18 сен 2012

Солнца Свет уйти не даёт...

Константин Жигулин... Барнаульские меломаны со стажем наверняка помнят этого замечательного музыканта, камерную, абсолютно не вписывающуюся в рамки молодёжной, музыку его проектов, многочисленные альбомы, выпускавшиеся ежегодно, и, конечно же, сольные концерты в барнаульских залах, где пустых мест практически никогда не было. В 2005 году Константин уехал жить в Питер, и концерты в родном городе даёт очень редко, и это, конечно, не значит, что его творческая жизнь прекратилась. Музыкант находится в постоянном творческом поиске, реализует новые проекты, а недавно приехал погостить в любимый Барнаул, где более двадцати лет назад появилась первая акустическая группа Жигулина, носившая имя СЕСТРА.

Баллада о СЕСТРЕ

Группа СЕСТРА дебютировала в 1989 году на краевом рок-фестивале в Славгороде. В ту пору в Сибири происходил всплеск интереса к акустическому року, о чём свидетельствовал успех новосибирской ИДЕИ ФИКС, красноярского КОРАБЛЯ ДУРАКОВ, барнаульского ДЯДИ ГО. СЕСТРА, средний возраст участников которой составлял тогда 17 лет, вышла на сцену славгородского фестиваля следующим составом: Константин Жигулин - вокал, гитара, флейта; Виталий Коваленко- альт, бас; Вадим Ковалёв - гитара, вокал; Максим Омельченко- гитара; Дмитрий Карпов -скрипка; Олег Серёгин -ударные. Кому -то в тот момент творчество молодых музыкантов напомнило АКВАРИУМ, отдельные представители пера даже пытались критиковать группу в прессе, однако первый шаг был сделан. Да и сам Костя считает, что в ту пору СЕСТРА ещё не была настоящим коллективом единомышленников, «по-моему, тогда мы скорее играли в рок-группу, чем были ей», - поясняет Константин.

Тем не менее, группу стали приглашать на сибирские фестивали. В 1990 году, весной, в Красноярске состоялся фестиваль «Рок-акустика». СЕСТРА представляла Барнаул. Ради участия в этом мероприятии Константину Жигулину, находящемуся тогда на службе в армии в рядах оркестра барнаульского лётного училища, пришлось срочно отпрашиваться. СЕСТРА тогда отыграла на одном дыхании, легко и одухотворённо, получив заслуженные аплодисменты. На этом же фестивале СЕСТРА принимает участие в шоу свердловского фолк-панк-скомороха старика Б.У.Кашкина и его Общества "Картинник". Однако после концерта возник очень неприятный инцидент с красноярскими гопниками, выдавшим группе свою "порцию аплодисментов"... Как вспоминает Константин:"Они просто ворвались в квартиру, где мы с другими музыкантами пили чай, и стали всех бить. Кто это были, гопники или не гопники, я не берусь утверждать". Домой ребята вернулись с "цветными наградами". Вместе с СЕСТРОЙ в Красноярск ездил знаменитый тусовщик Андрон, который подробно описал все концерты и атмосферу мероприятия в статье, опубликованной во втором номере барнаульского фэнзина "ПНС".

К 1991 году состав СЕСТРЫ существенно изменился. Остались Жигулин, Коваленко и Серёгин. Пришёл альтист Данила Пухов ( впоследствии играл в BONE TO DOG). После записи дебютного альбома "Баллады при свечах" коллектив участвует в фестивале "Байкал-Шаман" в Ангарске, где играли такие команды как НЮАНС (Москва), БЕЛЫЙ ОСТРОГ (Ангарск), ОСОБЫЙ ОТДЕЛ (Барнаул). По мнению Константина Жигулина, этот концерт был самым лучшим в истории СЕСТРЫ. "Это был новый этап, другие песни, сделанные по-новому", - вспоминает музыкант. Любопытно, что на фортепиано в группе на фестивале играл известный впоследствии сибирский авангардист Сергей Болычев.

В последующие годы СЕСТРА записала ещё четыре альбома ( "Молодое вино", "Вне времени", "Ожидание", «Disappear in the Rain»), но после 1997 года название СЕСТРА исчезло с афиш концертов и обложек альбомов. Поскольку Константина постоянно окружало множество музыкантов, из-которых никого не осталось из первоначального состава,было решено отказаться от прежнего названия. Группа стала называться просто ЖИГУЛИН и Ко, хотя один из альбомов Константина имел прозрачное название СЕСТРАННИК.

"У меня есть песня "Вот Странник идёт". И однажды,когда я возвращался домой из Новосибирска, появилось в голове это слово СЕСТРАННИК. Был найден код, по которому стало возможно понять прошлое, примириться с настоящим и войти в будущее."

Будущее, как оказалось, было далёким от рок-фестивалей, однако направлено на поиски и реализацию новых, порой весьма масштабных планов.

Да Будет Радость!

