18 окт 2001

Толкинисты в Барнауле: начало и конец

Материал, который вы сейчас читаете, представляет собой попытку систематизировать факты из истории развития движения ролевиков-толкинистов в Барнауле. Насколько удачно всё получилось - решать прежде всего вам. Вот и решайте.

И, кроме того, хотелось бы упомянуть ещё один момент. Разумеется, все люди, каким-то образом упомянутые в данном материале, - вполне реально существующие лица. И, разумеется, у всех есть имена и фамилии. Но при работе над данной заметкой было решено их в тексте не указывать, ограничившись лишь прозвищами, под которыми эти люди известны в своих кругах. Почему? Просто не хочется придавать статье анкетно-протокольный оттенок. Да и не так уже это и обязательно. Правильно это или нет - опять же, вам решать…

И ещё. Большое спасибо за помощь Шедеру, Ведьмаку и Пиксу.


Уже нельзя точно сказать, кому и когда впервые пришла в голову странная на первый взгляд идея - взять да инсценировать произведения Джона Рональда Руэла Толкиена. Есть лишь приблизительная точка отсчёта - где-то около 1980-1982 года, когда в нашей стране впервые были изданы его книги "Хоббит, или Туда и Обратно", трилогия "Властелин Колец" и (гораздо позднее) "Сильмариллион". Резонанс, который имели эти произведения среди постоянно искавшей чего-то свежего и нового советской молодёжи, и привёл к тому, что однажды в чьей-то голове (а может быть, и в головах - кто знает?) родилась Идея, которая закономерно "вылилась" в первую ролевую игру… Случилось это, если верить легенде, где-то в Подмосковье. Случилось - и понеслось, понеслось по стране… Дойдя до Уральского хребта, идея благополучно перевалила его - и попала в Сибирь. Красноярск, Тюмень, Омск, Томск, Новосибирск … Не миновало и "столицу мира" - Барнаул. Вот об этом, а также о многом другом - весь нижеследующий рассказ.

А началось всё, как гласит уже другая легенда, лет десять-двенадцать назад - благодаря небезызвестной в некоторых кругах тусовочной личности по имени Вова Бережинский. Этот беззаботный, бесшабашный и, как говорят некоторые люди, знающие его, немного сумасшедший (не в буквальном смысле, конечно) парень вёл в то время весьма рискованный, но безумно интересный образ жизни, идеально ему подходивший - катался по стране автостопом в потёртых джинсах, свитере, с рюкзаком за спиной. Можно было бы очень долго рассказывать об этих его поездках, но сейчас нас интересует лишь одна из них, - та самая летняя прогулка "туда и обратно", во время которой судьба забросила Бережинского в Екатеринбург (тогда ещё Свердловск), на очередную проходившую там "хишку" (от аббревиатуры ХИ, т. е. "хоббитские игрища"). Мастера сразу "закинули" Вову в игру, в которой, к слову, долго поучаствовать ему не удалось, поскольку его персонаж был "убит" часа через два после "загруза". Но не это важно, а то, что, "глотнув" за эти несколько дней уникальной и неподражаемой атмосферы настоящей ролевой игры, почувствовав всю силу и обаяние нового мира, Вова мгновенно "заразился". И затем привёз эту "заразу" в родной Барнаул.

Конечно, у новой идеи сразу нашлись последователи, которых с самого начала было не более десятка. В основном это были продвинутые студенты да неформалы. Причём попасть в их круг было… ну, не то, чтобы сложно, но и не совсем просто, поскольку "тренировки" (будем называть это именно таким образом) не особо, скажем так, афишировались. Время, когда к толкинистам мог попасть каждый, ещё не наступило.

Но, несмотря на то, что толкинизм к тому времени уже добрался до Барнаула, команды, которая могла бы уже смело ехать на "игрушку", ещё не было - прежде всего по причине отсутствия хоть какой-то элементарной организации и, что самое главное, лидера. Вова Бережинский лидерскими качествами никогда не обладал, - да они ему были попросту и не нужны. Привезя толкинизм в Барнаул, он довольно быстро отошёл от этого дела, чтобы вновь заняться тем, что его привлекало больше - автостоп, поездки по стране и прочее. Сейчас Бережинскому далеко за тридцать. Его ещё можно изредка увидеть на улицах города, быстро шагающего куда-то и глядящего по сторонам шальными глазами…

