05 май 2009

История барнаульского рока. "Время выращивать цветы"

Чикишев , осень 1989 года

Беседа Евгения Колбашева с Евгением Чикишевым , 1989 год.

Е.К.: Ты учишься в музучилище.А стипендию там получаешь?

Е.Ч.: Даже повышенную.Вообще я учусь в третий раз.Сначала в "кульке" , затем-хоровое дирижирование в музучилище , бросил, теперь там же ,по классу гитары. люблю классику и торчу от счастья.Недавно понял ,что такое учёба, понял ,что надо хорошо учиться.Полюбил одну учительницу.Это как вдохновение ( и учительница ,и то , что я понял ).Да и эстрадное отделение отличается как небо и земля от других. Здесь учиться в кайф. Может потому , что пока у нас нет методики.Хотя есть и другое:физрук ,например , заставляет маршировать ,особенно перед демонстрациями.А я всё это болезненно переношу-вспоминаю армию с содроганием ; недавно видел лозунг на проспекте Строителей :"Народ и армия-едины"! Ужас!Никто не понимает ,не видет конфликта.

Е.К.: Ладно ,Жека ,не будем трогать милитаризацию ,пусть она себе разоружается ,поговорим лучше о рок-н-ролле.ДЯДЯ ГО сегодня уже переживает второе поколение музыкантов.Ты ведь начинал с другими : ты с Петей и Кораблин с Маратом.

Е.Ч.: Да ,это первый состав ,декабрь 87-го...Но , к сожалению ,с Сашей и Маратом пришлось расстаться.Они хотели зарабатывать много денег ,даже умудрялись на рубль посмотреть со свсех мыслимых и немыслимых сторон.Кораблин постоянно звал в кабак (работать ), ещё куда-то.А мне было всё равно:есть деньги-хорошо , нет-плевать.Самое главное-работа духа и быть сытым , а для последнего надо немного. Кораблин-"филармонический дед" (Жека обыгрывает слова одной из своих песен ).Хотя он был прекрасный контрабасист , такой мне нужен сейчас.Он работает в филармонии. А Марат-он просто чудо.Он-борец. Он борется со всеми и вся , в том числе с самим собой.Очень хороший музыкант , но попал под влияние Кораблина , ушёл в КОНВОЙ , однако , ничего из этого не вышло.У меня была мысль вернуть его ,но...

Е.К.: А что с Рогозиным?

Е.Ч.:Дима-прекрасный парень , обалденный гитарист , я таких не видел.Ему не надо ничего объяснять , играет в жилу.Но он-джазмен , в джазе он сделает больше , я уверен.Здесь для него-рамки , а там он свободен. Да и мыслит он немного не так , как я.

Е.К.: Но , согласись , Дима принёс в группу новый звук.

Е.Ч.: Да , это так , но мне нужен контрабас , и именно смычковый , как у Кораблина. А Рогозин не хотел играть на контрабасе. Это всё и решило. Но мы остаёмся друзьями.

Е.К.: Сейчас у тебя новые гитаристы?

Е.Ч.: Да , один из них-Лёша , вторая гитара ,близкий по духу мне человек, такой же больной как и я.

Е.К.: Давай всё же начнём сначала.Был ПРАЗДНИК Пети Черных.

Е.Ч.: Но началось всё раньше. В армии я с друзьями из Питера загорелся сделать группу с названием ПРАЗДНИК.Мечтали уехать в Питер , встретиться там , поработать. Но , как всегда , из этого ничего не получилось.Потом уже пришёл к Черных.Сначала заторчал от него. Вот это человек , подумал я ,с по-настоящему фанатичными глазами , вулкан , куча идей. Но получилось , что этот вулкан не знает куда деть свою энергию. Слава Богу , что меня не засосало, я вовремя решил уйти. Правда , это была подлянка с моей стороны , так как мы должны были ехать на какой-то фестиваль.Но было бы хуже , если бы я остался.

Е.К.: Но ведь был успех:фестиваль в Кемерово , запись на ТВ , популярность , особенно у девочек.

Е.Ч.: Да , но всё это было не то. Попс. Я решил попробовать себя в другом.

Е.К.: Но уж больно другая область-"металл".

Е.Ч.: Главное для меня был не "хэви" , а человек , с которым я играл-Кэп! Это один из тех немногих шиз в городе , которых я люблю , потому что я сам-шиза. Так мы сделали КПД.

Е.К.: И опять тот же успех , те же девочки , только теперь вперемешку с кожей и заклёпками.

