28 окт 2010

Миф о саксофонисте

Рачкин в составе группы МИФЫ в Москве

Саксофонист Альберт Рачкин хорошо известен посетителям барнаульских джазовых фестивалей, уже много лет выступая с различными коллективами. Однако не многим известен тот факт,что в юности Альберт,живший в то время в Ленинграде, являлся участником сразу нескольких популярных рок-коллективов города на Неве, а в дальнейшем работал на профессиональной сцене , пока не оказался в Барнауле.

Альберт Рачкин, несмотря на работу с музыкантами различных жанров, всегда отдавал предпочтение джазу.Его музыкальные кумиры- Стив Гетц, Чарли Паркер и Джон Колтрейн. В армии Альберт служил при оркестре Военно-медицинской академии Ленинграда , который играл в Доме Офицеров. Духовая секция этого оркестра в конце 1974 года и стала основой джаз-рок коллектива ОБЕРТОН, который собрал ленинградский музыкант, пианист Анатолий Миончинский.

ОБЕРТОН играл интересную музыку, синтезируя рок, джаз и академическую музыку, давал концерты ,однако к весне 1975 года по ряду причин распался, после чего Миончинский привёл Рачкина и трубача Юрия Ганцева в ленинградскую группу ПОСТ.

ПОСТ под руководством поющего гитариста Сергея Калашникова был почитаем среди ленинградских меломанов. В этой команде начинал творческий путь пианист Сергей Курёхин. Однако состав с Рачкиным и Ганцевым оказался для ПОСТА финальным. В феврале 1976 года группа перестала существовать.

Миончинский позднее работал с оркестром Кролла, а духовой тандем Рачкин-Ганцев влился в популярнейшую питерскую группу, ставшую впоследствии легендарной, МИФЫ. В этом коллективе, исполнявшем собственные произведения, было три поющих лидера :гитаристы Сергей Данилов , Юрий Ильченко и басист Геннадий Барихновский. Часть песен принадлежала перу клавишника Юрия Степанова. Ритм на барабанах задавал Сергей Петров. Под влиянием Ильченко, тяготевшего тогда к джаз-року, МИФЫ обзавелись внушительной духовой секцией:Альберт Рачкин-саксофон, Юрий Ганцев-труба,Олег Кувайцев-саксофон ,тромбонисты Валерий Заварин и Виктор Мусоров.Именно этот состав МИФОВ поразил Андрея Макаревича, когда выступал перед МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ во время её ленинградского дебюта. Впоследствии Макаревич напишет в своей книге "Всё очень просто" следующее:

"Потом на сцене появились МИФЫ...Уже тогда в них всё было шикарно:мощный, какой-то фирменный вокал Юры Ильченко, издевательские тексты, тяжёлые аранжировки, волосы до плеч и драные джинсы, всё чуть-чуть свободнее, чем в Москве. А теперь они вышли на сцену с духовой секцией-трубой и саксофоном! Дудки победно сверкали. С первыми аккордами я понял, что нам конец..."

Но это был не конец, а начало. Начало массовой "машиномании" в Ленинграде. А вскоре и в МАШИНЕ ВРЕМЕНИ появились свои "дудки".

По приглашению МАШИНЫ МИФЫ выступили в Москве. Рачкин вспоминает, что концерт проходил в клубе Архитектурного института, где учился Макаревич.Однако выступление ленинградцев московская публика , пришедшая на МАШИНУ ВРЕМЕНИ, приняла прохладно. На сцену из зала постоянно летели бумажные самолётики. Зато в родном городе успех всегда был обеспечен. Тем не менее , творческие амбиции трёх лидеров привели МИФЫ к очередному, но далеко не последнему, распаду. Ильченко ушел к Макаревичу, Барихновский в ресторан, а Данилов, Степанов,Петров и Рачкин лето и осень 1976 года провели в компании гитариста Владимира Сафронова, играя на танцах в пригороде Питера.

А вскоре Альберта Рачкина пригласили работать на профессиональную сцену. Альберт стал участником ВИА ЛИРА, выступавшую от Ленконцерта. В этот коллектив , пришедший на эстраду из бит-самодеятельности, Альберта пригласил трубач Виктор Горбунов , с которым Рачкин играл ещё в оркестре Военно-медицинской академии.

В ЛИРЕ Рачкин проработал до декабря 1977 года, принял участие в записи долгоиграющей пластинки коллектива , ездил на гастроли , пока ЛИРА на время не развалилась. Кто-то из музыкантов ушёл в ЛЕЙСЯ,ПЕСНЯ , кто-то к Пугачёвой. Альберт Рачкин оказался в Липецкой филармонии.

