06 мар 2019

"Как Всё Начиналось. История барнаульского рока". Бит- группа КЛЮЧИ .

К 1970 году в Барнауле появление молодёжных музыкальных ансамблей заметно увеличилось. Коллективы , именуемые тогда "бит- группами" или "гитарными ансамблями" появлялись в ВУЗах, школах, на заводах. Причём власть в то время достаточно лояльно к этому отнеслась. В ноябре 1970 года в ДК Химиков Районный комитет Октябрьского района Барнаула провёл даже конкурс гитарных ансамблей под названием "Наш спутник- гитара", в котором приняли участие коллективы со всего города. Первое место там заняла бит- группа КЛЮЧИ из Политеха, уже тогда исполнявшая, одна из первых в Барнауле, песни собственного сочинения. Вспоминает участник КЛЮЧЕЙ Сергей Бахталин.

"После новогодних факультетских вечеров 1969- 70 меня зазвали в КЛЮЧИ. В то время на каждом факультете АПИ была своя команда. Понятно, что все ревностно приглядывали друг за другом, а учитывая пресловутые факультетские вечера худ.самодеятельности, всё накалялось ещё больше. После такого вечера строителей (где я учился), подошёл ко мне Володя «Гога» Иванов , гитарист КЛЮЧЕЙ, и сказал: «Ну что, шьём костюмы?» И я ответил: «Да». Не знаю, почему они остановили свой выбор на мне, но потом, вроде, никто не жалел об этом решении. У них играл парень на басу, но у меня была настоящая басовка, «Музима», к тому же я музыкально образован (муз.школа). Поэтому мне вручили ноты с партиями бас-гитары, и я их быстренько разучил. Играли разное: конечно, каверы: и российских, и западных исполнителей, что-то писалось в группе. По стилю же – чего только не было. Одной из любимых стало" Бурре" И.С.Баха. Переложил его для гитарной группы, если не ошибаюсь, всё тот же Владимир Капустин ( группа ЕРМАК). Кроме нашей четвёрки ( Сергей Свирин- гитара, вокал; Владимир Иванов- вокал, гитара; Сергей Бахталин- бас, вокал; Владимир Котельников- ударные) на официальных вечерах с нами часто пела Наташа Квин (мама Дениса)( Денис Квин- гитарист и один из основателей барнаульско- берлинской группы ПАПА КАРЛО- прим. К.З.). Мы с ней учились в параллельных классах и даже пели вместе в школьном вокальном квартете. А потому и продолжилось. С моим уходом в армию ( 1973 год) и с окончанием института мальчишками, группа развалилась окончательно:" Гога" погряз в семейном быту и музыку оставил ( сегодня Владимира Иванова уже нет в живых- прим.К.З.), «Котёл» уехал в другой город. Так что наше воссоединение с Серёгой Свириным состоялось уже после моей армии.
Почему мы были тогда так популярны? И, думается мне, что, прежде всего, попали в волну интереса, когда стало можно свои эмоции и музыкальные амбиции предъявить публике. Об этом очень хорошо написал Володя Рекшан в своём «Кайфе полном». А с музыкальной точки зрения мы: неплохо владели многоголосием (что тогда встречалось не так уж и часто), у нас были «примочки», что тогда было полной редкостью (спасибо Генке Свирину, брату Сергея, который постоянно что-то мастерил), у нас был очень сильный звукооператор Гена Литвиненко. Да и аппарат, какой-никакой, но всё же был свой. Это позволяло играть очень часто на людях, а в АПИ у нас была своя комната за сценой и ключи от зала. Так что могли и репетировать часто. И была заповедь ни разу не попранная: «в день выступления – ни граммульки». Это позволяло не расслабляться. А в «каморке, что за актовым залом» всегда стояла пара ящиков со спиртным – на свадьбах играли, практически, каждую неделю. Если кому-то из нас требовалось – мог спокойно взять. Ну, и к репертуару старались отнестись вдумчиво, с пониманием важности его. Это, наверное, было эклектично, но действенно. В частности, в репертуар попало несколько песен Олега Иванова ( известный советский композитор, член Союза композиторов СССР, родом из Барнаула, в то время учился в медицинском и делал свои первые шаги в композиторском искусстве- прим.К.З.). Он тогда как раз получил премию за «Товарища», был на слуху и виду. А моя сестра, Лариса, училась тогда в том же меде, на пару курсов младше Олега и, обладая неплохим голосом, перепела практически все его песни, став – ха-ха – первым их исполнителем! Олег, кроме того, дружил с Толиком Мокеевым из ЕРМАКА, и через него и через мою сестру эти песни попали к нам в репертуар. И эти песни мне до сих пор нравятся, особенно, на стихи Кольцова, Кирсанова и Бернса (собственно, их и исполняли: «Раздумье селянина», «Как из клетки горлица…», «Мне рано замуж выходить»). Потом уже эти песни пели наши великие: ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА, АККОРД и пр… Олег же приходил на репетиции и имел право не одобрить исполнение. Но что-то так и не воспользовался этим правом. "
На иллюстрациях: 1. Сергей Свирин ( бит- группа КЛЮЧИ)на сцене Алтайского Политехнического института , 1971 год.
2. Бит-группа КЛЮЧИ:Сергей Свирин и Владимир Иванов, АПИ, 1971 год
3.Геннадий Литвиненко- звукооператор бит- группы КЛЮЧИ.
4-5. Пресса анонсирует первый конкурс гитарных ансамблей Барнаула 1970 года.
6. Статья из газеты о конкурсе гитарных ансамблей Барнаула с фотографией бит- группы КЛЮЧИ.
7.Композитор Олег Иванов приветствует участников фестиваля гитарных ансамблей, 1970 год.
8. Бит- группа КЛЮЧИ.
9. Перед одним из концертов. Справа налево:Владимир Иванов, Сергей Бахталин, Сергей Свирин, между Бахталиным и Свириным - Владимир Котельников, с ним рядом Наталья Квин, затем жена Котельникова, далее звукооператор Геннадий Литвиненко, остальные - друзья.

Кирилл Захаров