16 фев 2002

Валерий Кипелов на гастролях превращается в бесполое существо

Единственный концерт группы “Ария” в Барнауле

Одна из самых старых (в хорошем смысле этого слова) рок-групп России впервые за 17 лет своего существования побывала в нашем городе.

Эта группа, пожалуй, единственная, которая остается верной своей первоначальной философии и своему стилю. Поэтому и поклонники у нее самых разных возрастов - от тинэйджеров в балахонах до солидных сорокалетних мужчин.

Перед самым концертом бессменный вокалист группы “Ария” Валерий Кипелов дал корреспондентам “СК” эксклюзивное интервью.

Тарзаны из Москвы

- Насколько мы знаем, в Барнауле вы впервые?

- “Ария” - да. Лично я - нет. Я приезжал сюда в 1980, 1981 и 1982-м вместе с ансамблем “Лейся, песня”.

- Почему “Ария” так долго игнорировала Барнаул? За семнадцать лет существования группы ни одного концерта на нашей площадке?

- Это не мы игнорировали, это нас игнорировали. Местные администраторы считали, что мы Дворец зрелищ и спорта не соберем и они останутся в прогаре. (Похоже, что опасения подтвердились - компетентные источники утверждают, что, несмотря на присутствие в зале Дворца зрелищ и спорта более чем трех тысяч человек, нескольких тысяч для выплаты гонорара группе все же не хватило).

- Как вас приняли в Барнауле?

- Нормально. Удобная гостиница, хорошо выспались, отдохнули. Затем самый длинноволосый из нас, Сергей Терентьев (гитарист “Арии”), спустился по своим делам в холл. Когда он проходил мимо бабули-уборщицы, та прокомментировала товарке: “Смотри, вон Тарзан ходит, представитель из Москвы, “Ария” называется”.

Прятали волосы под воротник...

- Вам довелось поработать еще в другой стране, в СССР, при другом режиме. Много ли было тогда сложностей с организацией концертов, гастролей?

- С концертами было гораздо проще. Не знаю, кто-то сейчас сгущает краски зачем-то, принято считать, что все тогда было плохо. Да вовсе нет! Концертов было больше, чем сейчас, это сто процентов. Только система была другая, все получали деньги в тех местах, где работали.

Например, с “Арией” мы работали в Москонцерте. Там мы получали деньги за концерты, у нас были гарантированные ставки, организовано это все было на уровне филармонических работников. Были, конечно, идеологические нюансы. Необходимо было присутствовать на худсоветах, поддакивать. А когда на такие оргсобрания шли, приходилось прятать волосы под воротник.

- Как же вас таких за границу выпускали?

В первый раз выехали в Германию, тогда еще ГДР, в 1987 году. Потом ездили еще раза два туда. А потом, когда рухнула стена, работали в Германии самостоятельно, без Москонцерта. Честно говоря, сравнивать тяжело, потому что те гастроли, в ГДР, были организованы потрясающе. Огромные площадки, с прекрасным звуком. А потом - коммерческие условия, маленькие залы, очень плохая аппаратура.

- А правда ли, что при выходе первой виниловой пластинки “Арии” “Герой асфальта”, которая была выпущена миллионным тиражом, деньги от студии грамзаписи вы так и не получили?

- Да, правда. Была тогда такая система: получали не за количество проданных пластинок, а за время звучания музыки на них. Рубль тридцать стоила минута записи. Но мы получали за концерты хорошо. Работали много концертов, по два, по три в день. Я получал рублей восемнадцать, со временем дошли до высших ставок - двадцать шесть рублей за концерт.

Ненастоящие арийцы

- Существует по крайней мере несколько толкований названия группы. Как оно появилось и был ли вложен какой-то особый смысл?

