь, по всей видимости, малознаком и вопросов отличительных особенностей явления "русский рок", автор книги не касается.

В этой связи, очень интересной представляется попытка другого архиерея Русской Православной Церкви, иеромонаха Григория, рассмотреть это явление на примере творчества наиболее поэтически и музыкально интересных отечественных авторов. Им выделены отнюдь не массово-востребованные Гребенщиков, Макаревич и прочие, давно "попавшие в телеящик", а такие представители нынешнего "русского андеграунда" как Егор Летов, Димитрий

Кузьмин ("Черный Лукич"), Яна Дягилева, Умка, Наутилус и др. Несколько особняком, им выделена кагорта "сибирских панков", как явление в отечественной рок-музыке, до некоторой степени отличное от других и

взаимоперекликающееся.

Многие известные представители этого направления (я, например) в разряд рассматриваемых и заинтересовавших автора не попали. Но это, разумеется, вопрос личной оценки автора и его музыкальной осведомленности. Интересным

представляется другое.

Отец Григорий впервые, может быть, обратил внимание на тот факт, что наиболее важным и часто встречающимся в текстах песен отмеченных авторов, является вопрос о СМЕРТИ. При этом, надо сразу сказать, что в части существенных, имеющих мировоззренческую значимость выводах, отец Григорий не расходится в оценках с Архимандритом Лазарем. Да это было бы даже странно.

В своей статье, опубликованной им в интернетовском издании "Русский Журнал" (адрес, по которому я его нашел, мне любезно подсказал посетитель форума, http//www.russ.ru/culture/20010606.html отец Григорий устанавливает ту же, по -сути, неумолимую как приговор, парадигму: или ПРАВОСЛАВИЕ, или РОК, САМОУБИЙСТВО и СМЕРТЬ. Если эту парадигму еще упростить, она будет звучать еще короче: ЖИЗНЬ или СМЕРТЬ. Понятие ПРАВОСЛАВИЕ, при этом, ставится автором на одну, позитивную сторону, а РОК и СМЕРТЬ, на другую - негативную.

Выводы, как говорится, делайте сами. Лично я, уповая на весь свой тяжелый рокнрольный опыт, во многом вынужден согласиться с правомерностью устанавливаемого автором выбора. Смысл слова "выбор", кстати сказать, равнозначен в греческом богословском осмыслении слову "ересь". Помните, именно так называется нашумевший роман Рекшана о питерском роке.

И все таки, есть в статье о.Григория некоторые моменты, заслуживающие замечания и возражения. Во-первых, замечу, что крайне радикальные призывы, типа "ПРАВОСЛАВИЕ или СМЕРТЬ" отнюдь не характерны для позиции, занимаемой Московской Патриархией. Это прерогатива РПЦз (Русская Православная Церковь за рубежом). Представителям этой православной конфессии гораздо легче быть радикальными и ультрапатриотичными. Они не столь отягчены проблемами сотрудничества и мирного сосуществования с нынешней российской властью и, с имеющими значительную паству, мусульманским и буддийским духовенством.

Во-вторых, сама проблема Жизни и Смерти не может быть, в настоящий период человеческой истории, сведена в узко-конфессиональные рамки. Это, как не крути, проблема ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ. В будущем же, о котором Господь сказал: "Когда приду во второй раз, вряд ли обрету веру на Земле", и тем паче.

В-третьих. не могу не отметить, что автор статьи, по моему мнению, сознательно касается исключительно тематики СМЕРТИ и СУИЦИДА в творчестве упомянутых им рок-музыкантов. Он, скорее всего, по причине недостаточной осведомленности, не учитывает сказанного в одном интервью Егором Летовым о своем творчестве. Когда интервьюер задал Летову вопрос: "почему вы не поете о любви?", Егор ответил замечательно: "у меня все песни о Любви, вернее о том, как хреново, когда Любви нет". Это летовское "доказательство от противного" и есть ключ к пониманию и рассмотрению его творчества (и тех, кто обычно упоминается иже с ним) непредвзято.

Кроме сказанного, можно добавить еще и то, что богословский гений Святых отцов Вселенской апостольской Церкви проявился не в том, чтобы какие бы то ни было парадигмы устанавливать, а в том, чтобы оные РАЗРЕШАТЬ. Наподобие того, как в разрешении глобальных мировоззренческих и богословских противоречий Ветхого и Нового Завета, возникло гениальное откровение, известное нам теперь под названием БИБЛИЯ. По словам самого Господа Иисуса Христа: "не разрушить я пришел Закон, но исполнить".

