10 ноя 2023

"Совсем не хочется возвращаться назад..."

Владимир Миклошич- басист и один из создателей группы А- СТУДИО, проекта, который всегда делал стильную и качественную музыку. Потому и востребован уже тридцать пять лет. Однако за плечами у Владимира Миклошича- сотрудничество и с другими яркими и значимыми проектами, о чём музыкант и рассказал в интервью нашему сайту.

К.З. (Кирилл Захаров): На какой музыке вы были воспитаны, и почему именно бас-гитару выбрали в качестве инструмента?

В.М. ( Владимир Миклошич): У меня всё началось, как и у многих моего поколения, с Beatles. В мои школьные годы мы с семьёй часто посещали Хорватию (тогда это была Югославия), откуда родом мой отец, и там часами пропадали в музыкальных магазинах, покупали виниловые диски, музыкальные журналы и приобщались к зарубежной музыке. Такую возможность имели в то время единицы, и меломаны в Алма-Ате, где прошло детство, просто ежедневно обивали наш порог с просьбами что-нибудь переписать с дисков на магнитофон. Так мы оказались на волне взлёта мирового рока и попа. Rolling Stones, Troggs, Spenser Davis Group, Faces, Jimmie Hendrix и позже Led Zeppelin, Deep Purple, Ozzy, Cream и многие-многие другие звёзды, делавшие в ту эпоху революцию в мировой музыке, были нашими виртуальными наставниками и кумирами.
Конечно, я начинал учиться на гитаре. Играл вместе с моим одноклассником, счастливым обладателем недорогой акустической шестиструнки. Она с достоинством выдержала наш юный энтузиазм, но желание иметь настоящую электрогитару сподвигло нас на изготовление самодельных инструментов из крышки старого рояля. Надо признать, что получившиеся электрогитары не были слишком удобны для игры, но зато выглядели как настоящие и нас временно осчастливили. Когда мы организовали свою группу, я уступил роль гитариста приятелю, а сам стал играть на басу, мне это оказалось интересным.

К.З.: В 70- е годы в Алма-Ате было много стиляг, существовал даже свой Бродвей. Это движение повлияло как-то на вас?

В.М.: Я думаю, что скорее я и мой брат повлияли на это движение, потому что были в то время практически единственным источником модной западной музыки в нашем городе, конечно, не считая тех, кто по ночам ловил слабый сигнал американских и европейских музыкальных радиостанций.

К.З.: В своё время вы играли вместе с Андреем Мисиным. Что это был за проект и какой стиль музыки? Считаете ли, что Мисин полностью реализовал свой потенциал?

В.М.: Да, в своё время я играл с Андреем вместе с моим братом-гитаристом Николаем и барабанщиком Вилли Франком. Наша группа называлась РХН (русский, хорваты, немец))). Естественно, мы делали кавера на мировые хиты, играли по кафе и ресторанам, но у Мисина уже в то время были собственные песни, которые мы тоже исполняли и даже выступали с ними на местном телевидении.
Андрей впоследствии написал много хороших песен, выпустил свой очень хороший самобытный альбом. Я считаю его талантливым музыкантом, композитором, инструменталистом и певцом. Оценивая его слабое присутствие в медийном поле, думаю, что он заслуживает большего, но как заметил один знаменитый классик: мало иметь счастье обладать талантом, надо ещё иметь талант обладать счастьем. Кстати, с подачи Мисина я поступил и закончил Алма-Атинское музучилище по классу контрабаса, за что Андрею спасибо.

К.З.: Как вы попали в АРАЙ? Насколько было трудно работать с Розой Рымбаевой? Как она относилась к сольному отделению АРАЯ?

В.М.: В группу АРАЙ, которая была создана для работы с Розой меня пригласил Байгали Серкебаев. Он уже проработал в АРАЕ клавишником какое-то время и после ухода из коллектива основного состава известной джаз-группы БУМЕРАНГ, на базе которой АРАЙ и был создан, стал музыкальным руководителем и начал подыскивать новых музыкантов. Он позвонил мне (мы уже были к тому времени хорошо знакомы) и позвал в гости на чай. Так и началась моя работа в АРАЕ. Работать с Розой Рымбаевой было очень легко. Её муж и руководитель АРАЯ Таскын Окапов собрал молодых творческих ребят. Мы были одержимы современной музыкой и часто бежали «впереди паровоза». Таскын дал нам возможность исполнять на концертах и свои песни и композиции, которые множились с каждым днём. Конечно, наш уход в сольное плавание в самый расцвет АРАЯ Розу не обрадовал – мы проработали вместе 5 лет, привыкли друг к другу, объездили вместе полмира, прошли «огонь, воду и медные трубы». Но творчество остановить сложно, и Роза со временем смирилась с этим фактом. Мы дорожим временем, проведённом вместе.

