17 окт 2001

Сергей Будкеев играл на органе, созданном еще до Баха

Алтайский музыкант вернулся из творческой поездки в Германию. "Немцам очень интересно, как играют иностранцы на органе. Это то же самое, как если бы у нас иностранец стал играть на балалайке", - рассказывает Сергей Будкеев, единственный на Алтае органист. Еще в середине сентября он вернулся из творческой поездки в Германию - страны, где орган считается национальным инструментом, а Бах - крепостью, которую нужно преодолеть. Сергею Будкееву эта "осада" удалась.

Сергей Будкеев - заслуженный деятель искусств России, заведующий кафедрой искусств БГПУ, профессор, кандидат педагогических наук, который сегодня не имеет возможности играть на органе в родном Барнауле. Филармония закрыта на ремонт, орган стоит, заключенный в несколько оболочек. Когда он зазвучит - еще не известно. А пока наш музыкант выступает с концертами по городам Сибири, России и Европы. В Германию Сергей Будкеев ездил уже третий раз. Еще в 1993 году игру музыканта отметили профессоры из Мюнстерского университета, приезжавшие в Барнаульский педуниверситет по обмену опытом.

В этом году Сергей Будкеев отправился в Германию и Голландию с двумя целями - дать концерты и изучить органы, существующие в этих странах. А их в Германии немало. Если во всей России можно насчитать около 25 органов, то в одном только немецком городе их бывает до 55. В Германии Сергею Михайловичу удалось поиграть на инструментах, созданных в 1710 и в 1790 годах, а один из них - орган Арпа Шнитгера - был сделан мастером еще до рождения Иоганна Себастьяна Баха.

Органы в Германии размещаются в церквях и соборах. За время поездки по городам, а их музыкант посетил около двадцати, Сергей Будкеев побывал в католическом соборе, церкви при Мюнстерском университете, евангелистской церкви. Свой часовой концерт музыкант давал в соборе святого Иоанна в городе Зудервихе. Каким был концерт, ваша покорная слуга смогла оценить сама. Только зайдя на кафедру к Сергею Михайловичу, я услышала: "Хотел бы начать с того, чтобы без всяких комментариев дать вам послушать рабочие записи моего концерта, которые сделали немцы". Он включил компакт-диск, дал мне наушники... Появилось ощущение, что небольшая комната кафедры превратилась в большой собор, где кто-то тихонько перешептывается, где фоном звучат колокола. Возникла единственная мысль: "Орган должен звучать только в соборах". Сергей Михайлович пояснил: "Бах работал в церкви, и он писал музыку для церковных органов".

Трудно ли было Сергею Михайловичу привыкнуть к новому органу? Он говорит, что нет: главное - понять, как должен работать инструмент, тогда все становится ясным. Будкеев говорит: "Задача органиста - постичь внутреннюю сущность инструмента и с помощью музыкальных произведений передать то, что задумал композитор - на конкретном органе".

Елена Федоринова.

Газета "Реклингхойзер цайтунг":

"Органист, продемонстрировавший с впечатляющей аккуратностью и элегантной виртуозностью законченную красоту стиля интерпретации. Вкус и тонкое ощущение внутреннего драматического направления произведения определили его выступление, включающее произведения XVI - XX столетий".

"За бурные, продолжительные овации Сергей Будкеев поблагодарил публику токкатой и фугой ре-минор Баха - сияющим возвышенным произведением, прозвучавшим в церкви св. Иоанна в Зудервихе в тонко очерченном, отточенном, блестящем исполнении".

Газета "Зюггойче цайтунг":

"Особенно исполнительская техника органиста, при которой даже в высоком темпе рисунок мелодии сохранялся четким и прозрачным, сделала его выступление "лакомым кусочком" для любителей органа - быстрая игра отнимала у аккордов их тяжеловесность.

Еще более, чем при исполнении барочных произведений, проявилось мастерство Будкеева в его интерпретации произведений современных русских композиторов Дмитрия Шостаковича и Олега Янченко, которые явились одновременно вершиной и заключением его концерта".

По материалам газеты "Свободный курс"