17 янв 2013

"Рок-музыка для меня - это, наверное, как вторая родина". Интервью с музыкантом Сергеем Миляевым, лидером групп АРХИПЕЛАГ (Усть -Каменогорск) и ALGABAS ( Владимир).

В далёком 1989 году в город Барнаул на фестиваль "Рок-Периферия" приехала команда из Казахстана АРХИПЕЛАГ. Ребята играли техничный арт-рок, но далеко не многие зрители смогли оценить и понять творчество группы. Тем не менее, у себя дома в Усть-Каменогорске АРХИПЕЛАГ был довольно известен. Предлагаем вашему вниманию интервью с лидером коллектива Сергеем Миляевым, ныне музыкантом владимирской группы ALGABAS, а также историю АРХИПЕЛАГА.

История группы АРХИПЕЛАГ :

"Группа АРХИПЕЛАГ была образована в Усть –Каменогорске в 1986 году поэтом и рок-музыкантом Сергеем Миляевым, после того, как он вернулся в родной город из Ленинграда, где учился на режиссера. С первых дней своего существования группа четко обозначила свой стиль как арт-рок (теперь этот стиль чаще называют прогрессив-рок), начала экспериментировать со звуком и аранжировками, где помимо традиционных рок-инструментов использовались струнные и духовые… В дальнейшем АРХИПЕЛАГ вернулся к классическому составу инструментов ,и «золотой состав» группы (1988-1991 годы) выглядел так:

Сергей Миляев - вокал, бас-гитара, музыка и тексты, Виктор Лосев - гитара, музыка, Александр Харев - клавишные, музыка, Сергей Маслов – ударные. По тем временам (на фоне так называемого «общего рок-протеста» и бардовского подхода к написанию рок-песен ), стиль арт-рок считался музыкой элитарной, почти «экзотикой», но тем не менее группа была достаточно популярна и востребована, особенно среди студентов, много выступала по Казахстану и России (в Алтайском крае были концерты в Барнауле (на фестивале «Рок-Периферия»), Змеиногорске, Рубцовске, Поспелихе и т.д. ) С городом Барнаул у лидера группы АРХИПЕЛАГ Сергея Миляева связано очень многое: здесь он работал на «Химволокне» , затем учился два года в институте культуры, здесь родилась его дочь, вышла первая книга стихотворений «Свободная тема» в Алтайском книжном издательстве и т.д.)

В 1990 году группа АРХИПЕЛАГ по приглашению промоутеров появилась в центральной части России, и даже пыталась записать 60-минутный альбом на самой крутой по тем временам студии Стаса Намина, но спонсорских денег и драгоценного студийного времени хватило далеко не на всю программу (о чем фанаты русского арт-рока до сих пор сожалеют).

В 1991 году в группе начались серьезные трения, вызванные финансовыми и «политическими» проблемами последствий развала СССР , и в конце концов АРХИПЕЛАГ развалился, а если говорить точнее, разбежался в разные стороны. Миляев переехал во Владимир, затем оказался в Нью-Йорке (о чем написал свой широко известный теперь роман «Петушки-Манхэттен»), Харев обосновался в Ногинске (где, увы, через несколько лет трагически погиб), Маслов остался в Усть-Каменогорске, а Лосев переехал в Алма-Ату.

Долгое время о музыкантах группы не было ничего слышно, но в последнее время информация о бывших участниках группы АРХИПЕЛАГ начала снова появляться в российских СМИ: Сергей Миляев в настоящее время является лидером группы ALGABAS (успешно выступают в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах) , Сергей Маслов играет на барабанах в группе БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ, а Виктор Лосев является крупной фигурой Казахстана по авторским правам, а в свободное время занимается в Алма-Ате неспешной студийной работой."

Интервью с Сергеем Миляевым:

Корр.: Начнём с того, как ты для себя открыл арт-рок?

С.М. : Свою меломанскую жизнь я начинал как любой джинсовый пацан из школьного рок-ансамбля того времени: THE BEATLES, ROLLING STONES, CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL, LED ZEPPELIN… Но однажды мой друг Женя Русских (теперь он лучший русскоязычный писатель Литвы, издается во всем мире) записал на свой магнитофон «Днiпро» два альбома KING CRIMSON, и у меня просто снесло крышу. Дальше были PINK FLOYD, YES, JETHRO TULL, CAMEL, другие классики арт-рока. Поэтому когда я создавал группу АРХИПЕЛАГ в середине 80-х, вопрос стиля не стоял. Мы сразу начали экспериментировать со струнными, духовыми, играли длинные композиции из нескольких частей. Жаль, что записей никаких не осталось того периода – тогда записать хотя бы одну песню на студии приравнивалось к полету в Космос.

Корр.: Были у группы АРХИПЕЛАГ проблемы с властями из-за музыки?