Е.Ч.: В конце концов мне это осточертело, я во всём разочаровался, понял,что это не моё , "металл"-не моя кровь. Я не знал , куда идти , что делать.Это были трудные для меня дни.Хотел вернуться к Черных , но одумался.

Е.К.: И это было перед самой "Рок-Периферией 87". Ты ведь мог там играть.

Е.Ч.:Конечно , мог.Но не захотел.И в итоге петь стал мой брат.

Е.К.:А как пришла идея сделать ДЯДЮ ГО?

Е.Ч.:...(долго думает).Не знаю , не помню.Всё получилось как-то само собой. Я сам пришёл к этому. иначе быть не могло,ничто меня не подталкивало.

Е.К.: Давай поговорим о первом твоём альбоме.Как он тебе?

Е.Ч.: Никак. Он есть- и всё. Качество неважное , хотелось бы переписать.

Е.К.: Я недавно вновь его послушал , очень внимательно почитал тексты. Вообще он мне нравится. В нём есть какая-то общая идея.Первые песни " Тормоза" , "Вальс" , "Но я- не ты" , " Дороги"-все в жилу.Одна выходит из другой, всё очень логично. Но я бы поставил точку на "Дяде Го" . Именно эта песня показалась мне итоговой в альбоме , остальное-лишнее.Ты-как?

Е.Ч.: Не совсем. "45-115" действительно выпадает из общей массы , эта песня - наша неудача. Это просто наша попытка немного поджазировать , и -не очень удачная.Если альбом будет переписываться , её выкинем. А вот "Твари" мне очень нравится.

Е.К.: А мне-не очень. Но очень нравится вступление к песне.Хотя я не о том. Просто и "Твари" и "45-115" мешают концепции альбома.Они должны быть в другом месте.

Е.Ч.: Может быть , не спорю. Но у нас нет опыта составления альбомов.Будем учиться.

Е.К.: Но это всё не в упрёк тебе. Альбом хороший.Кстати , а как ты относишься к отзыву об альбоме А.Житинского ( ведущий музыкального эпистолярия журнала "Аврора" ) , приславшего положительный отзыв об альбоме?

Е.Ч.: Никак. Понравился - и хорошо.

Е.К.: Ты сейчас делаешь новый альбом?

Е.Ч.: Даже два. Один-очень весёлый.Дело в том, что я очень удивляюсь нашему Эльке ( Элька- Илья Усатюк , флейтист ), его отношению ко всей этой тусовке,-просто труба. И я решил альбом посвятить ему.Он будет называться "Элина радость".Это -весёлая шутка.

Е.К.: Мне кажется , я сужу по некоторым песням , которые я слышал ,это будет что-то в духе "Треугольника" БГ.

Е.Ч.: Может быть , хотя я не совсем согласен.Но в любом случае это будет попроще:несколько заморочек типа перевёрнутых слов,но не более.Такой альбом , я думаю , тоже нужен , так же , как пиво попить. Второй альбом- "Болезнь".

Е.К.: Ты имеешь в виду ту болезнь , о которой постоянно говоришь?

Е.Ч.: Точно.Я болен , мне тошно , погано . Явижу везде конфликты. Об этом будет альбом.Я хочу помочь людям , чтобы они что-то поняли , почувствовали.

Е.К.: Но ведь , в принципе , для этого был написан и первый альбом?

Е.Ч.: Да , и в этом смысле "Болезнь"-продолжение его. А в музыкальном плане мы хотим приблизиться к авангарду. Но я ещё не нащупал его , это только наброски.

Е.К.: А что такое для тебя -"авангард"?

Е.Ч.: Авангард-это чисто твоя музыка, это сиюминутный кайф, неожиданно словленный во время игры , импровизации , репетиции.Он может быть только один раз.Но ради этого и можно играть , импровизировать , репетировать.Этот кайф не может повторяться , он просто не заложен в повторение. Авангард-это упражнение в маразме.А маразм для меня -это что-то совершенно неожиданное , нетипичное. И я хочу его приобщить к своей крови.Для этого надо много играть , пробовать , искать.

Е.К.: Может , поэтому у лидера западного рок-авангарда Фрэнка Заппы так много альбомов-это его поиск?

Е.Ч.: Конечно , только мне по душе больше другой авангард.Не западно-европейский , а исконно русский.Меня вообще влечёт ко всему русскому.А что такое -"русское" , я ещё не разобрался , но я на верном пути. Пытаюсь побольше слушать фолковой музыки , почувствовать её.Знаю , что это ( то , что ищу ) именно здесь где-то. Нам в жизни как раз не хватает этого нашего , национального , мы-совсем другие. Исчез мужицкий рык...

