27 дек 2017

Вкус Магнитного Хлеба продолжительностью в 30 лет.

Юбилею группы МИССИЯ:АНТИЦИКЛОН посвящается

Магаданскую группу МИССИЯ:АНТИЦИКЛОН я впервые услышал в октябре 1993 года, когда на волнах барнаульской радиостанции "Радио- Край" Евгений Колбашев и лидер МИССИИ Гена Вяткин (работавший на этой радиостанции ди- джеем) приглашали слушателей на концерт в клуб "Мельница", посвящённый выходу винила "Кайногоно". Звучала песня "Злой самолёт". Впоследствии я услышал этот альбом целиком, и он перевернул моё сознание. Мне, слушавшему до этого группы так называемого "русского рока", было не понятно, к какому стилю отнести творчество коллектива. Конечно, я находил что- то общее в звучании магаданцев с музыкой питерского АУКЦЫОНА и таллинского НЕ ЖДАЛИ, концерты которых показывала "Программа А", мне нравились и тексты , и музыка МИССИИ. Казалось, что других таких групп в России и СНГ в то время нет. В 1994 году МИССИЯ записала в Барнауле альбом "Монро". Я познакомился лично с Геннадием Вяткиным, ездил к нему в гости пообщаться на радиостанцию. Гена переписал мне другие, ранние альбомы своей группы, а также поделился записями прочих магаданских групп, прежде всего- ВОСТОЧНОГО СИНДРОМА и АССОЦИАЦИИ "КОНЕЦ, СВЕТА!". Наверное, с этого времени и начался мой интерес к магаданскому року. Материал, представленный ниже, посвящён событиям тридцатилетней давности, появлению на свет группы МИССИЯ:АНТИЦИКЛОН и записи первого альбома "Вкус магнитного хлеба". Я постарался собрать мнения и воспоминания как музыкантов группы, так и людей, связанных в то время с магаданской музыкой. Итак, перенесёмся на тридцать лет назад в столицу Колымы.

Ещё до создания МИССИИ:АНТИЦИКЛОН Геннадий Вяткин познакомился с будущим создателем АССОЦИАЦИИ "КОНЕЦ, СВЕТА!" Сашей "Шефом" Шевчуком. В результате чего появилась группа СКАНДАЛИСТЫ. Вспоминает Александр Шевчук:

