01 сен 2010

«Если бы я слушал музыку Бетховена чаще, то был бы гораздо мужественнее».

Двадцать с лишним лет назад красноярская группа АМАЛЬГАМА в буквальном смысле слова гремела на рок-площадках сибирских городов и даже Москвы, вызывая шлейф восторгов и скандалов. В Барнауле команда выступала несколько раз, дважды становясь лауреатом фестиваля "Рок-Периферия". Наступили девяностые. Лидер АМАЛЬГАМЫ Александр Шуб уехал в Данию, а о вокалисте Жене Ломовцеве "Ломе" ничего известно не было. В 1999 году ,оказавшись в Барнауле, он выступил со своим сольным репертуаром на одном из концертов в ДК БМК и опять исчез. А совсем недавно Лом записал у себя дома в Кемерово альбом "Кондово-Гаражный".

О прошлом и настоящем с Евгением Ломовцевым беседует Кирилл Захаров:

К.З.-Как долго ты работал над последним альбомом? И что планируешь дальше делать с этим песенным материалом ?

Е.Л.-Если считать от времени написания песен, например «Ваю-раги» или «А мы ребята из Кузбасса», то альбом писался более десятка лет – обе песни из 90-х. Единственно написана недавно песня «Гондурас». Если брать только работу «аранжировка, запись», то около года, учитывая, что каждый день работать не удавалось. И сроки выхода сместились месяца на четыре. Если бы не бросил всё разом «как есть - так есть», то и мучился бы до бесконечности. Всегда ведь есть что изменить, дополнить. У «Гондураса», например, было 5 вариантов. Последний вариант войдёт во второй альбом. А касаемо судьбы материала, загадывать не буду. Единственно, что могу обещать, я продолжу писать «домашние» альбомы - вошёл во вкус.

К.З.-Занимался ли ты творчеством после того, как перестал активно тусоваться? И чем вообще занимался?

Е.Л.-Да я, собственно, никогда активно и не тусовался, по натуре интровертен… так, где прижился, там и пригодился. А песни писал постоянно, до последнего момента «в стол».

От музыки пришлось отойти, потому что семья появилась, а чтобы прокормиться музыкой, нужно было ехать в столицу, чего не хотелось. Поэтому, работал сторожем, дворником, потом на заводе оператором вытягивания и скручивания нити – кажется так называется профессия – потом каменщиком 4 года. Дослужился до 4 разряда и уже собирался поступать в строительный техникум, как выиграл на областном конкурсе вокалистов и взяли меня работать в филармонию. Накатал пару сольных программ, написал две новогодних сказки для филармонии… Кстати, от филармонии я бывал в вашем крае с десяток раз с концертами. В общем, от музыки если отходил, то ненадолго.

К.З.-На последнем альбоме присутствует пара прекрасных акустических композиций. Тебя интересует фолк? Если да, то какого направления фолк?

Е.Л.-Сразу скажу, что если бы я не заинтересовался русскими гармониями, то не попал бы в Филармонию, в народный ансамбль. Однажды мне попалась кассета в записью гусляра, там было несколько просто потрясных гармоний и ритмов… я понял тогда, что влюбился в музыку, снял музон и начал в разных вариантах пробовать, вот с тех пор песни стилизованные покоя не дают, нет-нет да прорываются … А насчёт фолк направлений… Я в этом не разбираюсь… Пишу ,как пишется…

К.З.-Женя,как ты оказался в Красноярске в своё время и попал в АМАЛЬГАМУ?

Е.Л.-Как я попал в Красноярск - история достойная крутого эротического боевика, двумя предложениями не отобьёшься. Касательно же АМАЛЬГАМЫ: у нас с Шубом (руководителем АМЫ) были общие знакомые, они меня предложили в качестве вокалиста, но тогда я усиленно косил по Юрия Лозу, на пьянках здорово слезу вышибал, и Шубу это не нравилось. Я ещё попел в группе ВЕСТА… Однажды, пришёл к Шубу в гости, он сел за ф-но, а я «дал Бона Скотта», Шуб офигел и всё - я в АМАЛЬГАМЕ.

К.З.-Альбомы АМАЛЬГАМЫ отменного качества. Как удавалось достичь такого студийного звучания ?

Е.Л.-Позволь с тобой не согласиться, ничего отменного добиться в тех условиях, в которых мы писались, было невозможно, это майя АМАЛЬГАМЫ – гипнотическое воздействие.