К.З.:Повлияли на вас, Владимир, такие среднеазиатские ансамбли как САТО, АНОР, БУМЕРАНГ, ГУНЕШ?

В.М.: Скорее всего напрямую не повлияли. У каждого из этих коллективов свой оригинальный стиль. БУМЕРАНГ– наши земляки, их творчество прогрессировало на наших глазах и всегда было для нас вызовом в музыкальном и профессиональном смысле. Байгали, кстати, начинал свою концертную деятельность в БУМЕРАНГЕ. Тахир Ибрагимов – это практически фундамент барабанной алма-атинской школы. С его братом Фархадом я до сих пор дружен. Когда-то мы вместе с ним сделали себе сами бас гитары, и довольно неплохие. Наш энтузиазм и отсутствие материалов для самоделок загнали нас в старый район города, где мы спилили дохлый клён, чтобы из него изготовить грифы для бас гитар. Конечно, он никуда не годился. У Фархада до сих пор сохранился этот кастом (как сейчас принято говорить) безладовый бас, он мне заимствовал его для записи овердабов (наложений) в песне «Нелюбимая». На своём безладовом самопале я год отыграл в государственном ансамбле ГУЛЬДЕР и даже записал басовые треки для рок-балета "Маугли" композитора Алмаса Серкебаева.
С ГУНЕШОМ мы подружились во время поездки в Душанбе, часто выступали на одной сцене и любили общаться. С барабанщиком Ришатом Шафиевым постоянно контачили, обменивались опытом и впечатлениями. Это была очень прогрессивная и интересная группа, мастера своего дела.

К.З. Как возникла идея создать группу АЛМАТА (первоначальное название группы А- СТУДИО)и совместить фьюжн с новой волной и эстрадой? Были ли проблемы с Министерством культуры? И сразу ли вас полюбила публика?

В.М. После пяти лет работы с Рымбаевой, создания многих песен для неё и АРАЯ, получения гастрольного и студийного опыта, завоевания второго места на Всезоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве в 1983 году создание своего собственного проекта стало логичным шагом вперёд, что мы и осуществили в 1987 году, фактически потеряв поддержку Казахконцерта, попортив отношения с Розой и Таскыном, потеряв зарубежные стабильные гастроли и повышенные концертные ставки (кто не в курсе, напомню, что в СССР зарплата артиста не зависела от количества публики в зале, все получали заранее определённый гонорар, а валюту заработанную за рубежом, наш шеф Окапов сразу сдавал в местное советское посольство). В Министерстве культуры, естественно, наш смелый шаг не оценили по достоинству, пытались уговорить остаться, но в итоге мы получили урезанные ставки зарплат и небольшое помещение в здании Казахконцерта, где в углу сиротливо валялась наша стоптанная концертная обувь и одиноко стояло несколько стульев. Нас это тогда не сильно смущало – мы начали всё заново вплоть до самостоятельного изготовления концертных звуковых колонок и устройств эффектов для гитар, благо мне тогда помогло в этом техническое образование, полученное в Алма-Атинском Политехе.
Понеслись музыкальные эксперименты, тогда ещё малопонятные публике, мы замешивали фольклор, фьюжн, новую волну и кашу в наших головах в концертную программу. Неудивительно, что эту программу сдали комиссии только с третего раза, и то благодаря поддержке прогрессивных режиссёров Пономарёва с Ергалиевым, продвигающим современные подходы на нашем телевидении. В итоге нас выпустили в свет и сразу послали выступать на Курильские острова. Это возможно было похоже на ссылку, что нас вовсе не смущало. Зрители Курил быстро познакомились с передовыми веяниями в музыке. Подозреваю, что они были не в сильном восторге, но принимали нас очень хорошо.

К.З.: После приезда в Москву какие были впечатления от работы в театре Аллы Пугачёвой? С кем из артистов подружились?

В.М.: Наш первый хит «Джулию» заметила Алла Пугачёва, и мы через два года самостоятельных экспериментов оказались в Москве в её музыкальном театре. Начались совместные с театром гастроли по стране, мы были на вершине счастья, мы стали играть и петь для многих тысяч людей, которые приходили на концерты Театра песни, в основном проходившие на больших стадионах в больших городах Союза. Алла очень хорошо к нам относилась, всегда поддерживала и не скупилась на советы, как музыкальные, так и имиджевые. После выступления на Рождественских встречах Пугачёвой в конце 1989 года нас узнала вся страна. «Поезд» тронулся и поехал, и до сих пор неплохо едет, видимо следуя названию нашего первого винилового альбома - «Путь без остановок». В общем, как корабль назовёшь, так он и поплывёт.Естественно, работая в Театре Аллы и снимаясь с ней в рамках Рождественских встреч, мы перезнакомились со всеми ведущими исполнителями, подружились с Володей Пресняковым, Кристиной Орбакайте, Ильёй Резником, Аллой Духовой и балетом ТОДЕС, который в то время делал свои первые шаги. Это было незабываемое время общения, обмена опытом и новых впечатлений.