"Познакомился я с Геной, ну как он сам мне напомнил, в спортзале. Нет, мы не были качками, это был урок физкультуры, а в зале был магнитофон, и я принёс плёнку с АКВАРИУМом, как я считал, а оказалось - с ЗООПАРКом. Было весело. Через некоторое время собрались мы репетировать. Не играть рок, нет. Многие этого ещё не умели, а некоторые и не хотели. Произошло это в 1985- 86 году на базе актового зала ПТУ- 1. На инструментах все пробовали играть разных, возможно из-за того, что предпочтений ещё не сложилось. Я по большей части ещё декламировал, пел- кричал. Конечно, это скорее всего, походило на требование птенца на получение каких- либо преференций. Состав сложился следующий: Мальков Андрей- впоследствии барабанщик КОНЕЦ, СВЕТА!, Старченко Александр- впоследствии гитарист КОНЕЦ, СВЕТА!, Вяткин Геннадий- впоследствии басист и певец МИССИИ:АНТИЦИКЛОН, ну и я- впоследствии певец КОНЕЦ, СВЕТА! В этой ситуации мы все были птенцами, но кто- то с опытом, благодаря двору или стремлениям родителей, кто- то без такого опыта, но не без опыта предыдущих жизней. Все эти факты и заставляли птенцов ругаться, лично создав гнездилище под названием СКАНДАЛИСТЫ, Помню, что у троих было желание заниматься музыкой личнорождённой, а вот у Александра проскальзывали инициативы нарепать песенок типа "Островок" постыдной группы ФОРУМ и делать дискотеку. Порой к нам заглядывал Юрий Фёдорович Гришан, нет, он не рокер, особенно тогда. Тогда он был главным по борьбе с растлением при системе профтехобразования Магадана. Заглядывал он к нам, чтобы передать списки запрещённых капиталистических групп. Но сам то он втайне ими тоже интересовался, это в тени от света партии, который к тому времени извратили, подставив фильтр желания единолично жить и сладко жрать. Но в 1997 и 98 годах Юрий Фёдорович организовал публикацию двух СиДи дисков тиражами по 5000: первый "Некоторые песни из Магадана" с магаданским андеграундом, и " В Магадане июль", в записи его принимало участие более 200 человек, затем этот диск ещё и переиздавался. Вернёмся к СКАНДАЛИСТАМ. Как- то раз меня очень сильно раздразнил очередной приход Ю.Ф., и я ему не без радости поэта прочитал текст , над которым мы работали, воплощая его в граните гитарного рифа, предложенного Мальковым. Порицаний не было. Напротив, заметно было смущение о не оправдавшихся ожиданий крамолы, возможно, удивление:"Видишь, жёлтый лист на землю упал? Ветер его лицо не узнал. Только пожелтел, так сразу упал. Люди часто тоже подобны ему. Как только изменяют себе самому. Только пожелтел, так сразу упал..." Вот только не помню, кто автор этой нетленки: я или Геннадий.Точно помню его авторство в тексте, который мы тоже внедряли в то, что получалось:"Я гремлю костями по проспекту. В голове шарики звенят. Мысли заняты научными делами. И ко мне вернуться не хотят".И точно помню ещё одну "скандальную" песню, текст к которой был мой:"Волосы свои раскидал водолей за грехи людские. на головы людей. Волосы свои раскидал и опять. Солнечных дней нам с тобой не видать. Холодные,косые стрелы дождя яростно впиваются в землю и в меня. Люди не скоро перестанут грешить. Но не известно, грешна ли жизнь?" Что можно сказать про этот текст? Пару лет назад Гена обратил внимание на то, что мы вступили в эру Водолея аппелируя к этой песне. "И правда, - подумал я,- но только в эпоху Волка". Добавлю ещё, что авраамические культы  даже в те неблагодатные для мракобесия времена, которые, я теперь считаю, были карантином от распространения рабской, тёмной эпохи, зародившейся в Киеве в конце 9 века. В этом тексте я- юноша, мыслил категориями, которые воспитались во мне благодаря ценностям вожделенного западного- враждебного ко мне мира перевёрнутых восприятий правды и лжи. Далее у рождённых в жёстком карантине всё же были возможности подцепить остаточный эффект наследия трудов паразитирующей идеологии ростовщиков, обосновывающих превосходство рабовладельцев, передающих свои права по наследству, вопреки устоявшихся более древних и даже более демократических и гуманных родных конов Копного- Вечевого Права, выженного и...Но тут мы с Геной переключились на Крым. "Странно, Гена, а Иерусалим- это Израиль? А почему тогда Крым- это не Россия?" Да, это некоторое отклонение от СКАНДАЛИСТОВ, согласен, но!!! Именно в таких деталях и скрывается повествование о СКАНДАЛИСТАХ и всем, что стало дальше...Дальше я повстречался с Игорем Матвеевым, у него была очень хорошая техника игры на гитаре всех пассажей Ричи Блэкмора. Мы дружили, пили, что- то репетировали совместного. Но это именно тот момент, когда золотая техника и фанатизм к блэкморизму не мог принести плодов, мне уже тогда не хотелось русского металла. Мальков, Старченко и я пошли в армию. Геннадий не смог по состоянию здоровья.

Видать пошатнувшееся здоровье и стало причиной создания металл- группы ОПАСНАЯ ЗОНА, где гитаристом стал Игорь Матвеев. Но мы были уже в армии, с Геной продолжался контакт, мы наладили переписку, он высылал мне газетные заметки и записи. Я искренне радовался его и рок- клубовскими успехами. Но альбом ВОСТОЧНОГО СИНДРОМА "Студия 13" мне нравился куда больше, чем МИССИЯ, ДОКТОР ТИК и КОЛОНИЯ. Моя цель в создании коллективной музыки- песни виделась мне далеко за пределами пошлого рок-н-ролла или металла, мои ориентиры и единомышленники тогда- это КИНГ КРИМСОН эпохи "Бита" и "Дисциплины", ТОКИНГ ХЭДС, Боуи, КАПИТАН БИФХАРТ, Ино. Я знаю, что Гена это всё тоже уважал не меньше, чем я. Да и все ребята из МИССИИ были без ума от перечисленных художников, но выдавали они всё же ремеслуху, которая и отличалась от ОБЛАЧНОГО КРАЯ в лучшую сторону даже своими спортивными гитарными ходами, но всё же они воспринимались мной, как более интеллигентная, но спортивная музыка.