В-четвертых, по моему мнению, отец Григорий намеренно обходит вниманием вопрос о ЖИЗНИ, тема которой звучит в творчестве упомянутых музыкантов ничуть не реже темы СМЕРТИ. И вообще, вопрос о Жизни и Смерти есть основной вопрос любого искусства, будь то Театр, Опера, Балет или Живопись, или авторское творчество, о котором, в данном случае, идет речь. О том, кто этот вопрос решает лучше, отечественные рок-музыканты или Православие, смешно даже и спрашивать. Разумеется, имея тысячелетний опыт, Священное Писание, Предание и Учение Апостолов и Святых Отцов, Православная Церковь не оставляет в подобном "соревновании" (если бы оно только было возможно) ни одному рок-поэту, равно как и любому другому отдельному человеку ни малейшего шанса.

В обобщение сказанного, замечу еще следующее. Отцу Григорию, как Иеромонаху, человеку непосредственно входящему в иерархию священства Русской Православной Церкви и пребывающему исключительно "внутри церковной ограды", в некотором смысле, судить легко. В своих проповедях, он почти всегда, обращается не к широкой публике, а к верным чадам Церкви. У них он не рискует найти непонимания. Положение любого из помянутых им рок-музыкантов, куда более плачевно. Они вынуждены обращаться через свое творчество отнюдь не к верующей или воцерковленной молодёжи, с теми, кто в большинстве своём, плоть от плоти МИРА СЕГО. "Паства" рок-музыкантов пьёт, курит, употребляет различные наркотики и ведёт далеко не благочестивый образ жизни. Но и она нуждается в словах утешения, жаждет Правды, мучается "вечными вопросами" и т.п. Все это - ЖИВЫЕ ЛЮДИ. И с ними кто-то должен общаться, причем как с равными. Иного они не примут. И они могут встретить кого-либо "по священнической одежке", но провожать будут "по-уму".

И все-таки, для меня остаётся открытым вопрос, что если бы Архимандрит Лазарь, в своей книге о путях ведущих в Ад, взял для примера не БИТЛЗ или ЛЕД ЗЕППЛИН, а Летова, Лукича, Дягилеву, Умку и прочих? Неужели его выводы оказались бы иными? Есть ли знаковое отличие между рок-музыкой Западных Апологетов Рока и творчеством тех же "сибирских панков"? В дальнейшем, если Богу будет угодно, я приведу на эту тему некоторые соображения и аргументы и надеюсь, вопрос этот, окажется разрешенным хотя бы отчасти.

1. ЧТО ОБЩЕГО?

Что дает право утверждать, что между западной рок-сценой и её отечественными аналогами принципиальная разница отсутствует? Во-первых, технические приемы, принципы сценического воплощения и способы воздействия на аудиторию. Всё это вместе, образует своеобразную МАГИЮ или разновидность ШАМАНИЗМА. Гипнотизирующий ритм, громкий, запредельный для восприятия в обычных для человеческого слуха диапазонах, способ звукового давления и мощный поток личной "энергетики" лидирующих на концерте (или в студийной записи) музыкантов, создают ту атмосферу, при которой оказывается возможным "вдалбливание" аудитории в мозги любых, практически, ментальных установок. Не важно, что при здравом и внимательном рассмотрении, все эти установки есть плод бредового воображения их автора. Эффект достигается. И для большинства гипнабельной аудитории это есть, по сути, процесс НАДВЕРБАЛЬНОГО ЗОМБИРОВАНИЯ.

Во-вторых, имеется несколько существенных сопутствующих критериев или обстоятельств, при наличии коих, это достигается. Довольно-таки подробно они описаны в статье Ивана Соколовского "Конец Андеграунда" (журнал "Контркультура"). В этой статье автор довольно подробно анализирует и буквально в пух и прах разбивает романтический миф о трех китах, на которых, как на трех "святынях" покоится, возведённый подвижниками "русского рока", Храм этой НИГИЛИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ современной молодёжи. Три кита, о которых идет речь, суть:

1. ДРАЙВ,

2. КАЙФ,

3. "КРУТЫЕ ТЕКСТА".

Вот тут, наконец, можно ответить на вопрос посетителя сайта ИПВ, почему в статье отца Григория в ряду наиболее ярких представителей "русского рока" отсутствует даже малейшее упоминание о Вашем покорном слуге, Романе Неумоеве. И это не смотря на то, что "программный панковский хит" на тему СУИЦИДА принадлежит моему перу, а тема СМЕРТИ звучит в моем творчестве, ничуть не меньше.