К.З.: В 90 х расцвела казахская поп-сцена: МЮЗИКОЛА, Мурат Насыров. Как вам их творчество? Было ли между вами здоровое соперничество?

В.М.:МЮЗИКОЛУ создали наш экс-гитарист Булат Сыздыков и одарённая алма-атинская певица Карина Абдуллина. Мы всегда относились к ним, как к своим родным душам, и радовались их успехам. С Муратом тесно дружили, особенно с ним подружился наш Бага (гитарист Баглан Садвакасов). Волею судьбы они оба ушли из жизни до обидного рано. Мы часто приходили на выступления Насырова, поддерживали его, когда он еще не был широко известен. Соперничеством такие отношения назвать трудно, скорее это была просто дружба и поддержка.

К.З.: Есть ли у вас, Владимир, период биографии из работы в А -СТУДИО, который хотелось бы вернуть, повторить и, возможно, прожить иначе?

В.М.: Несмотря на прекрасное время становления и развития группы, несмотря на незабываемые годы работы с талантливыми музыкантами, поэтами, танцорами, художниками и постановщиками, совсем не хочется возвращаться назад, разве что только в своих воспоминаниях. Мы были счастливы, любили музыку и до сих пор занимаемся творчеством, ныряем в новые течения и технологии, это необыкновенно интересно. Времени на старые переживания просто нет, когда занимаешься сегодняшними и завтрашними планами.

К.З.: Над чем сейчас работает А - СТУДИО?

В.М.: После выпуска нового альбома " А’21", на котором мы освоили новый формат Dolbi Atmos, мы выпустили один анимационный ролик на песню «Волосы», летом сняли в живом формате сессию из 4-х песен с этого альбома, разместив видео на всех возможных интернет площадках. В конце прошлого года в Алматы стартовал мюзикл «Джулия» на наши песни, с успехом выдержавший первый сезон и сейчас переезжающий в Астану. Не оставляем планы привезти его в Москву и Питер. Прямо сейчас готовится к выпуску полнометражный фильм «Солдат любви» снятый в Казахстане, с нетерпением ждём результат этого эксперимента. Сегодня у нас коллаборация с известной командой, сделавшей успешный детский проект в Бишкеке. Пока подробности этого сотрудничества мы не открываем.

К.З.:Заключительный вопрос. Живя ещё в Алма-Ате, знакомы ли вы были с казахской андеграунд сценой, в частности, группами ТРИУМВИРАТ и ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД?

В.М.: Да, эти группы знакомы, с некоторыми их музыкантами мы общались. Это были известные в городе команды, первые рок-ласточки. Надо заметить, что современная музыка Алматы и Казахстана имеет свой неповторимый почерк. Сегодня на нашей родине масса талантливых исполнителей во всех жанрах. К счастью интернет восполняет культурные связи, потерянные после развала СССР. Сегодня нет границ у творчества, общения и музыкальных технологий, любой одарённый и увлечённый человек имеет доступ к любой информации и может необыкновенно развиться независимо от места рождения и проживания.

Беседу вёл Кирилл Захаров, 09.11.2023

На фотографиях из личного архива Владимира Миклошича: 

1. А- СТУДИО на Шоу ЭКСПО, 2017 год (Байгали Серкебаев, Кети Топурия, Владимир Миклошич).

2.А- СТУДИО, 1995 год (Владимир Миклошич, Батырхан Шукенов, Байгали Серкебаев, Баглан Садвакасов).

3. Владимир Миклошич и Алла Пугачёва. Мадрид, 1989 год

4. АРАЙ после концерта в Алма- Ате, 1983 год (Н.Вильданов- вокал, клавишные; Т.Окапов - худрук; С. Абдуллин- ударные; Б.Сыздыков- гитара; Байгали Серкебаев- клавишные; Батырхан Шукенов - саксофон; Владимир Миклошич- бас.

5. АРАЙ, состав 1979 год (В.Банов - труба; Б.Серкебаев- клавишные; Николаев - саксофон; Т.Ибрагимов - ударные; Х. Пернибеков - перкуссия, вокал; Ф. Ибрагимов- бас).

6.АЛМАТА, запись альбома "Путь без остановок", 1987 год (В. Миклошич, Б.Сыздыков, Б.Серкебаев, Н. Вильданов, Б.Шукенов).

7. Запись рок- оперы "Маугли", 1981 год (Владимир Миклошич и автор музыки Алмас Серкебаев).

8. Группа РХН, Алма- Ата, 1980 год (Вилли Франк, братья Николай и Владимир Миклошич, Андрей Мисин).

1-126-256b

Кирилл Захаров