12 мар 2019

​"Как Всё Начиналось. История барнаульского рока:аппарат и инструменты."

Наверняка читателям будет интересно узнать, где и как около 50 лет назад музыканты барнаульских бит- групп приобретали инструменты. Сергей Бахталин продолжает свой рассказ/

" В нынешнюю эпоху интернета всё стало проще и ближе, тогда же приобретение какой-нибудь мелочи, вроде медиатора, превращалось в трудноразрешимую коллизию. Так вот, кто же были те люди, рядом с музыкантами?
Главное: инструменты и аппарат приобретались, практически всегда с рук. Это были или «фарцы», или заезжие музыканты, которые старались кроме выступлений ещё и подработать. То, что я купил бас-гитару в магазине, – событие из разряда невероятных, до сих пор не понимаю, как они (2 штуки) попали в Барнаул! Так что, контакты с обеими группами «поставщиков» были чрезвычайно важными. Во всяком случае, я всегда старался попасть на репетиции приезжих музыкантов, где можно было попробовать инструмент «на зуб», прикупить какие-то мелочи, но также (а может быть это было более важным) посмотреть вживую, как репетируют и готовятся к выступлениям они. Как-то на репетиции ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ (это был их Дальневосточный период, хотя Питер присутствовал во всех разговорах) меня поразила тщательность отработки всего 4 -х тактов вокала, правда четырёхголосого. Минут 30, не меньше, ребята старались довести эти такты до совершенства: снова и снова они пропевали их, пока не достигли требуемого результата. И уже потом, в перерыве, мы обсуждали покупку каких-то «клавишей», буквально лежащих всё ещё в заводской упаковке под кроватью где-то там, в Питере.

Важным пунктом в развитии КЛЮЧЕЙ стала покупка малого барабана Premier. Если не ошибаюсь, продавцом выступил Иван Юрченко, барабанщик оркестра Лундстрема. Они приезжали как-то сразу после открытия Дворца спорта, там и выступали, и, как тогда было принято, играли и в фойе для любителей потанцевать. Ну, это, конечно, были профессионалы из профессионалов! А барабан стал гордостью «Котла», да и нашей тоже.

Из местных друзей, мне больше всего запомнился уже упоминавшийся Саша Ерохин. Он мотался в Москву и привозил оттуда не только инструменты, но и сигареты, жвачку и пр. Тогда, впервые, я услышал от него о московских чудесах, в том числе и о музыкальных раритетах от Стаса Намина. Были, конечно, и другие люди…

Другой, чрезвычайно важной вещью, являлись пластинки или записи. Количество их, разумеется, нельзя сравнить с тем, что можно послушать нынче, но зато именно по этой причине рейтинг исполнителей всегда был крайне высоким. Очень редко попадались диски второго ряда: «уж если тратить деньги, то на лучшее» - такого принципа придерживались все меломаны. И ещё, приятно теперь осознавать, с меня, да и, наверное, с других музыкантов, никогда не просили денег за записи, а приглашали на прослушивание новинок очень часто. Таким другом для меня, в частности, стал Виктор Саенко, в то время очень известный в своих кругах человек. Чего я только у него не переслушал: Doors, Bob Marley, Pink Floyd, Zeppelin и пр. и пр., вплоть до «По волнам моей памяти» Тухманова (да, этот диск после выхода был редким). Нашему факультетскому гитаристу Олегу Кашлакову тоже откуда-то присылали диски; как-то он меня специально приглашал на Who's Next. Любовались обложкой и торчали от исполнения ими песен. Отличным поставщиком музыки для нас стал Новосибирский универ. Много ребят из нашего выпуска поступили туда, все без исключения интересовались музыкой, а новые знакомства, в том числе, среди иностранцев, принесли новые возможности. Оттуда я привёз, например, Blind Faith, Bridge Over Troubled Water, Pearl (Janis Joplin), да и Jesus Christ Superstar пророс оттуда же. Всё это были важные события для нашего развития.

А ещё, не знаю как сейчас, но тогда запросто можно было прийти к знакомым музыкантам и поджемовать с ними, даже если они в это время работали. Это, конечно, относилось только к игре
в кабаках или на танцах, на концертах, понятное дело, ни – ни. У меня были два таких места: Юбилейный парк, где тогда, ещё до НАСЛЕДНИКОВ играли мои близкие друзья ГОМИНИДЫ (барабанщик Владимир Кононов, басист Сергей Алешкевич и др.) и сами НАСЛЕДНИКИ, работавшие на танцах в клубе Мелькомбината. Запросто можно было прийти и отвести душу, причём у НАСЛЕДНИКОВ я ещё и поигрывал на клавишах. У ГОМИНИДОВ же моими любимыми номерами были вокальные партии в песнях Beatles (Drive my Car, Birthday и пр.). В институте история была такая же: на каждом факультете свой коллектив, и репетиции для музыкантов были практически всегда открытыми. Кроме этого, с огромным удовольствием играли для себя в 4 руки на пианино с Сергеем Радченко, меломаном и сыном тогдашнего ректора АПИ. В дополнение скажу, самодеятельности в те времена уделялось огромное внимание: постоянно что-то происходило: факультетские смотры и отчётные концерты, концерты на праздники и даты, районные, городские и краевые смотры, какие-то фестивали, так что без дела никто не сидел ( в 1973 году сборный состав Политеховских музыкантов, состоящий из музыкантов КЛЮЧЕЙ и ГОМИНИДОВ, выступил на студенческом фестивале в Волгограде, смотри иллюстрацию- прим. К.З.)
Ну и о «клубничке»: групи у нас не было, точнее, они были, но не интересовали нас, участников КЛЮЧЕЙ. Во время активного существования группы, у каждого из нас уже были подруги, которыми мы дорожили и не променяли бы их на других, и это – чистая правда. Я, самый молодой, женился раньше всех, в ноябре 1970-го, но другие тоже не отставали. Поэтому на девчонок мы как-то не обращали внимания. А может и напрасно?"
На фото: 1-2- Музыканты КЛЮЧЕЙ Сергей Свирин, Виктор Иванов и Сергей Бахталин плюс гитарист Олег Кашлаков и барабанщик ГОМИНИДОВ Владимир Кононов, АПИ, 1971 год.
3- Сборный состав Политеховских бит- групп на репетиции перед поездкой на конкурс в Волгоград, 1973 год.
4- Сергей Бахталин и пласты.
5- визитка бит- группы ГОМИНИДЫ с автографами
6- Группа НАСЛЕДНИКИ ( Юрий Егоров и Слава "Боб" Бовин)
7- Статья в студенческой прессе о поездке на конкурс в Волгоград, написанная самими музыкантами, 1973 год.

Кирилл Захаров