04 июн 2009

Архив Барнаульского рока : Время цветущей капусты

С.Лазорин в иллюстрации художника Ю.Эсауленко к книге братьев Ореховых

Беседа Евгения Колбашева с Сергеем Лазориным , самиздат-журнал "ПНС №1" (Барнаул ) , 1989 год

Е.К.: С чего начнём?

С.Л.: Ну ,я не знаю. Ты же у всех интервью берёшь, сам должен быть в курсе.

Е.К.: Да , я знаю этот анекдот. А начнём с твоего нового альбома.

С.Л.: Какой альбом ты имеешь ввиду-новый первый ,новый четвёртый или новый последний.

Е.К: А что есть что?

С.Л.: Значит так, мы сначала записали летом прошлого года " Сектор обстрела "-до этого были только "зальники". В феврале этого года вновь записали "Сектор " и первый альбом.Первая запись нас не устраивала ,правда ,новая тоже не устраивает. Неудачи оттого , что просто негде взять аппарат.Поэтому ,когда какой-то аппарат у нас появляется, приходится за день писать сразу два альбома.

Е.К.: А если взять аппарат на неделю?

С.Л.: Много не обещаю , но альбомов пять запишем.

Е.К.: Как проходят ваши записи , как вы работаете ?

С.Л.: Со всего города собираются всевозможные пульты , микрофоны , примочки. Всё это свозится в подвал НМЦ , где в течении пяти часов Апполон строит свои барабаны , затем мы настраиваем гитары. В половине одиннадцатого мы с Тимофеем едем в ресторан " Центральный " и , когда там закрываются танцы , реквизируем всё необходимое. Разные американо-японские ревера и клавиши. После чего всё это ещё часов пять строится. В три часа ночи начинается запись. Порядок таков :сначала клавиши , потом гитары , барабаны. Всё это -без голоса ,но сдабриваемое матом и прочей руганью , что замечательно прослушивается на черновой плёнке. Дублей немного-от силы четыре , так как очень хочется спать. Всей звукотехнической частью заведует Апполон , но за пультом не сидит. Так что запись получается уникальной- без звукорежиссёра. Иногда подключаем Пашку. Например ,в "Чемодане" - это он крутит ручки приёмника. Интересный эксперимент провёл Апполон - сделал тройную запись своих любимых барабанов. Заканчивается всё это в 3-4 часа дня. Голос накладывается через неделю в " Химиках " у Карышева , тоже ночью. Некоторые песни пришлось просто переписать со старой записи ( " Дерьмо " , " Он стоял " ) , потому что просто не хватило сил на большее.

Е.К.: Но зато сделали обложку для альбома.

С.Л.: Да , её нарисовал Юрий Эсауленко.

Е.К.: Теперь давай о четвёртом альбоме.

С.Л.:: Это , как мы её называем " народная попсация".В неё войдут 10 песен , все они уже готовы. Используются традиционные рок-н-роллы , буги-вуги , твисты. Особенность альбома- "кондовый мажор" , в отличии от прежних минорных вещей.

Е.К.: А почему именно так решили , на вас прежних это не похоже...

С.Л.: Хочется попробовать себя в разных направлениях. Ввели саксофон.

Е.К.: Это что-поиск , или что-то другое ?

С.Л.: Конечно , поиск , это естественно. Я против того , чтобы группа играла в одном , однажды найденном ключе , выжимая из этого всё , что можно. Надо делать музыку и не думать о стилях.

Е.К.: С модой это никак не связано?

С.Л.: Связано , наверное. Но есть подход к моде консервативный: если сейчас в ходу хард- будем играть только его. А нам нравится разная музыка. Слушаем ЦЕППЕЛИН , ПЁПЛ , но не забываем ДЕПЕШ МОД , панк. Пробуем себя в хип-хоп , который очень популярен на западе , а у нас не котируется.

Е.К.: А как твои старые увлечения , прежде всего- КРИМСОН ?

С.Л.: И про них не забываю. Уверен , во многих моих вещах заметно влияние...

Е.К.: А как ты относишься к заимствованиям ?

С.Л.: Наш отечественный рок-н-ролл ещё очень молод , он развивается по законам диалектики - берёт лучшее , что было до него создано в мире. По-моему , это очень нормально.