* * *

Такова легенда. А если рассматривать историю проникновения толкинизма в Барнаул в общем виде (то есть выходя из чисто "ролевого" контекста), то началось всё, как ни странно, не с ролевых игр, а с переживающей сейчас второе рождение системы "DND" - и, в частности, с одного из её ответвлений под названием "Dungeon". Что это такое? Попытаюсь вкратце объяснить. Представьте себе: один человек водит других по закоулкам несуществующего мира, наполненного всем, что только позволяет вытворить бурное воображение этого человека - "мастера". По миру, который находится в его голове, и в котором судьба участников игры решается количеством выпавших очков на грани обычного игрального кубика. Выпала двойка - и враг сражён метким ударом твоего копья. Тройка - ты падаешь замертво, потому что вода в источнике, из которого ты только что утолял жажду, оказалась отравленной. Шестёрка - наступил конец мира… Такая игра могла продолжаться днями, неделями, даже иногда месяцами. И многим уже тогда приходила идея воплотить сюжетную линию "данджена" (а точнее, полное отсутствие таковой) в жизнь. Так что когда толкинизм пришел, наконец, в Барнаул, почва для него была практически подготовлена. А дальше - пошло-поехало.

Как уже говорилось выше, первая команда состояла от силы человек из семи-десяти. Сейчас всем её членам уже давно за тридцать, а тогда было что-то в районе двадцати - как раз самый возраст для подобных "свершений". И потому времени ребята, соответственно, не теряли. Причём, в отличие от команд следующих лет, первая создавалась не ради участия в "игрушках", а исключительно ради постижения искусства владения клинком. То есть ребята, собираясь, упорно тренировались и, в конце концов, чего-то начали потихоньку достигать. Лидером этой команды был молодой (тогда ещё) Бродяга. Кроме него, в команду входили такие личности, как его брат Миша Не-Дай-Бог (прозванный так впоследствии за неспособность хоть как-то ослаблять наносимые им удары по противнику), Шульц, Штурман, НДЧ, Кэм (уехавший через несколько лет из Барнаула в Уфу вернувшийся обратно лишь этим летом) и ещё пара человек. Новичков в команду принимали очень редко, причём попасть туда можно было только по знакомству.

В "игрушках" команда Бродяги практически не участвовала, сконцентрировавшись преимущественно на тренировках. Правда, изредка игры-однодневки всё же проводились, но имели они в основном следующий вид: несколько вооружённых "до зубов" игроков встречают на своём пути потенциальных соперников в лице других участников игры, все наваливаются друг на друга - и начинается, собственно, файт. Сюжета такие игры, как правило, не содержали, и смысл их заключался лишь в непосредственном "сражении", - что тоже, в общем-то, не лишено интереса. Кстати, об оружии. На "железе" драться в то время ещё никто не решался, и потому все виды оружия изготовлялись, как правило, из пластика. Причём при изготовлении всегда придерживались исторических образцов, и потому конечный результат выглядел, как правило, очень эффектно.

Позже команда Бродяги стала выезжать на крупномасштабные игры. И приблизительно в это время в рядах произошёл раскол. Случилось это следующим образом. К тому времени в команде Бродяги уже состоял совсем ещё молодой Рома Крылов, больше известный как Рауль. И он решил набрать свою команду и тренироваться отдельно. Этому, в свою очередь, способствовало вот что. В тот год новосибирский ролевик Макар впервые объявил о проведении масштабной ролевой игры по своему сценарию. Датой проведения стали праздничные выходные в честь Дня Победы. Впоследствии, кстати, проведение Макаром игр под Новосибирском на 9 мая стало традицией, и игры эти называют "макаровка", "девятка", "маёвка" и пр. Но суть не в этом, а в том, что Макар якобы предложил Раулю приезжать со своей командой в Новосибирск и участвовать в "игрушке". И, как гласит очередная легенда, то же самое было предложено и Бродяге. Последний, кстати, решил в то время набрать в команду некоторое количество молодёжи, причём кандидатуры уже имелись. И так получилось, что Рауль и Бродяга "рекрутировали" в свои команды одних и тех же ребят… Потому ли произошёл раскол, или же по какой-либо другой причине более личного характера (а таковая, между прочим, тоже имела место) - сейчас уже не выяснишь. Но факт остаётся фактом: на первую "макаровку" из Барнаула приехали участвовать уже две команды - Бродяги и молодого Рауля.