Соперничество? Когда мы собрались в группу, два года в армии были проведены у каждого с положительными результатами, у ребят была возможность заниматься игрой на инструментах, а у меня продвинуться как поэту. Я в армии изловчился стать электриком и мог саботировать себе свободное время. А как- то раз провёл на гаупвахте больше месяца. У нас в полку не было ВИА. Когда мы собрались ( группа КОНЕЦ, СВЕТА!), мы все единодушно были против создания музыки в виде МИССИИ. Во- первых, мы не очень хотели костюмироваться и пользоваться косметикой, и изыскания СИНДРОМА нас прельщали как драгоценные находки больше, хотя они вели себя на сцене как..., но это, наверное, из -за того, что они не думали о том, что выглядят не соответствующе своему изложению. Но играли мы музыку в корне отличавшуюся от МИССИИ и СИНДРОМА. Соперничество было в количестве концертов, в завоевании популярности, но мне тогда казалось, что МИССИЯ- не соперники, они были менее оригинальны, более ожидаемы публикой, но музыка МИССИИ получалось изысканной, а тексты песен далеки от москальских стремлений к некрофилии и сибирского нытья о житие- бытие в состоянии " всё пох." Гене в частности, было далеко не пох, хоть и трупы у него иногда собирались в группы, но это намного глубже и сюжетней тогдашней России. Ещё очень великий плюс МИССИИ в том, что они- коллектив единомышленников, который оставался таким достаточно долго для того, чтобы родить на свет такое Наследие. Костя, Гена, Олег и Коля! Всех, кто вам помогал, всех, кто вас делал, рожал и продолжал делать! Поздравляю Вас с юбилеем! Мы сообща сделали это. Благодарю!!!"

В конце 1987 года в Магадане вовсю репетирует новая группа МИССИЯ:АНТИЦИКЛОН в составе : Геннадий Вяткин- вокал, бас; Николай Брославский- гитара; Константин Иванов- гитара; Олег Волков- ударные. Коллектив имеет свою программу и готовится к записи альбома. Рассказывает основатель МИССИИ:АНТИЦИКЛОН Геннадий Вяткин:

""Вкус магнитного хлеба" был записан в Анадыре в первых числах января 1988 года.Записан за одну ночь практически одним дублем на бобинный магнитофон "Электроника". Когда мы сформировались классическим составом, начали сочинять песни, это были самые первые песни, которые мы придумали. Естественно, было желание записать это всё сразу. Как раз в это время ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ записал "Тринадцатую студию", дома. Мы удивились, как у них всё получилось хорошо. Оказалось, что Паша Подлипенко как- то умудрился так записать, что всем понравилось. Мы тоже захотели записать, чтобы было прикольно и хорошо звучало. А Паша Подлипенко работал в Анадыре в ДК звукооператором. Это как раз была его идея, поехать на гастроли в Анадырь и заодно записать там эти песни. Там не было пульта, пульт мы с собой привезли. Таскались помню с ним. Полетели под Новый Год в Анадырь, нас пугали, что там страшные морозы. Оказалось, что там аномальная погода, ноль градусов. Привезли антициклон в Анадырь. Выступали там в странных очень местах. Постоянно мело, концерты были в непонятных посёлках шахтёрских , просто в какой- то пустыне снежной. И откуда не возьмись, вырастали из под снега эти ДК сталинские. То, что у нас получилось, нам, естественно, не понравилось. Показалось, что звучит всё не так, и сыграть могли бы лучше. Даже две песни, которые под утро уже записывали, мы из альбома убрали. Эти песни, они потерялись, и до сих пор идёт поиск. Одна песня называлась "Ноты в снегу", а вторая- это первая версия песни "Вот и вся любовь", такая тяжёлая, там даже гармония отличалась на один аккорд. Со временем стало понятно, что если отбросить все предвзятые мнения, перфекционизм, максимализм и так далее, то в этой записи энергии хватит на много альбомов и другим группам.Не важно какие ноты мы брали, главное, что мы играли вместе, с удовольствием и выжимали в тот момент всё, что могли на тот момент из себя выжать. Про оформление. Как то раз Андрей Максимов (президент магаданского рок- клуба) сказал, что хорошо было бы если выпускать альбом, использовать картину, где полицейские приходят к какому- то революционеру и ищут подпольные листовки, ещё в царской России. Так что, "Вкус магнитного хлеба"- это такой образ, магнит..."

Как же отнеслась к появлению МИССИИ:АНТИЦИКЛОН магаданская музыкальная тусовка. Вот ряд мнений, оценок, воспоминаний по этому поводу.

