12 мар 2019

"Как Всё Начиналось. История барнаульского рока.Группа ЛАБИРИНТ"

После распада бит- группы КЛЮЧИ в 1973 году Сергей Бахталин ушёл в армию, а Сергей Свирин некоторое время играл и пел в популярной барнаульской группе НАДЕЖДА Петра Черных. Однако в последующем бывшие соратники по КЛЮЧАМ вновь объединились вместе в коллектив, позднее взявший название ЛАБИРИНТ. Вспоминает Сергей Бахталин:

"Из развесёлой армии я вернулся незадолго до 1976 года; до праздников посидел дома, пытаясь осознать действительность: жена, маленький сын, надо устраиваться на работу, чтобы кормить семью и себя. После недолгой работы на заводе ЖБИ ушёл в институт «Алтайгражданпроект» на Деповской. Практически сразу меня пригласили в местную самодеятельность, знакомых по ещё институтским выступлениям хватило. Потенциал команды оказался весомым, особенно в вокале: нас было не менее пяти, прилично поющих, поэтому исполняли даже четырёхголосые мотеты, сохранилась в тетради и моя раскладка песни «То не ветер ветку клонит…» на 5 голосов. Была в ансамбле и скрипачка, Фая Кур; её папа был филармоническим дирижёром, и музыкальное образование дочка получила серьёзное. Летом я сгонял в Москву, прикупил приличные гитары и всякую мелочь. Начали играть серьёзнее…

А потом, как-то вечером, пришёл Сергей Свирин с саксофонистом Стасом Ракитиным и пригласили меня работать всё туда же, в кафе «Юность». Уговаривали не столько меня, сколько жену, потому что работать предстояло 5 или 6 вечеров в неделю и, конечно, допоздна. Однако, Стас с этой задачей справился «на ура».

Надо сказать, что «Юность» тогда была местом сходок криминальных кругов средней руки и музыканты там долго не задерживались. Все эти: «Я же прошу», «Мурочку сыграйте», «Ну ты чё, не врубаешься?» подпортили немало крови тем, кто пытался там удержаться. Поначалу и у нас были стычки, Сергею даже как-то разбили лоб небольшим микшерским пультиком, но потом через своих знакомых нам удалось договориться с особо ретивыми «друзьями». А при возникновении больших драк, такие тоже случались частенько, мы быстренько сдвигали аппарат в угол и переходили в другой зал для отдохновения. Отработали мы там около двух лет (рекорд для «Юности» тех лет!) и годы эти дали неоценимый опыт игры с листа, свободной импровизации и чувства локтя соседа. Заказов было достаточно и, конечно, среди них хватало таких песен, которые мы в лучшем случае когда-то слышали. Порой хватало вспомнить одну – две строчки из песни, дальше в ход шла фантазия. Состав был стабилен, и сыгрались мы здорово: Сергей Свирин – гитара, вокал, Сергей Бахталин – бас-гитара, клавиши, вокал, Саша Дорофеев – барабаны, Женя «Боцман» Севостьянов – гитара, бас, вокал, Стас Ракитин – саксофон.

Не знаю как сейчас, но тогда все работающие официально по точкам музыканты, должны были литовать (утверждать) репертуар в отделах культуры. У нас этим как-то с самого начала занимался Сергей Свирин. А вот что включить в это список, мы решали сообща. Учитывая, что на западных исполнителей отводилось, по-моему, процентов 10 репертуара, мы перед сдачей перечня исполняемых номеров всегда собирались и обсуждали: «Кого поддержим материально в это раз» (официально нам объявляли, что какие-то отчисления идут непосредственно авторам). Понятно, что для нас это было некое развлечение, но в список всегда включались Джон и Пол (Lennon / McCartney). «Респект и уважуха», как сейчас говорят!

Но закончилась и эта глава, наелись мы кабацкой музыки сполна, и захотелось вернуться к истокам: играть то, что нравится и хочется, а не то, что заказывают. А тут как раз подвернулась работа на танцах в ДК Меланжевого комбината. Вот мы там и сели. Репертуар, частично, был из наших номеров, обкатанных в «Юности», частично, пришлось наигрывать новый.