Е.К.: Что для тебя главнее ?

С.Л.: Чтобы был драйв , понятный людям. Хочется отойти от политизации рок-н-ролла. Про колбасу петь , конечно ,интересно , но сейчас слишком многие это делают.Хотя , конечно ,правда нужна , если я живу с женой и дочкой в 12 квадратах , то я про 12 квадратов и пою.

Е.К.: А как твои "абсурдизированные" песни?

С.Л.: Они ,может ,и не от жизни. Хочется повеселиться.

Е.К.: Ты - профессиональный режиссёр , работаешь в институте культуры.Это помогает в твоей работе с командой ?

С.Л.: Должно помогать. Хотелось бы отрежиссировать свою программу , но руки не доходят. Были попытки на "Рок-Периферии-88" , но не совсем удачные. Надо делать не такое шоу. А какое - ещё не знаю.

Е.К.: В этом году вы не дали ни одного концерта...

С.Л.: А никому до этого дела нет.Все хотят зарабатывать деньги. А как на нас заработаешь- мы же не СЕДЬМАЯ МОДЕЛЬ и не Асмоловы. Оказалось , что у рока постоянных поклонников так же мало , как и у классики. В основном , это попсирующая молодёжь , есть просто любопытные. А без концертов , конечно , трудно.Хотя у нас теперь появляется время для записи.

Е.К.: Ты поёшь ещё в ПЕСНОХОРКАХ- для чего ?

С.Л.: Это интересно.И дело совсем не в том , что мы едем в Испанию , возможно , в Америку. Интересно русское звучание. Я как певец работал уже в Академическом хоре , церковном хоре , теперь вот - в фольклорном ансамбле. Есть чему поучиться.

Е.К.: Тебя устраивают твои музыканты ?

С.Л.: Да. Думаю , каждый , кто послушает четвёртый альбом , согласится со мной в этом. В последнее время аранжировки делает Тима. Он наш главный теоретик. Говорят , если бы Бах применял синкопированную полифонию , то добился бы больших успехов. Тима сейчас отдыхает с ПЕСНОХОРКАМИ в Венгрии. Апполон -очень сильный барабанщик . Вчера купил новые барабаны. Чувствуется , его не удовлетворяет простая игра , пытается усложнять. Андрюша- второй аранжировщик , многие песни доведены им. Он более традиционен , но ищет новые звуки. Олег стал играть на своём басе лучше. Ушёл из училища , работает на фабрике , точит втулки. Это ему мешает : приходит на репетиции усталым. Юра Смирнов- саксофонист. Давно не играл , но , думается , освоится.

Е.К.: Давай немного пофилософствуем .Что такое рок-н-ролл ?

С.Л.: Это когда толчки , драйв и всё здорово.

Е.К.: Как ты относишься к своим коллегам из других групп?

С.Л.: Немного ревностно. Кажется иногда , что люди играют хуже , а поднялись выше. Вообще , в Барнауле за последние два года мало что появилось- только ДЯДЯ ГО и ТЕТ-А-ТЕТ. И сложно сказать , будет ли всплеск. На нас иногда наезжают : эта песня плохая , та не такая... Попробовали бы сами. Нам уже три года , но инструментов мы не имеем , кроме двух гитар. Нет клавиш , я уж не говорю о чём-то личном. У всех семья , дети . Поэтому все наезды - туфта. До наших песен никому не должно быть дела. Играем , как хотим.

Е.К.: Успокойся , лучше принеси портвейну.Кстати , как ты воспитываешь дочь?

С.Л.: Разговариваю с ней по- американски. Пою битловские песни. Слушаем Мамонова.

Е.К.: А тексты для ДЕВЯТКИ только ты пишешь ?

С.Л.: В основном , да , но есть и Мишки Смолянникова , Михайлова. Да , интересно , вчера , как ни странно , впервые послушал " Give Peace A Chance " . И оказалось , что одна наша вещь -это " Реасе" в копейку. Ведь уже у БИТЛЗ рэповые принципы были. Вот послушай , что мы поём :

Все кричат о металлистах , модернистах ,

Хайлайфистах , дзэнбуддистах , онанистах.

А мы говорим :" Донт чуч ми нау !"