С.М.: Само собой, как у всех советских рокеров прошлого века. Раньше ведь установка была на то, что рок-музыка разрушает «основы социалистического воспитания молодежи», а так как я еще организовывал в родном Усть-Каменогорске рок-фестивали в 80-х, то всегда был под пристальным наблюдением. К счастью, меня не били, не пытали утюгом, не ссылали на Колыму, но палки в колеса вставляли постоянно. Тяжелое было время, но безумно интересное. Иногда мы даже литовали тексты, были вынуждены принимать дебильные правила игры Домов культуры, увешанных кумачовыми лозунгами, но все же я ностальгирую по тем временам. Души и драйва в творческих людях было куда больше, чем в 21 веке. И о «бабле» с «пАрнасом» никто не думал, разве только ресторанные и жмуровые лабухи.

Корр.: Как у АРХИПЕЛАГА складывались отношения с известнейшей группой Усть- Каменогорска, да и СССР, - ИНТЕГРАЛОМ Бари Алибасова?

С.М.: С ИНТЕГРАЛОМ плотно общались, мы ведь жили в одном городе, в одно время. Это была лучшая группа танцплощадок моей юности, они тогда не только западные рок-хиты играли, но и свои песни. Я и сейчас дружу с Александром Крахиным, основным автором песен первых составов ИНТЕГРАЛА, мы с ним даже попали в одну книгу со своими рассказами, как и с Евгением Русских (прим. – Сборник «Утомленные стронцием», Москва, из-во «Дикси Пресс»). Да и с Бари Алибасовым всегда интересно и весело общались, он тогда был настоящий «старший брат по року», дерзкий и прикольный дядька, наша городская звезда… Жаль, что его тоже качнуло однажды в сторону «бабла» и попсы, но тут ничего не поделаешь, каждый выбирает для себя свой маятник и дорогу на перекрестке. Думаю, Бари доволен своей судьбой и карьерой, не зря же у него на родине, в казахстанском городке Чарске, есть даже улица его имени. И музей того же имени. Как говорится, жизнь в шоу-бизнесе прожита не зря. Но у меня лично к Бари нет никаких претензий, он всегда был для меня «человеком эпохи» и трудоголиком. Простой пример: как-то перед очередным смотром ИНТЕГРАЛ репетировал свою программу несколько ночей подряд, потому что днем все музыканты группы где-то работали. Кто сейчас способен на такие подвиги? Бари был одним из первых в СССР, кто рискнул поставить рок-музыку на «западные» колеса, превратить в индустрию, достаточно вспомнить мега-туры ИНТЕГРАЛА по всей стране – с отличным звуком, светом, театрализацией, персоналом и фурами, как у «роллингов». Но все в России почему-то идет не так, и обязательно через одно место на букву «ж» – рок-индустрии у нас не получилось, попса снова всех победила, «точка невозврата» была пройдена не в нашу пользу. Как там называется программа на НТВ, «Ты не поверишь»? Все наше современное телевидение рассчитано на людей серых и необразованных, «пальцем сделанных». Я вот только «Культуру» могу смотреть и программы Рен ТВ про то, что наши предки были полубогами и прилетели на Землю с других, более развитых планет. Оттуда, наверно, и первая бактерия арт-рока к нам залетела.

Корр.: Твоё отношение к советскому арт-року, в частности к раннему АВТОГРАФУ и ДИАЛОГУ?

С.М.: Самое теплое и нежное отношение. Как и ко всем добрым «инопланетянам» – тем, кто сочиняет, играет и слушает арт-рок, или как его теперь чаще называют – прогрессив-рок. Этот жанр не только не умер, но и продолжает развиваться, медленно, но верно, в сторону стилевого разнообразия и качества звучания. Только вот проблемы остались прежние, совковые: нищета музыкантская, невозможность часто записывать и выпускать альбомы, мало концертов, СМИ об этом стиле ничего не пишут, разве только московский журнал «In Rock». Вот вам простой пример: патриарх русского прогрессива Александр Костарев лет двадцать, наверно, выпускал свой альбом, и вышел он только прошлой осенью. А в какой-нибудь Дании или Норвегии арт-рокерам государство дает неслабые гранты, оплачивает запись первых альбомов и клубных туров, считая эту музыку не только интересной, но и перспективной, чуть ли не национального значения. И теперь скандинавы есть во всех хит-парадах прогрессив-рока. А у нас кто и что в телевизоре и в залах-тысячниках? Но прогрессивная музыка все равно жива и отбрасывать коньки не собирается. Вот есть у нас, например, такой великолепный композитор и музыкант Борис Базуров, он первым начал заниматься этно-прогрессивом, еще в СССР писал этно-рок-оперы, теперь играет на стике свои новые программы, даже придумал инструмент, от которого весь мир уже балдеет – гуслетар. Но у нас о нем пишут ровно в сто двадцать семь раз меньше, чем о Семенович и Верке-Сердючке. Очень рекомендую барнаульцам найти и послушать Базурова. А потом пригласить с концертом.

