12 апр 2018

"Конец" журнала "ПНС" был на самом деле началом - ТЁПЛОЙ ТРАССЫ."Интервью с Вадимом Макашенцем

Как известно, до создания ТЁПЛОЙ ТРАССЫ Вадим Макашенец занимался рок- журналистикой, приложив немало сил в создании барнаульского журнала "Периферийная Нервная Система". Я решил задать Вадиму несколько вопросов, вспомнив то время.

Кирилл Захаров: Помнишь ли ты свой первый рок- концерт? Был ли ты на КРУИЗЕ и ДИНАМИКЕ в 1984 году в Барнауле? Твои впечатления? 

Вадим Макашенец :Да, был я на этих концертах, и на ДИНАМИКЕ, и на КРУИЗЕ, в 1984 г., во Дворце Спорта и Зрелищ. Это были мои первые рок-концерты, и это было Событие. Помню, как мы нелегально протащили на концерт ДИНАМИКА кассетный магнитофон и записали его. На это дело был запрет, но мы, понятное дело, с радостью на него забили, чем потом и гордились... Кажется, это была весна, и ощущения наши были соответствующие, радость была сумасшедшая... Помню Сарычева с КРУИЗОМ на сцене, в красных штанах и в зеркальных очках, он еще "Зеркало-реку" тогда спел - потом мы слушали группу АЛЬФА, и это было круче КРУИЗА... Приезжал тогда еще ИНТЕГРАЛ, ЗДРАВСТВУЙ,ПЕСНЯ, какая-то болгарская, кажется, группа... И все это было невероятно круто. 

Но настоящий рок в живую я услышал уже после армии, весной 1988 г., в ДК п. Южный - выступление барнаульской группы "9" и красноярской АМАЛЬГАМЫ. Вот тогда у меня и "понеслась душа в рай". 

Кирилл Захаров:Когда ты впервые столкнулся с музыкальным самиздатом в СССР? Что это были за журналы? 

Вадим Макашенец: С муз.самиздатом меня познакомил Евгений Колбашев, в барнаульском рок-клубе на проспекте Комсомольском, куда меня тогда же, весной 1988 г., привел мой друг Фил, Леха Филиппов, бас-гитарист группы Димы "Ку-Ку" Кошелева ПЕРЕХОДНЫЙ АБЬЁМ. Мы рассаживались на стульях, а Колбашев нас просвещал - настоящим русским роком и соответствующим самиздатом. Точно не помню, что были за журналы, возможно "Урлайт", "Ухо", "Сморчек", "Рокси"... Ближе и более детально я ознакомился с этими гигантами независимой рок-журналистики в 1989 г., когда начал уже конкретно сотрудничать с Колбашевым в издании барнаульского рок-самиздата - журнала "Периферийная Нервная Система". Прежде всего это был московский журнал "Урлайт" - флагман этого дела в СССР. Мне он был наиболее близок идейно, потому что совпадал с моими взглядами на сибирский рок как на самое яркое, живое, искреннее и мощное явление в русском роке (кроме Башлачева, конечно). Помню, как распечатал на ксероксе штук 40, наверное, его экземпляров и раздавал потом на "России"... Это было сильное, грамотное и очень своевременное тогда интеллектуальное обоснование того, что я чувствовал и к чему стремился... Кстати, на барнаульском фестивале "Рок-Азия-90" я познакомился с Лешей Кобловым и Сергеем Гурьевым, журналистами "Урлайта". Потом это сыграло очень важную роль в жизни "Теплой Трассы"... 

Тогда же я познакомился с цветом, можно сказать, советской рок-журналистики - представителями журналов "ДВР", "Гучномовец", "Палево", газеты "Нск", с Бурлакой, еще с кем-то... Это был всесоюзный Праздник духовного единения тех, для кого русский рок был не просто музыкой, а самой жизнью. И свободой. И любовью... 

Помимо Леши Коблова, мы тогда близко сошлись с Мишей Шишковым из Питера (Царствие ему Небесное!") - добрейшей души был человек, очень душевный и очень ранимый... С Артемием Троицким общения у меня там не получилось, - да и по барабану, честное слово! 

Кирилл Захаров: Как возник журнал" ПНС"? Кто был редактором? И как ты сам стал писать материалы? 

Вадим Макашенец:Журнал "Периферийная Нервная Система" возник в 1989 г., по инициативе президента барнаульского рок-клуба Евгения Колбашева и журналиста "Молодежи Алтая" Андрея Русанова. Колбашев был, понятное дело, главным. Они писали статьи, брали интервью, собирали материал, делали макет, с которого я потом печатал на ксероксе тираж (кажется, 100 шт.)... Нужно сказать, что в 1989 г. я устроился на работу оператором множительной и копировальной техники, в ЦКБ крупного машиностроительного завода. И в моем распоряжении оказался самый крутой и навороченный промышленный английский "Ксерокс" (таких было всего три шт. в Барнауле). И вот на нем я и сделал тираж "ПНС"-а - аккурат к "Рок-периферии-89". Где занимался его реализацией. И где начал сам пробовать себя в рок-журналистике - с подачи, конечно, самого Колбашева. Мы брали интервью у музыкантов. У свердловских, красноярских, владивостокских, барнаульских... у Янки Дягилевой попробовали взять- толком не получилось, она была в подавленном состоянии - это есть в "ПНС"№2. Она тогда не выступила даже, на "Рок-периферии-89". А через год, на "Рок-Азии", было одно из последних ее выступлений, которое невозможно забыть... 