Объяснение этому есть самое простое. Ваш покорный слуга, Роман Неумоев - человек и музыкант, "предавший" Светлые Идеалы упомянутого РОКЕНРОЛЬНОГО ХРАМА. Превратившийся в РЕНЕГАТА и ОТСТУПНИКА оной религии. Любой подобный "отступник" становится досадной помехой. Он портит общий фон и мешает самим фактом своего существования остальным, продолжающим "честно играть по правилам". Что это значит, в данном случае, "играть по правилам"? Любой религии нужны не только свои помещения, где царит определенная атмосфера, и совершаются "обрядовые действия". Нужны свои АДЕПТЫ, свои ГЕРОИ, свои МУЧЕНИКИ и СВЯТЫЕ. Нужен КУЛЬТ. А раз есть культ, то не обойтись и без КУЛЬТОВЫХ ФИГУР, живых или мертвых олицетворений этого культа. Живые или мертвые - это уже не столь важно. Важно другое. Наиболее почитаются и выходят в разряд "культовых", лишь те, кто готов на ЭКСТРЕМУМ, готов идти до конца. Тогда из них, при жизни, можно сделать Идолов, а после смерти - объект "обожествленного идеала". Со многими западными (ДЖОПЛИН, МОРРИСОН, КОБЭЙН и пр.) и российскими рок-кумирами (ЦОЙ, БАШЛАЧЕВ, ДЯГИЛЕВА и пр.) это уже произошло. Те, кто в эту "игру" играть отказываются или на предложение "wellcome to the machine" отвечают, нет, теряют для рокнрольного сообщества актуальность как кандидаты в "живые Боги" и с них снимается санкция на огромную популярность, славу, деньги и все прочие временные радости и блага. За все, как говорится, надо платить. Назвался груздем - полезай в кузов!

Некоторые, правда, ошибочно полагают, что достаточно взрезать, как-нибудь, на концерте себе вены или сигануть эффектно из окна, и ты уже "рокнрольный герой". Это, разумеется, наивно. Настоящий "герой" должен "созреть". "Камнем лежать или гореть звездой" это не только вопрос личного выбора, но и вопрос таланта, развития, личной энергетики, запаса жизненных сил и многих других личных качеств. И все-таки, за всем этим, скрывается главный мистический момент, о котором я вскользь упоминал выше. САНКЦИЯ СУЩЕСТВ ДУХОВНОГО МИРА! Мира, как известно, более реального по сравнению с нашим, "физическим". Мира, сотворенного Богом гораздо раньше, имеющего масштабы и значимость, несравнимые со всем, что мы способны увидеть в самый мощный телескоп или микроскоп. Все эти "Боги", даймоны, нимфы и прочие вдохновители музыкально-поэтической лиры, обозначаются в православной традиции одним общим и ёмким понятием - ДЕМОНЫ.

Кто-нибудь спросит, почему же вы отказываетесь рассматривать ГОСПОДА БОГА в качестве вдохновителя "творческой лиры", ну скажем, того же Егора Летова? Да по ряду весьма очевидных причин.

Бог есть Любовь. Сам, будучи Благим, ОН по естеству своему хочет Блага всем своим созданиям. Но что, в случае с рок-кумиром, предполагается под этим "благом". Мирская слава, кипение рок-н-рольных страстей, всеобщее почитание и псевдо-героизм творческого самоубийства. Есть ли это то Благо, о котором печется для нас Создатель? Нимало. Ибо, все это не ведет к спасению души, к Торжеству Вечной Жизни. Все эти, пресловутые, ОГОНЬ, ВОДА, и МЕДНЫЕ ТРУБЫ, не более чем "ловушки этого Мира", придуманные как соблазны и действующие на слепую, незрелую и мятущуюся душу падшего человеческого естества как "сладкая приманка". Наподобие ловкого фокусника или факира, Сатана мельтишит этими блестящими побрякушками, дабы отвлечь внимание Человечества от главного вопроса всей жизни. От того простого и неумолимого факта, что рано или поздно, каждому человеку предстоит оставить свое тело, встретиться с РЕАЛЬНОСТЬЮ, испытать УЖАС ПРЕДСМЕРТНОГО ПЕРЕХОДА и войти в ВЕЧНОСТЬ.

С чем человек туда войдет? С призрачным величием собственной славы и богатства, под щенячий визг отупевших фанатов, приветствующих своего кумира сатанинской "козой"? И что будет значить вся эта дребедень в глазах Любящего и Всеблагого Творца? МЕРЗОСТЬ ЭТО В ОЧАХ ГОСПОДА! Не такого "блага" хочет Он для своего любимого создания. Не такое "возвращение блуднаго сына" проповедует нам Евангелие.