- Написали материал на первый альбом, стали придумывать название, в словари заглядывали. Особо не мудрили. Философию стали подтягивать позже, “арийцев” из нас поклонники начали лепить. А какие могут быть арийцы, если у нас Викштейн и Грановский (Алексей Грановский - гитарист (1985-1987), Виктор Викштейн - менеджер (1985-1988). - Прим. авт.) были в группе?!

- Тексты к вашим песням пишет дама, Маргарита Пушкина? Почему именно она, и как началось ваше сотрудничество?

- До “Арии” Маргарита писала тексты институтскому ансамблю “Волшебные сумерки”, в котором играли Владимир Холстинин и Виталий Дубинин, поэтому они ее давно знали.

Мы предлагали сотрудничество другим поэтам. Был такой модный поэт Сауткин Валера, он писал тексты “Круизу”, а нам он писать отказался, потому что считал, что это неперспективно и вся наша музыка - до первого милиционера.

С Маргаритой мы дружим до сих пор, на последнем альбоме - шесть треков на ее слова. Мы пишем музыку, она рифмует идеи. В каких-то случаях идеи песен исходят от нее, в каких-то - от нас.

“Слушаю Моцарта и Земфиру”

- Вы начинали играть тяжелую музыку одними из первых в Союзе. Кому-то подражали, на кого-то равнялись?

- Конечно, ничего не рождается на ровном месте, велосипеды просто так не изобретают. Я любил рок-музыку, “Блэк Саббат”, “Джудаст Прист”, Оззи Озборна, “Айрон Мейден”, “Акцепт”.

- Каковы ваши музыкальные пристрастия сейчас?

- Вожу с собой на гастроли Шаде, альбом 2001 года. Очень люблю ее, музыка хорошая, в автобусе хорошо слушать, успокаивает нервы. А еще со мной последние альбомы группы “Мьюз” и Оззи Озборна, сборник песен Элтона Джона, “Реквием” Моцарта.

- Как к отечественным коллегам по цеху относитесь?

- Трудно сказать. Им сложнее, чем нам, мы за это время набрались опыта, появилась своя аудитория, а группы, которые появляются сейчас, популярны в основном на клубном уровне.

- Как вы относитесь к женскому року, который стал так популярен в последние годы?

- Неплохо. Мне нравится, например, то, что делает Земфира. Это же не главное - женщина, мужчина, какой стиль у исполнителя. Но если его творчество цепляет какие-то струны в моей душе, значит, это здорово.

Говорят, мы бяки-буки? Неправда!

- А как вы вообще к дамам относитесь?

- К дамам у меня отношение очень своеобразное, неоднозначное. Вообще, на гастролях я превращаюсь в некое бесполое существо, которое занимается только тем, что выступает, думает о концертах и о том, как бы сохранить здоровье и голос.

- О вашем поведении во время турне, попойках и скандальных выходках ходит немало легенд. В частности, рассказывают, что в начале 90-х в Томске вы побили рекорд “Роллинг Стоунз”, дважды выбросив телевизор из окна гостиницы. Это правда?

- Неправда, мы никогда не хулиганим! Это был единственный такой случай! Не помню, по какому поводу это было сделано. То ли не понравилось нашему гитаристу то, что по телевизору показывали, или, может, он просто выпил больше, чем положено. Может, правда, решил опытом “Роллинг Стоунз” воспользоваться. Было тогда такое увлечение, все чего-то выкидывали.

- А что для вас главное в турне?

- Самое главное, чтобы была хорошая аппаратура, чтобы люди не страдали от плохого звука. Мы одно время делали перерыв в гастролях как раз потому, что на местах не было приличной аппаратуры. И, конечно же, нужно, чтобы горячая вода была в гостинице.

- На пенсию не собираетесь выходить?

- Не знаю, все может быть. В этом мире все меняется очень быстро. Пока вроде бы полны сил. Думаю, что будущее подскажет. Если будем востребованы аудиторией - значит, будем играть.

Надежда ПАНЧЕНКО, Анна ВАЛЬЦЕВА.

slava