К.З.-Расскажи о творческом процессе в АМАЛЬГАМЕ. Как сочиняли песни?

Е.Л.-Всё просто: Шуб садился за ф-но, я рядом… Писался текст – в основном Шубом, придумывалась мелодия – в основном мною. На репетициях делалась аранжировка, и каждый по мере сил вкладывался… Ничего из ряда вон.

К.З.-В конце 80-х ты был частым гостем Барнаула. Можешь что-нибудь рассказать о барнаульских командах, которые тебе приходилось видеть?

Е.Л.-В памяти остались несколько групп: 9 и ДЯДЯ ГО, может если напрячься ещё вспомню. Первые, потому что играли крепкий алтайский рокешник ,и мы как-то сблизились с парнями; вторые, меня просто потрясли, я сидел у них на выступлении, и так меня зацепила одна вещь, уже и не помню какая, но гармония там была просто «отвал башки». У меня внутри всё перевернулось, меня аж потряхивало немного. Сейчас я даже могу назвать, что это было за состояние - я тогда впервые в жизни пережил экстаз от музыки.

К.З.-Случались ещё такие музыкальные переживания?

Е.Л.-Случались, но не часто, так что я помню их наперечёт. От одной индийской Раги, от «Па де де» из «Щелкунчика» - Чайковского, «5-й симфонии» Бетховена - я её до сих пор могу пропеть наизусть, от «1 симфонии» и «Поэмы огня» Скрябина, ну и от гусляра - во всех случаях попадал в вибрацию.

К.З.- Женя, а как ты считаешь,почему классическая музыка менее массовое искусство по сравнению с тем же джазом?

Е.Л.-А я не уверен, что джаз «массовее» классики. Думаю, что одинаково отношение и к джазу, и к классике в народе как к чему-то элитарному в лучшем случае, в худшем - как к заумной ерунде. Надо «воспитывать слух» к классике и к джазу… Я уже не помню кто сказал, кажется, Рерих о том, что дикарь может стоять перед величайшим произведением изобразительного искусства, и ничего кроме цветных пятен не увидеть, «воспитанный глаз» различит детали, то же самое касательно музыки. Это тот случай, когда нужно научиться слушать и слышать, это ведь не массовая песня: куплет, припев, проигрыш и так несколько раз. Мелодии в «классике» бывают «протяжёнными во времени» и нужно сознание такого качества, чтобы суметь проследить мелодию - для начала, если понравилась – запомнить. Человек понимает только те вещи, которые может запомнить и пропеть. И классика и джаз, это тот случай, когда всё начинается с понимания, хотя не исключаю случая, что обе эти музЫки могут зацепить с лёта… Но потом всё равно начнётся осознавание, потому что эта музыка не бьёт по ногам – это я о классике, в классике нужно соучастие не только рук и ног, нужно чтобы подключались ум и сердце… (я, кстати, заметил, что любители арт- рока скорее приходят к пониманию и любви «классики» - почему бы это?). Поэтому, конечно, человеку необходимо музыкальное образование, хотя бы начальное, необходимо воспитывать слух, иначе мы все так и останемся в «железном веке»…

К.З.-Ты пел в группе СЕДЬМОЕ УТРО, о которой ,в отличии от АМАЛЬГАМЫ, практически ничего не известно. Это был разовый проект? И почему группа так быстро исчезла?

Е.Л.-Это был наш проект с Женей Каргополовым. Группа просуществовала более года, материал кое-какой в студии успели оформить, иногда выезжали по Сибири, но в тот момент, я помню, попал как бы в вакуумное пространство, мыслей творческих не было никаких, ничего не мог написать, голова была пустой, как барабан… сегодня думаю, что это был некий переходный этап в жизни, в полной бессмыслице и сумятице, когда окружающие меня люди умирали от передоза – один за другим… Я тогда начинал искать смысл, типа, «ты что Ваня делаешь? Я смысл ищу»… Смысл в жизни… Это одна из причин, почему проект не развивался. Вторая причина была в суперзвёздности участников. Великолепный гитарист Каргаполов никак не мог найти общего языка с великолепнейшим «ударником» Андреем Фёдоровым «Турбиной», антипатия у них к друг другу была… Так что ,однажды пришлось мне их обоих пустить «под пресс», они обиделись и сразу подружились… Ненадолго.