Ну как?

Е.К.: Ништяк. Правда , похоже на Леннона. А что ты делал до ДЕВЯТКИ?

С.Л.: Занимался рок-н-роллом , постоянно слушал музыку. В середине 70-х любил Элиса Купера , Боуи , СПУКИ ТУС , МЭДИСИН ХЭД и др. Моя кличка была - Блэкмор. Мы играли на танцах на Южном . Попал туда случайно: у них срочно крякнул певец , и был нужен человек , который мог бы петь на английском. Это был я. Я пел из Руссоса , Кавердэйла , Фогерти , Глиттера. И за всех баб из БОНИ М. Это было началом моей карьеры.Потом была группа ЛАБИРИНТ , в ДК Меланжевого играли , у меня даже фильм любительский есть , конечно , без звука. Когда забрали в армию -пел кантаты в ансамбле песни и пляски.

Е.К.: А когда сам писать начал ?

С.Л.: Году в 80-м , в армии , когда на тумбочке стоял.

Е.К.: И что это была за песня?

С.Л.: Маразматическая , КСП-шного плана. Сопли до пола.В армии я даже мюзиклы писать начал.В общей сложности штук сто песен написал. Но все были дерьмо. Когда вернулся из армии , меня позвал Орехов. Начали играть какие-то халтуры :свадьбы , выпускные вечера. В одной школе на меня набросились родители детей , которые на танцах оттягивались под что-то такое... А осенью - опять ЛАБИРИНТ , я даже немного на рояле играл. Работали СУПЕРМАКС , правда без клавиш (!!!) , а я пел " Маму на кухне"... В 1983 -м мы почему-то распались. Моя рок-н-ролльная деятельность прекратилась. А в это время стали в обильном количестве давать разные русскоязычные группы :ЗООПАРК , КИНО , АКВАРИУМ , ЦЕНТР , БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ. Я их слушал - и торчал.

Е.К.: Ты вырос на западном роке и вдруг становишься приверженцем нашего андеграунда. Как так? Ведь обычно музыканты того поколения отрицательно относятся к этому.

С.Л.: Больше всего до меня дохилял язык. Я никогда не думал , что можно так петь и говорить. И я опять начал пробовать писать.

Е.К.: Ты учился тогда?

С.Л.: Да , в АГИИКе. А до этого на инязе в педе.Но там я стал употреблять пиво в больших количествах , пропускать занятия , и меня выгнали. Но я успел поиграть там с Чермяниным и Филипповым. Удачным для меня был 1985 -й. Я сделал песню про голодных кастрюков , и мы решили записать альбом. Сочинили его в один день и тут же записали. Он назывался " Лондон-Бийская-Транзит ". Пошла масть. Сделали ещё альбом "Про бюрократов" , но не записали. Затем стали писать " Африкан Дэй". Участвовали: Зигмунд Кастрюк- перкашн , Марчелло Мазепа-баян ( участник сибирского конкурса баянистов ) , Юра Медведь ( сейчас в группе КОМИТЕТ БЕДНОТЫ )играл на басе , Прапорщик Шталпекер включал пластинки , а в предыдущем альбоме был записан его храп. Наташа Ростова- бэк-вокал и поэтесса. Записали в один вечер. Все песни стали хитами общаги , где мы обычно пили пиво.

Потом мы с Филимоном выехали в Крым , но через неделю нам сказали , чтобы мы в 24 часа покинули побережье , т.к. мы употребляли портвейн и мешали окружающим. Уплыли в Сочи , и там на пляже я сочинил альбом , куда вошли боевики " Не стреляйте в меня" , "Водопровод" , " Модные шузы".

По возвращении в Барнаул стали записывать альбом " Никаких проблем" с песнями " Прапорщик Шталпекер" и " Ай ду ю пиво эвридэй". Пригласили балалаечников , скрипачей , трубачей , но так и не доделали.

Е.К.: У меня такое ощущение , что вся твоя жизнь- альбомы.

С.Л.: Да , за два года я написал штук 18 альбомов , но из них стоящих два-три.

Е.К.: Есть планы восстанавливать старые песни ?

С.Л.: А мы это уже делали. В новых программах много этих боевиков.