Помню еще, на "Рок-периферии", как мы с Димой Назаренко пытались взять интервью у Ромыча в его номере в гостинице "Барнаул". Но вышел казус вследствие нашей невменяемости на почве алкоголя, а так же суровейшей неумоевской харизмы. К тому же я там не на ту кнопку на магнитофоне нажал и ничего не записалось... Мне еще тогда, на фестивале, помогали Марк Якшин, музыкант и тусовщик из Новосибирска (он в Барнауле потом жил) и Андрюха Верховых, музыкант наш, с "России", я с ним тоже пробовал писать песни... Их давно уже нет с нами, упокой, Господи, их души! 

А в декабре того же, 89-го года я взял большое интервью у Егора Летова (так же по просьбе Колбашева), - тогда было первое выступление ГО в Барнауле. Это интервью так же есть в "ПНС"№2. И оно почти сразу же было перепечатано в американском независимом журнале "Максимум Рок- н- ролл".
Можно еще вспомнить самиздат-газету фестиваля "Рок-Азия-90" "Фанся Цямба" ("бросай оружие!" по китайски) - их было два, кажется, номера. Там я тоже писал обзоры фестивальных концертов. 

Кирилл Захаров:Как восприняли Русанов и Колбашев тот факт, что второй номер ты делал практически один и взял инициативу в свои руки? 

Вадим Макашенец:Так и получилось, само собой (но строго с подачи Колбашева и Русанова), что постепенно я начал писать статьи, делать обзоры концертов, ездить на фестивали и собирать материалы - для следующего номера "ПНС". Инициатива сия сама перешла в мои руки. В конце концов Колбашев мне сказал, типа, делай всё сам, коли так всё складывается, а мне, мол, некогда. Он тогда уже, видимо, решил заняться индивидуальной продюсерской деятельностью. Фестиваль "Рок-Азия" был последним фестивалем сибирско-дальневосточного Движения "Рок-периферия", его кульминацией и завершением. Поэтому Колбашев отдал мне собранные ими материалы - несколько статей, фото, логотип "Рок-Азии". Помню последнюю нашу встречу и разговор с Андреем Русановым, уже после фестиваля, у входа в детское кафе "Петушок", у "России", где мы все тогда тусовались. Он был навеселе, говорил, что хочет все бросить и стать рок-музыкантом, мол, он умеет на бонгах играть, предлагал взять его в мою группу (еще будущую, тогда). Мы с ним договорились встретиться и обговорить все серьезно. Но у него по другому все в жизни вышло... 

А я ушел с головой в "ПНС"№2. Готовил его весну, лето и осень 1990 г. - вплоть до "Рок-Азии". Нарисовал обложку, рисунки, написал статьи, продумал концепцию, все скомпоновал, сделал макет и напечатал 100 экземпляров (потом еще пару-тройку раз допечатывал, штук по 50). Такой вот интересный получился журнал. Его макет хранится в Музее истории и культуры Алтая. Кстати сказать, на этом же ксероксе печатался самиздатовский журнал барнаульских художников - "Графика" - Юры Эсауленко, Леки Чеканова и Вадика Климова. 

Кирилл Захаров:Почему журнал распался? Ведь была же Увертюра к" ПНС" -3. 

Вадим Макашенец:В данном случае журнал "распасться" не мог в принципе, ибо создавался уже практически одним человеком. Здесь нужно сказать следующее. Кто видел этот журнал, видел надпись на нем: "смертельный номер". И на обратной стороне обложки: "это конец... ИЛИ..." Да, когда я его собирал и вкладывал в него всё, что узнал и осмыслил к тому времени, я уже нашел музыкантов, с которыми начал создавать ТЁПЛУЮ ТРАССУ. Осенью 1990 года костяк группы уже существовал. И журнал "ПНС"№2 явился теоретической базой той Идеи, которая реализуется в творчестве ТТ доныне. Идеи, в которую входят объединительные, добрые, братские и бескорыстные идеи "Рок-периферии"... Все мои усилия тогда были направлены на то, чтобы в личном общении поделиться этой Идеей с моими новыми друзьями, самыми близкими мне по духу людьми. Чтобы мы могли этой Идеей поделиться уже с максимально большим количеством народа, - что в рамках самиздат.журналистики просто невозможно. Поэтому "конец" этого журнала был на самом деле началом - ТЁПЛОЙ ТРАССЫ. "ПНС" продолжился в ТТ, но уже на совершенно новом и неизмеримо более широком уровне жизнедеятельности, на котором идеи воплощаются в конкретные дела. Поэтому "Увертюру" к "ПНС"3 я писал скорее как некий итог "ПНС"№2, и это было одновременно "Увертюрой" творчества ТЁПЛОЙ ТРАССЫ, статья в череде наших текстов, которые уже становились нашими песнями. Здесь нужно упомянуть и о тех текстах, которые размещены на нашем сайте, в разделе "Крейсер Петрович", в виде статей - это всё так же продолжение нашего изначального Движения... В апреле 1991 г. в Барнауле состоялось первое выступление ТТ. И мы двинулись дальше - по пути, который мы творим с Божьей помощью во благо тех, кто нас слышит и понимает. 

Кирилл Захаров:Какие для тебя наиболее значимые были рок- журналы СССР?

Вадим Макашенец: Как я уже писал, прежде всего это журнал "Урлайт", он же потом "Контркультура". Эти люди, Сергей Гурьев, Лева Гончаров, Леша Коблов - потом, в наш "московский период" - стали моими друзьями. По настоящему близкими мне людьми. 

Надеюсь, они все прочитают это.

Всем Добра!

11 апреля 2018 г 

Кирилл Захаров