Идея написания кантаты для камерного оркестра и хора на основе книги пророка Исаии ( одной из центральных книг Ветхого Завета) пришла в голову американцу Джэфу Маттесону, ещё в середине 90-х игравшему в СЕСТРЕ на губной гармонике. В течении полугода Константин Жигулин работал над созданием кантаты, которую впоследствии показал известному Новосибирскому музыканту и дирижёру Павлу Шаромову. В результате, в январе 1999 года двадцатипятиминутная кантата "Да Будет Радость", исполненная филармоническим камерным оркестром и камерным хором "Маркелловы Голоса", была записана в течении двух дней в Новосибирске звукорежиссёром Юрием Исаевым. Данная работа была представлена в Новосибирске, Иркутске и Самаре, а также в США. Позже, уже в 2005 году в результате сотрудничества с Павлом Шаромовым и Новосибирским оркестром была записана ещё одна работа — оркестровая сюита по евангельским мотивам "Фанфары грядущему".

Ансамбль Духовной музыки ПСАЛОМ

Духовная музыка акапелла - одна из важных составляющих сегодняшнего творчества Константина Жигулина. В 2005 году в Санкт-Петербурге Константин создаёт ансамбль ПСАЛОМ.

"В основе песнопений лежат тексты Священного Писания Псалмов, Апостольских посланий и др. Текстам придаётся поэтическая форма — так получаются песнопения ансамбля ПСАЛОМ. Для зарубежных поездок текст песнопений пишу на английском языке. На сегодняшний день записано два альбома ансамбля ПСАЛОМ на русском языке и четыре на английском".

За годы своего существования ансамбль ПСАЛОМ, состав которого обычно составляет пять-шесть исполнителей, побывал девять раз в США , около двухсот выступлений коллектива состоялись на в церквях, храмах, семинарах, школах и институтах... В России выступления ансамбля проходили в Петербурге, Москве и Томске, где ПСАЛОМ дал два благотворительных концерта, один из которых состоялся в здании Государственного Университета, где раньше располагалась часовня.

Скифские эксперименты

Кое-кто из барнаульцев может быть ещё помнит выступления десятилетней давности этномедитативного коллектива СКИФЫ, исполнявшего, по мнению одного из его создателей Сергея "Пилы"Вяткина, "музыку древних скифов". В данном проекте вместе с Петром Каменных, Евгением Чикишевым, Алексеем "Лысым" Поповым участвовал и Константин Жигулин, который характеризует СКИФЫ так:

" У проекта СКИФЫ не было ясной формы, скорее это была подформа ДЯДИ ГО, своего рода- эксперимент. Было приятно работать с интересными людьми в форме радостного общения. Но скифской музыкой, как мне кажется, там и не пахло..."

От "Были и Небыли" к "Пастушьим песням"

Уехав в Питер, Константин Жигулин и его супруга Лина продолжили заниматься акустической музыкой. В 2006 году они подали заявку на фестиваль авторской музыки, проводимой питерской группой ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ, где неожиданно для себя завоевали Гран-При, получив право записать альбом в студии "Часовщик". Так появилась работа "Быль и Небыль",записанная Константином и Линой вдвоём с незначительным количеством наложений. Релиз выпустила фирма KDK Рекордз.

В 2009 году при участии московского гитариста Никиты Морозова был записан очередной альбом "День", в котором наряду с новыми песнями были представлены и некоторые старые композиции, в частности из репертуара электрического проекта Константина Жигулина 2004 года РАДИО СНОВ. С программой этого альбома группа выступала не только в Питере, но и в Эстонии (Таллинн) и Финляндии (Лаппеенранта).

Последний на сегодняшний день альбом ЖИГУЛИНа и Ко "Пастушьи Песни" датирован 2011 годом.

"За вечер было написано семь песен, ставших для меня своего рода откровением. Язык, словно бы сам подсказывал мне куда двигаться. Тексты песен выражает простое, не надуманное течение мыслей и чаяний сердца..."

Данный альбом группа выпустила при финансовой помощи Фонда "Конкордия" Лютеранской церкви. "Пастушьи Песни" были представлены на нескольких площадках Петербурга: в клубах и торговых центрах где и распространялся альбом.

В 2006-2011 годах с Константином и Линой Жигулиными сотрудничали Дмитрий Орлов ( в прошлом участник ряда новоалтайских групп) и Антон Фадеев ( участник барнаульской группы ПИСЬМА В НЕПАЛ, ныне живущий в США). Сегодня состав коллектива выглядит так:

Константин Жигулин - акустическая гитара, голос, флейты

Лина Жигулина - перкуссия, голос

Никита Морозов- акустическая гитара

Игорь Петров- бас

Прогнозировать ближайшие концерты в Барнауле и Сибири Константин Жигулин не берётся. " Я отталкиваюсь от возможности, а не от желания. Что касается формы концерта — несколько раз получилось сыграть какой-то из альбомов целиким — это очень интересно. В любом случае, стараюсь составлять программу концерта так, чтобы слушатель мог ощутить связь между песнями".

Надо полагать, что музыкант, которому, по словам его собственной песни, "солнца свет уйти не даёт" всё же доберётся до своих давних сибирских друзей и поклонников, а пока ... Будем слушать "пастушьи" и прочие "сестранные" песни в записи.

Кирилл Захаров

Слушать альбомы Константина Жигулина и Ко можно он-лайн на сайтах:

www.sestrannik.ru

sestrannik.kroogi.com

Альбомы ансамбля Псалом на сайтах:

www.psalom.org

regent.kroogi.com

Кирилл Захаров