02 мар 2019

"Как Всё Начиналось. История барнаульского рока". Первые ансамбли.

Когда же появились первые группы, заигравшие музыку на электрогитарах в Барнауле? Этот вопрос терзал меня довольно долго. Где и что они играли? Как назывались? Пообщавшись с массой музыкантов, удалось выяснить, что первым всё- таки являлся ЕРМАК гитариста Владимира Капустина, который уже во второй половине 1960-х поигрывал на танцах в Политехе. Что было в последующие годы, практически неизвестно. Про это никто из журналистов не писал- ни в то время, ни позднее. Совсем недавно на меня вышел бывший барнаулец Сергей Бахталин, который сам являлся участником становления барнаульской гитарной музыки (назовём её так), любезно предложив свои архивы и поделившись воспоминаниями. Итак, ему слово.

 "Наверное, есть смысл напомнить, что термин «рок-музыка» появился в обиходе не в 60-е, а, скорее, в середине 70-х. А когда мы начинали заниматься музыкой, говорили «бит» (бит-группа, бит-музыка). Так что и В.Капустин, говоря о том, что они первые начали играть рок-н-ролл, чутка призабыл. Но это, конечно, мелочь. А что касается музыки вообще, так это ведь бесконечный процесс, и рок – это только какая-то очередная ступень в ряду многих других. Я хорошо помню те времена, когда в кинотеатрах перед сеансами играл оркестр, и обязательно исполнялись (эстрадные) песни. Я тогда жил на Ленина, 54, и ходили мы, в основном, в «Россию». Там был по моим тогдашним понятиям совершенно классный оркестр! Ну, а ЕРМАК, по моим воспоминаниям, действительно, первый начал играть новую музыку в новом стиле и ритме. Хотя были, возможно, чуть-чуть позже, и другие хорошие музыканты. В ресторане «Алтай» играл Владимир Генералов, очень сильный и стильный гитарист, начали появляться команды в ВУЗах, да и в школах, конечно, тоже. Поэтому, сегодня про 22-ю школу. Я учился в первом «английском» выпуске (1969-й). В школе довольно много внимания уделяли самодеятельности, так у нас был вокальный квартет, где мы пели настоящие крутые песни. Помню, например, Chattanooga Choo Choo из “Серенады Солнечной долины». Там очень любопытный бэк-вокал (Глен Миллер!), и мы, с помощью нашей учительницы, снимали его «в ноль». Саму «Серенаду», конечно, тоже пели. Кроме этого, в школе был ещё English Speaking Club, театрализованное действие с якобы парламентом. В клубе тоже всегда пели, и первый школьный ансамбль, конечно же, был там непременным участником. Ребятки в школе учились всё больше из «крутых» семей, и в ансамбле подобралась та ещё компания: Сергей Вайнштейн (сын глав.режа драмтеатра), Коля Павлов (сын главного инженера Котельного завода), Женя Ельцов (сын руководителя строительного треста), я с такой же историей (отец – руководитель «Алтайцелинстроя», потом «Барнаулжилстрой»). Девчонок не было. В самом первом составе на басу играл Саша Новохатский, а я, по обыкновению, зашёл чуть позже, на клавиши. Репертуар был, понятно, сплошь Beatles, Stones, Beach Boys и всё в таком же стиле. Главным хитом, разумеется, как и многих барнаульцев позже (а может быть даже и с нашей подачи?) стал House of the Rising Sun. Гитары были самопальные, деки строгали на уроках труда. Тогда же началось наше сочинительство. Как-то пришёл ко мне Сергей и предложил написать песню на его стихи. Я взялся. Помню, размер был на 6/8 и что-то из сопливого: «Ночью и вечером чьи-то глаза, Кто-то не встреченный тихо манит меня…» Первый гонорар за выступление мы получили, играя на выпускном в школе на ВРЗ в 1968 г. По 10 руб. на человека! Поскольку своего барабанщика, а тем более барабанов у нас не было, я пригласил для этого выступления парня из Меда, Славу Стародубцева. Месяц спустя мы уже «рассекали» в кафе "Юность " (там играл ЕРМАК, но ребята ушли в отпуск и договорились, что мы их подменим на это время). А на Новый год мы играли концерты в драмтеатре (благодаря протекции Вайнштейна-старшего) и там же, после концертов, танцы. На барабанах играл Толя Кряжев из ЕРМАКА. Он, между прочим, добавил нам музыкальной грамоты и понимания сущности музыки: в одну из репетиций мы играли какую-то его ритмическую композицию, причём каждый играл свою особенную партию на части ударной установки. Полная фантасмагория! В концертах, кроме нас, пели ещё какая-то барышня и парень, это уже с театральной подачи, поэтому совсем не помню их имён, остались только фотографии. Последнее наше выступление прошло в родной школе на выпускном вечере в 1969 г. Потом Серёга Вайнтштейн поступил в МГУ, правда под фамилией Таск (его мама в театре под этой фамилией исполняла роли), преуспел в литературе, некоторое время жил в США, потом вернулся и, по моим сведениям, сейчас в Москве. Коля поступил в Н-ский универ на математику и тоже преуспел (в математике). Мы с Женькой первый год учились в АПИ в одной группе на строителей, играли вместе в факультетской команде, но затем он тоже перевёлся в НГУ. Сейчас в Москве, приглашал меня как-то отпраздновать день рождения своей первой гитары, но не сложилось. Не думая о том, что буду играть на басу, я занимался клавишами с неоценимой помощью Толи «Мокушки» Мокеева (опять же из ЕРМАКА): первые освоенные мной «импровизации» были тщательно записаны его рукой в моих нотных тетрадях. Но судьба распорядилась иначе: летом 1969 года в «Культтовары» на пр.Ленина неожиданно «завезли» пару фирменных бас-гитар и даже комплекты запасных струн к ним. Тут-то я и определился с подарком по поводу выпускного. Продолжение Следует Фотографии: 1. В школьном коридоре: С.Новохатский, Н. Павлов, Е.Ельцов, С.Вайнштейн. 2. Кафе "Юность": Бахталин (да, на барабанах я тоже играл), С.Вайнштейн,Е.Ельцов, Н.Павлов. Спиной ко мне чуть виден будущий менеджер НАСЛЕДНИКОВ Саша Ерохин. Я его учил играть на гитаре, он меня - самбо. 3.Там же: Бахталин-Ельцов. 4. Там же: Новохатский-Стародубцев-Вайнштейн-Ельцов-Павлов. 5. Драмтеатр: Толя Кряжев. 6. Кряжев-Бахталин-Вайнштейн. 7. В школе: Павлов-Вайнштейн-Бахталин . 8. Особенная фотка: июль 1968. Интернациональный советско-чехославацкий стройотряд. В.Капустин играет на гитаре, кругом чехословаки, я стою справа с поднятой рукой. Володя в стройотряде был, как я понимаю, на должности развлекающего музыканта, я с двумя друзьями из класса в роли малолетних преступников, находящихся на перевоспитании (батюшка пристроил нас на лето). "Строили" птицефабрику в Штабке, из чехословаков были писатели, журналисты, олимпийцы и т.д. А через месяц грянули "события"...

Кирилл Захаров