Эдуард Миловидов, магаданский автор песен, музыкант ( группы ТЕАТР, М- ИКС и др.), фотограф, журналист, сегодня живёт в Москве:

"Волчка я впервые увидел как-то в середине восьмидесятых, если не вначале. Он был еще совсем мальчиком, но великолепно импровизировал на ударных в магаданском техникуме, куда мы с друзьями, не помню по какому поводу зашли на репетицию к местной группе. Потом у меня какой-то период был, ушел из группы и из музыки вообще, поэтому моя группа пригласила Шевчука ,и они стали теми самыми крутыми КОНЕЦ, СВЕТА! Конечно, контакты поддерживали. МИССИЮ услышал впервые вживую не помню в каком году на фестивале во Дворце спорта. Было круто. Я скорее сначала познакомился с миссионерами живьем, нежели в записи. Записи потом уже послушал. Ой, вру, первый раз Миссию в клубе Местной промышленности увидел. Они тогда были в удивительных нарядах ярких. Я вообще в каком-то параллельном мире тогда жил:театральную студию вел, самиздатовский журнал делал. Помню Колечка Брославский мне примочку продал по дружбе самопальную. Может у вас делали такие - в блестящей стальной коробочке, в которой шприцы стерилизовали? Что-то вроде дисторшена. Тогда конечно тяжелый рок они скорее напоминали на концертах по звучанию и конечно для моего поколения, выросшего помимо БИТЛЗ и КУИН еще и на ДИП ПЁРПЛ, ЛЕД ЗЕППЕЛИН, БЛЭК САББАТ и прочих, это было круто и близко по энергетике и настроению. Много ж самодеятельности было, а тут такое звучание сразу "фирменное", словно настоящая западная рок-группа, только здесь, у нас, в нашем маленьком северном городе, пускай мы и считали Магадан столицей, но осознавали, в какой провинции наша страна в целом была до этого на протяжении многих лет. Это я про рок- музыку конечно говорю. Может в области балета и космоса мы были впереди планеты всей, ну и по ядерному оружию, но по части настоящей рок- музыки мы были на уровне захолустной деревни. Разве что стали доходить до нас записи АКВАРИУМА, ЗООПАРКА, ДДТ... А тут раз и у тебя по соседству, парни, которых ты знаешь лично, вдруг начинают делать что-то такое, что вполне на уровне. Позже, уже в начале девяностых мы с Геной подружились ближе. Он часто приходил в гости. Болтали обо всем, в мафию играли, он пел песни, даже записывали его на видео. Как-то раз, по сугробам сквозь метель с женой Наташей шли к Гене на день рождения, тащили в пакете школьный глобус ему в подарок. Мол, дарим тебе весь мир."

Роман Савельев, барабанщик магаданских групп ДОКТОР ТИК и КОЛОНИЯ, сегодня живёт в Южно- Сахалинске:

"Познакомились на втором областном фестивале в 1987 году. Для меня интересно все что они сделали. Чистая энергетика сразу завораживает. Правда, особенно могу выделить период работы Кости и Гены вдвоем. Почти кухонные записи. Лирика Гены нравится".

Евгений Королёв, шоумэн и организатор выступлений МИССИИ в 1988- 89 годах, сегодня живёт в Москве:

"Как я познакомился? Точно не помню, но помню этот барак (это деревянное здание,где раньше был типа дом культуры, для заключённых.Заключенных женской колонии. Точно сказать не могу). Этот барак( дом культуры) назывался Мяспром! Я ходил туда на дискотеки. Как -то в один из дней я услышал как парни репетировали. Я тогда был крутым брейкдэнсером, приехал из Крыма, знал как танцевать брейкдэнс лучше всех, я был королем в новомодном танце. Помню точно, что с Костей я познакомился первым. А он привёл меня, в коллектив. Я помню меня, зацепила песня "Бабочка" в живом исполнении. Я приходил на репетиции просто посидеть и послушать, как парни репетируют.На одной из репетиций кто-то то из парней сказал, что нас пригласили на фестиваль.Так я придумал, как помочь, слетать на фестиваль при отсутствии финансов. Я сходил в городской отдел комсомола и предложил им помочь молодым музыкантам осуществить свою поездку и показать своё творчество за пределами города Магадана, показал телеграмму с приглашением на фестиваль. При том, что с уверенностью заверил, какие мы клевые, и что мы будем первыми. Вот увидите, мы приедем с дипломом! Заверив их гордо и уверенно. На что я получил предельно ясный ответ:" Привозите! И мы оплатим вам, ваши расходы". Так я, не получивший ничего, но окрыленный, обещаниями, убрался восвояси. Общими усилиями насобирали на билеты (каждый платил сам за себя) мы отправились на фестиваль. Это был Хабаровск, 1989 год. Там произошло знакомство с Ником Рок- н- Роллом и многими отличными музыкантами. А далее начались поездки на фестивали в Комсомольск, Красноярск, Новосибирск, Барнаул..."