Неприкаянность в Мире, слёзы покаяния, умиление сердца, нищета духа, детская радость Избавления и встречи с любимым Отцом и ОТЧИМ ДОМОМ - вот единственно то, что способно преклонить любящее и оскорбленное сердце Отца и Судии на прощение и возвращение взаимной Любви и мира.

2. В ЧЁМ РАЗНИЦА?

Разница, безусловно, есть. И разница существенная. И разница эта, увы, не в пользу "русских рокеров". Западная рок-музыка, не утверждающая "примат слова" над Музыкой, более технически и сценически оснащенная, следовательно, более эффектна, изощренна и "слушибельна". В ней отсутствует, как правило, морализация, агрессивная идеологичность и стремление немедленно изменить мир или добиться, методом "ментальной атаки", от слушателя, немедленного изменения своих взглядов. Она более рассчитана на то, чтобы развлекать и дурачить аудиторию. Попытки серьёзного подхода, как правило, не приветствуются и не встречают у слушателя понимания.

Западный слушатель более эгоистичен, дистанцирован от артистов. Он как бы заранее, имеет установку, не позволяющую что-либо навязать или "вдолбить в сознание", по-русски говоря, "втюхать".

Гораздо больший акцент, именно на Музыку, ведет к тому, что сам рок-автор или рок-группа на Западе гораздо менее ответственны за свое творчество, нежели их "русские собратья". Ведь Музыка, сама по себе, куда менее ЭНТРОПИЙНА, нежели Слово. Почему сказано, что за каждое произнесенное слово придется дать ответ в Судный День, но не сказано, что придется дать ответ за каждый изданный звук. Потому что, во-первых, любая музыка, в своей изначальной сути, лишь РАЗНОВИДНОСТЬ СВОЙСТВЕННЫХ ЭТОМУ МИРУ ЗВУКОВ.

Во-вторых, звук, сам по себе, не столь информативен. Затрагивая чувственную, эмоциональную сферу восприятия, он не в состоянии произвести НЕОБРАТИМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ни в сознании человека, ни в окружающей среде. Да, замечено, что гармоничный звук действует на живые организмы благотворно, дисгармоничный - неблаготворно. Но это действие ВРЕМЕННО и его последствия вполне обратимы. Иная цена СЛОВА.

"В оный час, когда над Миром

Новым Бог склонил лице свое,

тогда Солнце останавливали Словом,

Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами

Звёзды жались в ужасе к Луне,

Когда словно розовое пламя

Слово проплывало в вышине."

(Н.Гумилёв)

Слово, изрекаемое рок-музыкантом в микрофон, многократно усиленное многокиловаттной аппаратурой, помноженное на ритмизированный, эмоционально накаленный и окрашенный звук, подкреплённое личным авторитетом, обаянием и талантом исполнителя, обретает силу искусственно созданного и технически сконцентрированного ИНФОРМАЦИОННОГО УДАРА по всем участкам и областям человеческого сознания, иногда способного проникнуть до глубин его личности. И что, если это Слово несет заряд ЛЖИ, ИСКАЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. Вред, наносимый при этом человеческому сознанию и душе, пока, к сожалению, невозможно измерить.

Кто-нибудь из любителей "русского рока" может тут же возразить: "Да нет, ты чё, наши ребята честные. Если бы мы Кинчеву или Летову не верили, мы бы их не слушали". "Честность" ребят, к моему прискорбию, вещь такая же относительная и непостоянная, как и всё в этом "бренном мире". Сегодня, к примеру Кинчев подвигает свою аудиторию дружно скандировать "Мы вместе!". Завтра другой кумир российской молодёжи, Виктор Цой, печально ему возразит, мол, вместе то мы вместе, но не известно в каком. Потом тот же Цой, поманит своих почитателей надеждой на хороший исход, потом вдруг опять, нагонит тоску и безысходность. Ну, что делать, такой у автора печальный период в жизни! Жизнь штука сложная, полосатая и все такое. Но это бы еще ничего. Куда плачевнее могут быть последствия, когда рок-авторы начинают через свои тексты и хиты, "катать телеги", имеющие философский или религиозный характер, мировоззренческую значимость. Каких только бредовых и еретических идей тут не обнаружишь!