Несмотря на расхождения в сведениях, в этом месте все мнения полностью совпадают - игра эта для барнаульской команды (а, точнее, команд) прошла из рук вон плохо. И поэтому через некоторое время после этого Рауль решил проводить тренировки более основательно, делая акцент не только на владение оружием, но и на умение правильно вести себя в игровой ситуации. Заодно было решено и пополнить состав команды. С этой целью Рауль, Кэм, Ленара и еще несколько человек начали ходить по школам и проводить "пропаганду" движения среди учащихся, рассказывая им о том, кто такие ролевики-толкинисты и чем они занимаются, показывая фотографии с "игрушек" и приглашая в "секцию ролевых игр" всех желающих. Заинтересовались многие, но, как это бывает в подобных ситуациях, в ходе тренировок произошёл закономерный отсев "левых" людей, и в результате в команде остались лишь самые заинтересованные - трое-четверо человек. К тому времени Кэм, имея проблемы с уходом в армию, уехал в Уфу, и лидером новой команды однозначно стал Рауль. Был тогда 1996 год.

Тренироваться новая команда стала в одном из помещений школы №27, где училось в то время большинство членов команды. Причём помимо непосредственно тренировок ребятам давались уроки истории, геральдики, этикета, а также прививался навык поведения в игре. С этой целью проводились так называемые "лангедоки" - своеобразные игры, по характеру более-менее близкие к "данджену". Суть их была в том, что между играющими распределялись роли и затем ставилась какая-либо проблема или задача, которую необходимо было всеми правдами и неправдами решить. Скажем, играющие были экипажем корабля, которому в определённый момент сообщалось, что среди них находится убийца, цель которого - перерезать всех стальных. Никуда с корабля не денешься, выход один - спешно искать врага. Поиск же происходит посредством общения членов экипажа между собой. Нужный человек выявляется по неосторожно брошенным фразам, либо по каким-либо условным знакам или сигналам - вариантов много.

И такой подход к делу не мог не принести результатов. Полноценная, сильная, и, главное, сплочённая команда была создана.

Из школы команду выгнали уже к наступлению лета 1996, после чего тренировки стали проходить где угодно - лишь бы народ проходящий не глазел. Причём это были тренировки в прямом смысле этого слова. Кроме непосредственно фехтования команда занималась общей физподготовкой - бегали, прыгали, подтягивались и так далее. Сидеть в стороне на тренировке не разрешалось - человек отдыхал только после того, как его "убивали".

Отношения между командами Рауля и Бродяги к тому времени особенно враждебными не были, однако члены команд старались всё же не пересекаться между собой. Причём если команде Бродяги это было просто ни к чёму (тут всё же сказывался возраст и, соответственно, разница в интересах), то своим гораздо более молодым подопечным Рауль постоянно говорил нечто в духе: "С той командой пересекаться нежелательно. А кто так сделает, тот - нехороший человек. Ничему хорошему там вас не научат". Причём доля правды в этих словах всё же была, поскольку старая команда к тому времени больше практиковала употребление внутрь алкогольных напитков во время активного времяпровождения. Проще говоря - жрала водку на тренировках. Само собой, на "игрушки" команды ездили отдельно друг от друга. Лагеря, соответственно, также разбивались в разных местах. На одной из таких "игрушек" Рауль даже поставил своей команде условие: тех, кто будет замечен в лагере бродягиной команды, ждёт немедленное отчисление из своих рядов. Во многом такой "политике" способствовал характер личных взаимоотношений между лидерами обеих команд.

Команда Рауля тренировалась, ездила на игры и вообще нормально и плодотворно функционировала в течение следующих двух лет. А затем всё это дело медленно и незаметно начало разваливаться. Причина этого, скорее всего, в том, что Рауль, увлекшись реализацией личных внутриколлективных и других амбиций, попросту "промотал" свою команду. Когда он, наконец, это заметил, команды как таковой уже не было. Нужно было срочно что-то предпринимать. А надо сказать, что к этому времени у Рауля были планы переезда из Барнаула в Новосибирск. При этом толкинизм он бросать не собирался, с полными основаниями надеясь продолжать заниматься этим, живя уже в другом городе. А терять связь с Барнаулом ему Раулю не хотелось, поскольку ему нужен был кто-то, кто мог бы представить его на новосибирских играх как барнаульца в то время, пока он, Рауль, не наберёт себе команду из новосибирских ролевиков. Где взять команду взамен прежней, развалившейся?