Александр "Панама" Пономарёв, гитарист группы ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ, впоследствии переехал в Питер, играл с группами АЛИСА, АКВАРИУМ:

"Это был наверное год 1986 осень.(или87?) Кто- то из знакомых привёл нас с Костей Битюковым на базу в центре города,где репетировала МИССИЯ:АНТИЦИКЛОН, там и состоялось наше знакомство. Запомнился Гена Вяткин и Олег Волчёк, круто играл на барабанах! Потом проект ПАПА КИПА РИС возник во время каких-то неурядиц в ВОСТОЧНОМ СИНДРОМЕ, и мы с Геной Вяткиным и парнями из МИССИИ собрали некий материал из инструментальных композиций и пьесс и даже имповизированно сыграли в кинотеатре, не помню по какому поводу. То что делала МИССИЯ до поездки в Москву, мне нравилось, но до тех пор, когда они решили сделать коммерческий альбом.Меня он расстроил, больше добавить нечего."

Александр Симдянов, барабанщик группы ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ:

"Если честно, в МИССИИ больше всего нравилась работа Волчка. Отличный был барабанщик. Я кайфовал от его игры. А когда у группы есть прочный фундамент, который делают ударные ,то на этом основании любая постройка будет не кривой. Первый раз я их увидел,когда пришёл на первую репетицию в СИНДРОМ. Меня тогда мало интересовало ,что за музыканты собрались в рок-клубе. Меня интересовала только работа,которую предложил Бовыкин, отыграть на барабанах в театре Горького. Меня устраивала сумма гонорара, за неделю выступлений, а работать в ВС я не собирался. Но что-то затянуло меня в этот водоворот. МИССИЯ-конечно, личности. Вяткин сумел создать свой мир, свои образы и характер песен. Часто слушаю из того,что они играли - «Если это революция», характерная вещь. И отчасти пророческая. Понимаешь, возможно я неплохой музыкант, но я не пророк, мне не дано это. Битюков был таким. Вяткин такой. Я понимаю, что они сказали только оглядываясь в прошлое, но я не способен видеть, что будет дальше. Почти все, о чем пел Битюков, случилось, и я вижу, что события развиваются так, как сказано во многих его песнях. Что-то о чем пел Вяткин случилось,и я видел это своими глазами. Хотя многие, кто знает подлинную картину событий, либо молчат, либо лгут. Говорят немногие, они вызывают у меня уважение. А я всего лишь музыкант, я могу только слышать их и понимать."

Dr. Longhair, журналист, город Магадан:

"Познакомился на их репточке в центре Магадана после первого полуфеста, в феврале 1987. Любопытно они рубились, но особой дружбы у меня ни с кем не сложилось - разные поколения, разные интересы. Однако Гена был неплох, и Волчок тоже. Но всё я видел снаружи, издалека.Правда,сразу стало напрягать чрезмерное увлечение Гены "методой Хармса " (он от неё так и не избавился, судя по тому что попадалось его "нового" лет 10-8 назад), которая тогда уж изрядно поддостала - куда не пойдёшь, все косят под хармсятину. Не сложилась дружба - не значит, что не было симпатии с моей стороны. Может быть, она была обоюдной."

Шли годы. Были у МИССИИ:АНТИЦИКЛОН взлёты и периоды молчания, переезды в другие города, смены стилей и составов, уходы музыкантов в религию. Но когда я слушаю, тот первый альбом "Вкус магнитного хлеба", записанный тридцать лет назад, мне вспоминаются строчки из песенки МИССИИ 1989 года "Что дальше?": "Я не знаю, кому это надо, но я знаю, что это не зря!!!" С Юбилеем Вас, Миссионеры!

"https://vk.com/id31720045?w=wall31720045_3786" rel="nofollow"%2Fall ссылка на прослушивание альбома

Кирилл Захаров