Е.К.: Но тогда , наверное , панк-рок- и есть исконно -русское : уж чего-чего , а рыка у панков хватает.

Е.Ч.: А я отношусь к ним , к панкам , очень тепло.Но считаю , что ещё не дорос до них , воспитание не позволяет. Но , по крайней мере , панк-это свобода , и это как раз то самое...

Е.К.: Кого из наших музыкантов предпочитаешь?

Е.Ч.:Шевчука , БГ , Башлачёва. Они-Страдальцы.

Е.К.: А как относишься к социализации рока ?

Е.Ч.: Ты знаешь , конъюнктуру сразу видно.Чаще всего это у любителей. Они почему-то считают , что надо браться за какие-то проблемы , иначе не будет рока. Социальная песня по-настоящему тогда , когда человек сам переболел тем , о чём он поёт. По большому счёту , время баррикад прошло, надо теперь научить людей видеть красоту во всём, во всех поступках , во всех делах. Пришло время выращивать цветы , а мы этого , как оказалось , делать не умеем. А проблемы-это удел газет и журналов. Мне кажется , знает как это делать , БГ.А вот Башлачёв не знал , ему было больно , и он орал.

Е.К.: А что в связи с этим ты пожелал бы тем молодым любительским командам , о которых говорил ?

Е.Ч.: Больше тусовок! Больше общения , играть больше , слушать Шостаковича , чтобы понять , кто они и что они сами.

Е.К.: Как ты думаешь -нужен ли городу сейчас такой рок-клуб , какой есть у нас ?

Е.Ч.: Нет , наверное , не нужен.Нужен человек , который мог бы всё делать , который любит музыкантов. Сейчас в рок-клубе неопределённость.Делаешь всё ты один.А нужны люди , а не тусовщики , которые туда ходят и не знают , чего они хотят.

Е.К.: Может быть , тогда закрыть рок-клуб?

Е.Ч.: Ни в коем случае.Он должен быть , просто надо искать новые формы.К тому же он необходим молодым музыкантам.Да и свою команду я считаю рок-клубной.

Е.К.: А как относишься к "Рок-Периферии"?

Е.Ч.: Это- в кайф , всё очень здорово.Хорошо , что у нас есть такой фестиваль, он многое мне дал.Главное-возможность не вариться в собственном соку , встретиться с прекрасными музыкантами. Это необходимо , хотя , честно говоря , я быстро устаю от фестивалей.

Е.К.: Кого бы из сибирских музыкантов выделил?

Е.Ч.: Во-первых ,Гнедкова , затем-БОМЖ и АМАЛЬГАМА. Вообще , я думаю, сибирского рока как явления пока ещё нет , но дело идёт именно к этому, потому что есть такие люди , как Коля Гнедков.Сибирский рок будет непременно.

Е.К.: А наши барнаульские команды-как к ним относишься?

Е.Ч.: Нормально.Мы все друзья.ДЕВЯТКА-всё в порядке , но я думаю , что Лазорин делает всё это потому , что так надо , а не потому , что без этого нельзя.Единственный из них не может не играть-это Аполлон. Думаю , ещё скажет своё слово ТЕТ-А-ТЕТ ,Юрий Давыдов-хороший музыкант , и он что-нибудь сделает. Меня очень поддерживает , что он поёт в церкви.

Е.К.: Вернёмся к ДЯДИ ГО.Как вы делаете песни?Коллективно? Или всё делаешь ты?

Е.Ч.: Всё делаем сообща , правда текст и музыкальная заготовка-это моё , но потом эту идею развивают все. Я не влезаю в их дела. Мне нужны люди , которые бы мыслили самостоятельно , и они есть.Это-коллективное творчество.

Е.К.: А у тебя есть любимые песни?

Е.Ч.: Нет , что-то нравится больше , например , "Твари" , "Дорога" , а так все люблю...

Е.К.: Есть мысли сделать сольный концерт?

Е.Ч.: Есть. Я постоянно об этом думаю , но катострофически не хватает времени. Не знаю , как всё это будет но -хотелось бы. Скажу только , что это будет полная акустика , я вообще устал от электричества. Все эти клавишные меня раздражают.Попс ,одним словом.

Е.К.: А почему вы мало выступаете?

Е.Ч.: Во-первых , потому что волнует собственный музыкальный уровень , хотя , конечно , хочется играть побольше.Но- много дел: учёба , нет времени. С удовольствием куда-нибудь съездил , на фестиваль какой-нибудь.