Выход был найден посредством небезызвестного "Post Scriptum' а" - своеобразного газетного чата, приложения к газете "Контраст". Весной 1999 года в одном из выпусков "PS" появилось сообщение некоего Луноглотателя, приглашавшего всех желающих на тренировки с целью дальнейшего участия в летних "игрушках". Луноглотателем был, естественно, Рауль. В таком методе набора команды были свои положительные стороны: общаясь в "PS' е", можно было с изрядной долей точности вычислить, кто из "чатившихся" подходил для команды, а кто - нет. Но в одном Рауль всё же прокололся. Дело в том, что к тому времени пээсники уже вовсю практиковали "внегазетное" общение, в результате чего на тренировки попёрли все, кому только не лень. Первоначально, когда местом дислокации новоиспечённой команды была одна из городских строек, Раулю ещё удавалось хоть как-то бороться с притоком "левого" народа, но после того, как ролевики вынуждены были переехать в парк Юбилейный, народу этого стало так много, что Рауль просто махнул на всё рукой - делайте, что хотите.

Тем летом новая команда участвовала в двух крупномасштабных игрушках Рауля - "Охота" (проводившаяся в барнаульском лесу, на которую съехались ролевики из разных городов) и "Пентаграмма". После этого Рауль уехал в Новосибирск, и команда развалилась ещё быстрее, чем собралась, превратившись в банальнейшую тусовку.

Последняя крупная "игрушка", проведённая Раулем как представителем Барнаула, состоялась летом 2000 года под Штабкой и называлась "Проклятие Сета". На этом биография Рауля как барнаульского толкиниста благополучно и полностью завершилась.

Дальнейшее же развитие толкинизма в Барнауле проходило следующим образом. Остатки последней команды каким-то чудом умудрились собраться вновь и начать вялую, но всё же более-менее продуктивную деятельность. Это в основном ребята старшего школьного возраста и студенты-младшекурсники. Ребята продолжают ездить на игры, тренироваться где придётся, но командой их назвать никак нельзя. Виной всему - отсутствие лидера и, - что самое главное, - хоть какой-то цели. Ребята просто не представляют, ради чего занимаются тем, чем занимаются.

Более конструктивно повёл себя один из "стариков" - Андрей "НДЧ" Плотников, некогда состоявший в команде Бродяги. После отъезда Рауля он организовал в Барнауле общество ролевиков "Арена" (напомним, что в Новосибирске подобная организация существует уже достаточно давно и носит название "Арда"). Своими целями "Арена" ставила проведение театрализованных показательных выступлений-показов с участием ролевиков. Соответственно, не забывал устав "Арены" и то, для чего вообще изначально создавалось движение - тренировки, изготовление "оружия", поездки на "игрушки" и собственная организация таковых. Что касается "показух", то эта идея не ограничилась пустыми разговорами. Несколько выступлений действительно было проведено - на презентации какой-то продукции в торговом комплексе "Вавилон", а также несколько раз - на площади Сахарова. Место для тренировок Плотникову предоставил кинотеатр "Чайка". Но на сегодняшний день об "Арене" ничего не слышно. Будет ли слышно потом - неизвестно.

Свою команду пытался организовать и брат Бродяги Миша Не-Дай-Бог. Причём команда эта, достаточно немногочисленная по составу, имела при этом свой устав и даже некое подобие кодекса чести (в частности, споры решались поединком на мечах до перовой крови). Недавно и эта команда прекратила совё существование.

Было ещё много периодических попыток разных членов тусовки толкинистов (а теперь это именно тусовка, не более того) создавать свои команды и вести какую-то деятельность, но успеха не имела ни одна из них. Возникает закономерный вопрос - будет ли толкинизм существовать как течение у нас в городе? Произойдёт ли его возрождение? Возможно ли появление в тусовке нормального лидера, способного создать из толпы хорошую команду? А главное - нужно ли это кому-нибудь, включая самих "толкинистов"? Кто его знает… Неоднозначный ответ, но - куда от него деваться? Короче, время покажет.

Кирилл Захаров