Корр: Выступая на" Рок-Периферии" в Барнауле публика вас не совсем поняла. Какие причины этому ты видишь? И что тебе тогда на фестивале запомнилось?

С.М. : Офигенный был фестиваль, разноплановый, драйвовый, настоящий музыкальный праздник, это я точно помню. Я был в восторге от якутского ЧОЛБОНА, наш барабанщик – от МИССИИ:АНТИЦИКЛОН, наш звукорежиссер – от ДЯДИ ГО и так далее… Но в роке тоже есть своя «мода», свои «годовые кольца». В те годы массы фанатели от КИНО, АЛИСЫ, АРИИ, БРИГАДЫ С, и мы как-то не особо пришлись по вкусу барнаульцам, хотя некоторые подходили, руки жали, наливали коньячку, спрашивали, когда мы альбом запишем. Жаль, что это было так давно и так быстро кончилось. Думаю, сейчас в Барнауле, как и везде, рок загнали в тесные клубы, превратили в развлекаловку, в звуковое сопровождение для жующих, пьющих и пляшущих. Но рокеры отчасти сами виноваты – не фиг было прогибаться под изменчивый мир, надо было и дальше сидеть в гордом андеграунде, а не брататься с попсой, не лезть под юбку Пугачихе или в штаны Айзеншписа. Так что в этом плане арт-рок – музыка не только тонких, но и самых стойких. Мы уже никогда не пойдем играть в ресторан или к Стасу Михайлову в «ансамбель».

Корр.: Когда ты проживал в Барнауле, занимался ли ты музыкой? Интересовался ли местными группами?

С.М.: В Барнауле я учился в институте культуры на режиссера, у меня не было возможности заниматься музыкой, хотя желание играть было всегда. Барнаульским роком интересовался, конечно, но музыкантов-единомышленников так и не нашел, в основном круг моего общения тогда состоял из меломанов, поэтов, актеров, художников. За три года проживания в Барнауле я успел полюбить этот город, люди на Алтае классные, крепкие, настоящие. Думаю, я и сейчас не заблужусь, если меня вдруг занесет ветром куда-нибудь на Поток или Солнечную поляну.

Корр.: Можно ли группу ALGABAS считать диалектическим продолжением АРХИПЕЛАГА?

С.М.: Каждый человек похож на самого себя из прошлого, так что, конечно, общее в музыке есть. И АРХИПЕЛАГ, и ALGABAS – это мои выстраданные дети, дети разного времени, разных эпох, но в первую очередь – это мои друзья-музыканты, с которыми мы не только вместе сочиняли или теперь сочиняем музыку, но и суп хлебали из одной кастрюли. Мы и теперь отлично понимаем, что жить только музыкой нам уже, наверно, никогда не светит, но главное все-таки лично для меня – кайф творчества, кайф репетиций, кайф редких, но метких концертов. А еще радует, что у арт-рока публика разновозрастная и разношерстная. В этом мы, кажется, догоняем Запад. В остальном – нам уже за ними не угнаться, даже если прыгнуть с печи на ковер-самолет или реактивный двигатель. Сейчас, когда включаешь западные альбомы 70-х -80-х, диву даешься, какой уже тогда писали качественный звук, как здорово играли музыканты, да и вообще подход к рок-музыке был – как к искусству, а не только «социальному протесту».

Корр.: Считаешь ли ты, что арт-рок уже не развивается как музыкальный жанр или это не так?

С.М.: Еще как развивается! Другое дело, что по ящику это развитие не показывают, радио хранит гробовое молчание, а наш премьер-министр, который в юности слушал хард и арт-рок, как-то позабыл об этом, да и вообще, судя по всему, забил на культуру. В России сейчас около двух-трех десятков отличных групп, играющих прогрессивную музыку: инструментальную, на английском, на русском языке… И место жительства тут абсолютно ни при чем, одна из лучших прогрессив-групп России – AZAZELLO – базируется в Тынде. Другая – в Сыктывкаре. Но в основном, конечно, это Москва и Питер, там и публика куда более подготовленная, «наслушанная» прогрессивом. Уверен, что и у вас кто-то сочиняет арт-рок. И однажды мы сыграем с ними в Барнауле, куда ALGABAS с удовольствием бы приехал, если бы нас позвали.

Корр.: Последний вопрос: в твоих литературных произведениях находят отражение факты музыкальной биографии?

С.М.: А как же! Это одно из направлений моей прозы, как подсознательное, так и вполне осознанное. У меня половина героев – родом из рок-н-ролла, как и я сам, как и мои близкие друзья-писатели-музыканты-художники. Летом должна в Москве выйти новая моя книжка «Дураки и придурки», так там несколько новелл конкретно о рок-музыкантах, последних хиппи, барабанщике-эмигранте и т.д. Я всегда пишу о том, что сам хорошо знаю, что сам прочувствовал и пережил, и рок-музыка для меня - это, наверное, как вторая родина.

Беседовал Кирилл Захаров, январь, 2013 год.

Кирилл Захаров