Е.К.: А как ты видишь в идеале свой концерт ?

Е.Ч.: Ну , во-первых , чтобы был тёплый зал , в смысле батареи чтобы грели нормально , и руки не мёрзли , своя толпа , свечи ,наша чёрно-белая форма. А вообще-то, всё это-мелочи.Главное-песни петь. Я не сторонник каких-то больших залов , декораций , разных примочек-наплевать на всё это.Было бы тепло , и мы хорошо бы себя слышали -это всё , что нужно. В этом смысле наш лучший концерт был на фестивале в Кемерово.

Е.К.: Как ты думаешь , почему вы так быстро понравились всем , кто вас слышал , ведь ваша музыка -не массовая, она достаточно серьёзна , и обычно подобного рода группы проходят туго.Я , например , был свидетелем того , как в Москве провалилась на концерте акустическая команда ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО , играющая примерно в вашем стиле.

Е.Ч.: А я в заслугу себе этого не ставлю , я - за элитарность. Лучше пусть один в зале будет , но ему наша музыка по-настоящему в кайф , не хочу , чтобы нравилось всем.

Е.К.: Во что ты веришь?

Е.Ч.: В любовь.Даже к самому ничтожному.Когда ты полюбишь его и поймёшь-значит , ты победишь себя , значит ты - сильнее всех.

Е.К.: Что для тебя рок , что он тебе дал?

Е.Ч.: Не знаю , этого никто не знает.Это не только музыка , это - кайф , без которого нельзя. Рок- возможность ловить драйв , а драйв -это жизнь.

Е.К.: А у меня вот сейчас родилась такая мысль:рок-это Дао , это что-то незримое , неосязаемое , необоняемое , витающее над нами.

Е.Ч.: Точно. Как всё просто , и что это мне раньше такое в голову не приходило.

Е.К.: Что для тебя главное в музыке , которую ты делаешь- мелодизм или твой эксперимент со звуком ?

Е.Ч.: Мелодизм - один из главных атрибутов. Но хочется поэкспериментировать и в направлении фольклора. Сейчас много слушаю такого : русского , индийского. Индийская музыка-это здорово , такой покой души , умиротворение...Они слышат в каждом звуке много того , чего мы не понимаем.Это таинство и влечёт : ты не понимаешь , а понять хочется.

Е.К.: Что ещё кроме этого слушаешь?

Е.Ч.: Да много всего , хотя у меня записей маловато. Из классики- Вивальди , Шостакович , Чайковский. КИНГ КРИМСОН нравится , в последнее время много слушаю ДЖЕТРО ТАЛЛ.

Е.К.: Что тебе ещё нравится?

Е.Ч.: Нравится: голубцы , когда автобусы приходят вовремя , чай с лимоном , спать ,рок ,пиво , зимний салат , волейбол , Лев Толстой , работать сторожем ,женские ноги . Не нравится: когда песок на зубах , чай без лимона и многое ещё. Люблю читать , особенно Вежинова и его " Барьер " , Гессе , фильмы Тарковского , Сокурова и ещё чёрт знает что.

Е.К.: У тебя была мечта петь на улицах , ты даже пробовал это делать...

Е.Ч.: Мне и сейчас хочется. Съездить бы в Москву , поиграть на Арбате , в Питере на Невском- это кайф.

Е.К.: Как ты считаешь , почему большинство людей слушают песни типа тех , что поёт ЛАСКОВЫЙ МАЙ ?

Е.Ч.: Это всё наша политика.Приучили слушать это дерьмо , вот и слушают. Я называю это гоп-музыкой , у меня и песня такая есть : " Гоп-музыка -плод нашей великой эпохи , куча загробного счастья , наш голый зад".

Е.К.: Песни - зеркало автора. В одной из них ты поёшь : " ДЯДЯ ГО всех нормальных выгнал за порог..." А ты - нормальный ?

Е.Ч.: Боюсь , что да. Это плохо. Нормальное -это ведь ненормальное. Это как у Маяковского , помнишь ,- " Верблюд-ублюдок"?Ещё неизвестно , что нужнее обществу -нормальные в нашем понимании или шизы. Ненормальные - это значит мир богаче. Вот ты рассказывал о группе ОБЩЕСТВО КАРТИННИК , это в жилу.Они , наверное , такие клёвые ,хочу так же.

журнал " ПНС " № 1 , 1989 год

Кирилл Захаров