Е.К.: Как появилась идея создать рок-клуб?

С.Л.: Мы с Ореховым стали бомбить горком со своими идеями ещё весной 1985 -го. Все говорили , да , здорово , мы вам мешать не будем. Дали помещение в ДРП , сделали объявление. Первыми пришли Мандыч , Карышев , ПРАЗДНИК , СЕРПАНТИН , были ещё кто-то. Первый концерт - в октябре в "Канифольном" . Аппарат взяли у Черных. Публика пришла смурная : джазисты , которые посмеивались и тд. Играли Карыш , ПРАЗДНИК , я с гитарой , Орехов , ещё какой-то гитарист зашнуренный , игравший какой-то авангард и доставший всех.

Е.К.: Люди говорят , это был гость.

С.Л.: Наверное , этого точно никто не помнит.Были еще кабацкие музыканты. Все долго плевались. Один только Володя Кислов сказал : " Предупредили бы , я аппарат бы поставил! "

На время рок-клуб затих. Орехов привёл ко мне Масленникова: мне нужен был гитарист , т.к. готова была программа "Восемь посвящений стучащим в там-там". Басистом был Игорь Власов из Киева . Он пел только блатные. Клавишником был Эдмунд Чугунов. Апполона откудо-то выписали , никто не знает откуда. Однажды Апполон сказал , что есть басист с инструментом и аппаратом. Так мы взяли Олега , когда Власов однажды не явился на репетицию. Чугунов во время репетиции постоянно хотел пива . В этот момент привели Славу Половинкина.Он плохо играл , но был хорошим человеком. И мы взяли его вместо Эдмунда. Это состав образца января 1987 года. Порепетировали на почтамте у Пети Черных , за нас обрадовались тусовщики , и мы стали готовить концерт.

Е.К.: А почему -"9"?

С.Л.: Сначала было :"8" . Это моё любимое число.Но тут какие-то комсомольцы стали говорить , что это в честь " 88-й колонны " и ещё какие-то нацистские штучки. Тогда я сказал , что раз не "8" , тогда- "9" , и объявил , что это в честь "Революции №9". Первый концерт проходил в сельхозе в феврале.

Е.К.: А как вы попали на фестиваль в Кемерово?

С.Л.: Пришло приглашение , поехали мы и ПРАЗДНИК. На уровне кемеровских команд и даже новосибирского ГОРОДА мы выглядели неплохо. Местные меломаны подарили мне двойник ГРЕЙТФУЛ ДЭД и пасхи Христовой , а в газетах написали лестные отзывы.

Е.К.: Что было дальше?

С.Л.: После Кемерово родилась мысль сделать свой фестиваль , но начались разногласия с Ореховым. Он хотел создать свою супергруппу и заявил , что Барнаул не готов выступать зачинщиком фестиваля , т.к. выступать просто некому. Он упёрся очень круто. Тут нарисовалась твоя организация фанов , это всё обусловило. Мы стали делать новую программу , которую показали впервые на концерте с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ.

Е.К.: А как ты , кстати , относишься к новосибирскому року ?

С.Л.: Новосибирск больше и лучше , там много команд достаточно хороших: КАЛИНОВ МОСТ , СТРАХОВОЙ ПОЛИС ,ГОРОД... Особенно мне нравятся панки. А вообще , я люблю ленинградские группы , а из Москвы - только МУ и ЦЕНТР.

Е.К.: Ты очень волновался , когда стоял на сцене в парке Горького?

С.Л.: Да , очень , Москва всё-таки. Но потом всё было в кайф , подошли какие-то люди , заинтересовались.

Е.К.: А как ты отнёсся к заявлению Комаровой , что вы играете пост-панк ?

С.Л.: Обрадовался ,потому что для себя считал , что мы используем все постпанковые принципы. Только не говорил этого вслух.

Е.К.: Ты увлекаешься поэзией ?

С.Л.: Да , во -первых , мне очень нравится она вся. Но больше всего- Поль Элюар и Апполинер. Последнее время увлёкся китайцами- Ли Бо , Ду Фу , Бо Дцзюн.

Е.К.: Почему Китай ?

С.Л.: У них всё намного конкретнее , чем у нас , и мысль великая заложена.

1989 год.

Кирилл Захаров