(Отступление о репертуаре). Вспомнил сейчас: в армии я написал музыку к двум рок-операм: «Наша жизнь в Шираках» и «Соловей-разбойник». «Соловья» мы с моим другом и либреттистом, Генкой Енгибаровым трактовали по-своему: Илья Муромец у нас был второстепенным персонажем: лежал себе на печи 33 года и ни хрена не делал, главный же – Соловей-разбойник – любил взбираться на дерево, насвистывая себе что-то из Pink Floyd. И не знал, бедолага, что свист его мощен и сбивает людей насмерть. Вторым ключевым персонажем был мечущийся Конь Ильи «о четырёх ногах, но спотыкается». И была у этого коня ария, так и называлась: «Ария Коня». Написал я её на 7/8 (ну, спотыкается же!) и построена она была на неплохом (до сих пор так думаю) риффе. Но танцевать под неё из-за размера, конечно, было невозможно. Поэтому в ДК мы её играли всегда для пролога, в самом начале, когда народ только собирался. Но до этого, в «Юности» мы отрывались по-полной, глядя, как подвыпившие посетители пытаются сплясать под это рваный размер.

И ещё, по-моему, важная деталь. Именно тогда, в 1976-1977 в Барнауле, как и везде по стране, начали появляться диско-клубы, позднее трансформировавшиеся в танцы под магнитофон. Они составили определённую конкуренцию «стандартным» танцулькам, под живой оркестр. Во всяком случае, у посетителей появилась альтернатива: поплясать под музыку ансамбля, не всегда хорошо играющего, либо послушать Настоящую музыку, но в записи. Одним из таких диско-клубов стал «Тройной интеграл по замкнутому контуру» В ДК Химиков, который мы сделали дружеской компанией: художниками Олегом Поляком и Светой Фалалеевой, снабженцем и книголюбом Игорем Ароновым и Сергеем Борисовым. К первой части вечера (якобы просветительской) мы всегда относились с большим вниманием, и несколько из показанных программ были, действительно, интересными: Hendrix, ELP, Pink Floyd.

Танцы в ДК мне особенным чем-то не запомнились, равномерная работа, перебиваемая репетициями, ни тебе драк, ни скандалов; репертуар отработан, всё идёт гладко, чего ещё надо? Так бы и проработали до пенсии, но тут мне приспичило переехать в Пензу, вслед за родителями, на родину батюшки. И в июле 1978 я отбыл в Пензу, как выяснилось, надолго, если не на совсем…"

Тем не менее, история ЛАБИРИНТА на этом не заканчивается. Группа продолжала играть танцы в Меланжевом ДК, а позднее в 1980-м работала на танцах в ДК Южный. Состав ЛАБИРИНТА тогда был следующий: Сергей Свирин- гитара, вокал; Евгений Севостьянов- гитара, вокал; Сергей Лазорин- вокал; Алексей Боярских (позднее играл в группе СЕРПАНТИН)- бас; Сергей Степанов- клавишные; Константин Егоров (сейчас играет в группе EXLIPSE)- ударные. Сохранилась даже любительская видеозапись этого состава, которую я и прикрепляю, увы, без звука. "https://www.youtube.com/watch?v=6HmH0R7AkZY" rel="nofollow"

На фото:1. Сергей Свирин ( внизу слева) в группе НАДЕЖДА ( ресторан "Алтайские Зори, 1975 год)
2-4. Группа ЛАБИРИНТ в Меланжевом клубе.
5. День Рождения Сергея Свирина на Южном, 1978 год. На велосипеде сидит 6- летний сын Сергея Костя Свирин, будущий гитарист группы МОЛОТ.
6.Игорь Аронов и Светлана Фалалеева- основатели одного из первых дискоклубов в барнаульском ДК Химик.

Кирилл Захаров