Пожалуй, этот период является самым смутным в творческой биографии Рачкина. Альберту приходилось ездить по российской глубинке с ВИА РОССИЙСКИЕ РЕБЯТА ( каких только названий не было у представителей этого жанра), аккомпанировать лилипутам...Долго это продолжаться не могло, и Альберт вернулся в Ленконцерт , устроившись в оркестр ДИСКО.

ДИСКО возглавлял известный в Питере музыкант Игорь Петренко. Работать в этом коллективе было очень интересно. Первое отделение оркестр играл популярную западную музыку в стилях диско и фанк , а во втором аккомпанировал известному певцу Валерию Ободзинскому.

В 1978 году ДИСКО выступали в Барнауле, во Дворце Культуры Котельщиков. В это время Рачкин и тромбонист оркестра Михаил Куприянов получили приглашение стать участниками ансамбля РИТМЫ ХХ ВЕКА, работавшего от Барнаульской филармонии. Однако из этого ничего не вышло, а на концерте ДИСКО в Котельщиках оказался руководитель другого коллектива Барнаульской филармонии, ВИА БЕСПОКОЙНЫЕ СЕРДЦА, Владимир Геращенко,который пригласил Куприянова и Рачкина в свой ансамбль. И с мая 1978 года Альберт Рачкин живёт в Барнауле.

Кому-то может показаться странным переход музыканта из популярного ансамбля Ленконцерта в периферийную филармонию. Дело в том, что в те годы музыканты провинциальных ВИА могли получать значительно больше нежели их коллеги в центре. Например, БЕСПОКОЙНЫЕ СЕРДЦА бывало давали по восемь концертов за день. В составе этого коллектива работали: Анатолий Кряжев- ударные, Валерий Экслер-клавишные, Николай Ефимов-бас, певица Галина Боброва. Одно время с ансамблем выступал тромбонист Александр Агайджанов ,известный по работе с Муслимом Магомаевым.

В декабре 1978 года, находясь на гастролях, Рачкин сильно простудился и был вынужден покинуть БЕСПОКОЙНЫЕ СЕРДЦА. К тому моменту Альберт обзавёлся семьёй в Барнауле и ,что называется, пустил корни. Его новым местом работы на несколько последующих лет стал ресторан "Алтай", в котором трудилась группа ЕРМАК в составе:Владимир Капустин-гитара, Владимир Салабаев-клавишные, Виктор Манаков-ударные, Валерий Павликов-вокал. Рачкин играл в ЕРМАКЕ до начала перестройки, после чего ушёл из ресторана и больше туда не возвращался. В это время Альберт начинает преподавать в культпросветучилище, руководит духовым оркестром в Доме Пионеров , учится в институте культуры.

В середине восьмидесятых Альберт Рачкин становится участником джазового коллектива Валерия Экслера, с которым выступает на многочисленных сибирских джазовых фестивалях. Через этот проект прошло много известных барнаульских музыкантов: саксофонист Олег Петров, гитарист Александр Никулин, ударник Виктор Манаков, басист Дмитрий Рогозин ( впоследствии- ДЯДЯ ГО, ДЕВЯТЬ, а сегодня-РОНДО ).

Какое-то время Альберта Рачкина можно было услышать в оркестре Театра музкомедии, а с 2002 по 2010 годы он провёл в составе Биг -Бэнда краевого МЧС . Этот оркестр был постоянным участником практически всех барнаульских джазовых фестивалей, успешно гастролировал, но , к сожалению, по причинам, более финансового , нежели музыкального плана, прекратил своё существование этим летом.

Сегодня Альберт Рачкин преподаёт в музыкальной школе №2 и вместе с другими педагогами этого заведения играет в ансамбле РЕТРО , в который помимо него входят:Ирина Зулинская- вокал, Алла Бродская- фортепиано, Евгений Гришин-бас, Виктор Стрибук-ударные. Зная творческую биографию этого музыканта, можно предположить, что саксофон Альберта ещё не раз прозвучит в составе духовой секции какого-нибудь оркестра. Единственное ,о чём стоит сожалеть, так это об отсутствии записей состава ленинградских МИФОВ образца 1976 года. От того беззаботно-хиппового времени остались лишь фотографии, которые вы можете увидеть в фотогалерее сайта.

Кирилл Захаров

Кирилл Захаров