Вот Игорь Фёдорович Летов, начитавшись Бердяева или Маркеса с Солженицыным, задвигает нам сжатые до крылатых формулировок краткие конспекты прочитанного. А вот, УМКА, ищет свою "дорогу в Рай" в образе "камикадзе", который, "не знает кто такая Мати Хари", но может "правою рукою прямо в харю". А вот новое дарование Юля Теуникова, как бы, между прочим, бросает нам призыв, померев и полетав "Там", скорее снова возвращаться на грешную землю. Или вот великолепнейший Дима Кузьмин, весело утешает аудиторию, ничего мол, если сердечко заболит, да инфаркт хватит (от передозняка или с перепою) то вы сильно не огорчайтесь. В конце концов, "можно и не жить!" Такими вот "жизненными программами" вынуждены пропитаться рок-фанаты. Не приходится удивляться, когда в голове этой публики, вместо адекватного, истинного и необходимого для реальной жизни мировоззрения, плавает некий "жуткий компот" из обрывков "программных документов" их рок-кумиров и фрагментов теософских идей от практической магии и тотемов Вуду, до Шамбалы и Блаватской, включительно. Замечательно унавоженная почва для ИНТЕРРЕЛИГИОЗНОГО УЧЕНИЯ ГРЯДУЩЕГО АНТИХРИСТА!

Спрашивается, кто за всё это будет отвечать перед Создателем? С кого спросит Спаситель человеческих душ за "соблазн малых сих". С вас, дорогие адепты и жрецы РОКНРОЛЬНОГО ХРАМА. С вас, уважаемые "слепые поводыри слепых", ведущих свою паству в наркотическую, суицидальную, шизофреническую яму. ВСЕ ВМЕСТЕ В НЕЁ И УПАДЁТЕ.

3. ГДЕ ВЫХОД?

Я сижу на кухне, в загадочном русском городе Печоры, в трехстах метрах от сияющего неразличимым для глаза светом, Псково-Печерского монастыря. Ем тушеную капусту и думаю вот о чём. Конечно, любое воздействие на человеческую психику, будь оно акустическое или световое, имеет временный характер. Юный рокер выйдет из концертного зала, напьётся пива, придет домой, ляжет спать и на утро дела текущей и влекущей его жизни потребуют реальных действий совсем в другом направлении. А когда ему стукнет 25, он, скорее всего, перестанет жить и мыслить "установками" Егора Летова или Бориса Гребенщикова. И всё-таки, что-то останется в его душе. Останется так и неразрешенный вопрос о Жизни и Смерти, об Истине, которая всегда одна и та же, и Правде, которая у каждого своя. Останется горечь понимания, что из разнородных возгласов, обрывков учений и эзотерических откровений служителей "рокнрольного храма" так и не удалось составить Целостное Мировоззрение. Что окружающий мир по-прежнему остается чужим и пугающе непостижимым. Что Мир, со всей его подлой историей, болезнями, страданием, с его дурдомами и тюрьмами, концлагерями и войнами, по-прежнему лжет о Счастии, рассеивающимся всякий раз подобно миражу, и Любви, которая "снова и снова кончается грубо".

Те, кому до всего этого, действительно всерьёз есть дело, по-прежнему составляют ничтожное меньшинство. И я иду за свой сарай, сажусь на сырую после августовского дождя скамейку и пою себе под нос песню, которую написал неделю назад.

"Снова Мир, как бабка с колбасой

Шел, распространив свой липкий ужас,

Девушка с распущенной косой,

Женщина, истерзанная мужем.

И напрасно ты, как вечный жид

Ищешь утешенья в этом Мире,

Снова распалился и визжит

Гнусный бес в раздувшемся эфире.

И в сей-то Мир сияющей звездой

Вошел Господь и все объял собою

И здесь оставил он свою Любовь,

Своих миров дыханье голубое.

А что же Я? Я вновь готов войти

В сей сладкий Ад, зовущийся любовью,

В мир, что весь запятнан нашей кровью,

В ужас, предстоящий на пути.

И на мою голову капает и капает с яблони оставшаяся на листьях дождевая вода. И отзывается старым, надоевшим как боль вопросом: КОМУ ВСЕ ЭТО НУЖНО? Но вот там, со Святых врат Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря взирает на меня, как и на всякого входящего, спокойный и слегка печальный лик Христа. Лицо Богочеловека, оставившего своё, исполненное Надежды и высшего смысла ОБЕТОВАНИЕ. Свой искренний, спокойный и власть имеющий призыв Всемирного Царя и Владыки: "ПРИИДИТЕ КО МНЕ ВСЕ ТРУЖДАЮЩИЕСЯ И ОБРЕМЕНЕННЫЕ И АЗ УПОКОЮ ВЫ".

Роман Неумоев.

Кирилл Захаров