К.З.-Расскажи о том, как ты работал в шоу перед ЛАСКОВЫМ МАЕМ. Наверняка были какие-то интересные истории в той поездке? Как сами "ласковомайцы" относились к песням Николая Гнедкова, с группой которого ты выступал?

Е.Л.-После одного из фестивалей, кстати, у вас в Барнауле, ИДЕЮ ФИКС пригласили на гастроли, ну Коля мне и предложил поехать с ними, поиграть на бубне. Я не отказался, потом оказалось, что это какой-то ЛАСКОВЫЙ МАЙ - мальчики-бабочки, ещё были «металлюги» из Ташкента, в общем, смесь ядерная. «Ласковомайцы» никак не относились к песням Гнедкова, я не уверен, что они их тогда понимали, но в тусовках в нашей «хате», в застольях участие принимали, правда не пили ничего, сидели молча, в частности Шатунов – прислушивались к тому, что говорят… я думаю, им было интересно.

Случаи были всякие, только они всё больше связаны с криминалом… Нейтральный расскажу. Нашу группу (ИДЕЮ ФИКС) всё пытался построить продюсер «ташкентских металлюг», типа, мы режим не соблюдаем, встаём, когда хотим, разговариваем с ним неуважительно, никого не слушаемся, кроме нашего руководителя, разумеется, бывшего прапора. Ну, Коля Гнедков это дело философски переживал, а нас с Каргой, этот дятел так задолбал, что мы решили ему в бубен наколотить. Ходили уже заряженные как «бакланы», но от проницательного взгляда Гнедкова не укрылась наша скрытая агрессия и в кульминационный момент, когда вот ещё пару часов и мы «накроем продюсера», пошёл и рассказал нашему «прапору», что «мы за свой базар отвечаем и точно ухлопаем продюсера». «Прапор» сначала к продюсеру «ты завязывай к моим пацанам приставать, а то они тебя под пресс пустят, не долго тебе осталось», потом к нам «парни, не надо его трогать, он больше не будет». Видимо подействовало, потому что тот стал нас избегать и даже менять направление движения, когда мы встречались в узких переходах Спорткомплекса.

К.З.-Я слышал, ты сейчас работаешь на радио? Чем там занимаешься?

Е.Л.-Ди-джею потихоньку. Разговоры в эфире разговариваю, программки всякие веду, в частности по «классике»…

К.З.-Пытаешься ли сколотить свою группу?

Е.Л.-Нет,не пытаюсь.Интроверт даёт о себе знать…

К.З.-А возможно ли воссоединение АМАЛЬГАМЫ, хотя бы в рамках одного выступления? Общаетесь ли вы, бывшие участники, друг с другом?

Е.Л.-Общаемся с Шубом. Редко, но вижусь с Каргополовым, когда в Новосибирск выезжаю. Предложения от Шуба поступали на счёт того, чтобы АМУ поднять, но с некоторых пор привычка дурная у меня - редко оборачиваюсь назад. Да и не уверен, что мои представления о музыке, совпадают с представлениями Шуба о ней же. Если мы в АМЕ, в последнее время, сталкивались на этой почве, то по прошествии 30 лет…

К.З.-Стремишься ли ты донести в песнях до слушателя определённую мораль?

Е.Л.-А что, ты заметил какую-то мораль?

Если в смысле «мораль сей басни такова…», то не стремлюсь, намеренно этого не делаю. Но будучи уверенным в том, что музыка и тексты оказывает влияние, подхожу к творчеству более осмысленно … Некоторые песни, мною написанные, по этой причине, никто никогда не услышит…

К.З.-Какая сейчас ситуация в Кемерово с рок-музыкой?

Е.Л.-Думаю, как и везде в Сибири. Я этим делом особо не интересовался до последнего момента. Сейчас на радио начинаем новый проект, связанный с группами Кузбасса, так что скоро буду в курсе…

К.З.-Какие команды повлияли на тебя как на музыканта и человека?

Е.Л.-Как на музыканта в разное время на меня влияли разные группы и стили, но первоначально, в школьные годы это ЛЕД ЗЕППЕЛИН,НАЗАРЕТ, СЛЭЙД, КИСС – всё жёсткое и мелодичное… Первая моя запись магнитофонная лет в 13-14 «Разаманаз» Маккаферти… Ну, а как на человека больше повлияли композиторы «классики», в частности Людвиг ван Бетховен. Бисмарк не зря говорил (может не дословно): «Если бы я слушал музыку Бетховена чаще, то был бы гораздо мужественнее».

Кирилл Захаров