27 ноя 2011

Рок в Горном- Интервью с Валерием Ефименко

Горно- алтайский рок. Об этом явлении барнаульские рок-фаны знают, в основном, по группам МАЛЕНЬКАЯ БАНАНОВАЯ РЫБЫ и PALM BEACH 04, неоднократно бывавших у нас на фестивалях. Тем не менее, рок-тусовка в Горно-Алтайске существовала и существует, о чём свидетельствует беседа Кирилла Захарова с музыкантом Валерием Ефименко.

Кирилл Захаров (К.З.):Валера, как ты влился в музыкальную тусовку Горно-Алтайска? И что она из себя представляла в то время?

Валерий Ефименко (В.Е.):В декабре 1993-го года мы с моими одногруппниками Максимом Сорокиным и Гошей Сухановым собрали группу STЕПЕНЬ ПРИСУTSTVIЯ . Максимка с Гошей довольно неплохо играли на гитарках, я же на тот момент всего лишь пол-года как взялся осваивать этот хитрый инструмент. Какую музыку мы тогда слушали, такую и принялись играть – новая волна в духе КИНО и НАУ. Макс привел своего друга Женька Кабыжакова, который играл на клавишах. Барабанщика первое время не было, пару концертов сыграли под драм-машину. Рок-тусовка Горно-Алтайска – это было человек 20-30, которые, в принципе, были знакомы меж собой практически с детства – город-то небольшой. И все играли в какой-то группе, правда групп было не особо много. Идеологически тусовка была панковской, хотя панк практически никто тогда не играл – новая волна, блюз, рэггей, психоделия - собственно и роком то, что мы играли, мы не называли. Правила игры задали году в 92-м Саша Тонин и Пётр Малков, сначала собравшие группу ОПЕРБЛОК, а потом из неё и музыкантов физматовского ансамбля КАРДИАЛ образовавшие МАЛЕНЬКУЮ БАНАНОВУЮ РЫБУ. Вся неформально-музыкальная деятельность первой половины 90-х была связана с Горно-Алтайским гос. Университетом (ГАГУ) – мало того, что практически все музыканты и тусовщики были студентами, так ещё и две доступные реп. точки находились в дебрях универа. Вокруг них (ну плюс ещё полянка в центральном парке) и крутилась вся неформальная жизнь. Немногочисленные концерты проходили либо в Городском ДК, либо в актовом зале ГАГУ. Чуть позже появилась ещё небольшая, но весьма уютная площадка в Республиканском Доме молодёжи.

К.З.:Можешь рассказать о командах, с которыми ты играл??

В.Е.:Первой группой, в которой я играл, стала STЕПЕНЬ ПРИСУTSTVIЯ. Макс Сорокин – бас, вокал, Гоша Суханов – соло-гитара, я – ритм-гитара, Жак Кабыжаков – клавиши. Через какое-то время к нам присоединился Алексей «Бой» Параев – барабанщик МАЛЕНЬКОЙ БАНАНОВОЙ РЫБЫ. Этим составом мы играли до января 1995-го, когда Макс нас с Гошкой «вывел за скобки» и стал играть с уже бывшими к тому моменту гитаристами БАНАНОВОЙ РЫБЫ Ромой Фионовым и Максимом Гаевым. Через пол-года пьяных сейшенов на реп. базе на Физмате не без влияния творчества Пахеца я собрал новую группу НЕРВНЫЙ КРИЗИС (первоначально Девятнадцатый Нервный Кризис) – Рома Фионов – бас, Алексей Параев – барабаны и я – гитара, голос, песни. Играли мешанину из гаражного ритм-н-блюза и пост-панка. Крайний концерт дали в марте 2002 года. В разные годы в составе появлялись ещё люди – Владимир «Snake»Косолапов (DUST’n BONES, PALM BEACH 04) – гитара, Сергей Ефименко (ЖКВП) – клавиши, Павел Басаргин (ПОЛ-КАРДИНАЛ, DUST’ n BONES, PALM BEACH 04) – гитара, Ольга Бокова – клавиши.

С МАЛЕНЬКОЙ БАНАНОВОЙ РЫБОЙ я играл дважды – в декабре 1995-го Патти попросил подыграть на фестивале «Рок за колеса – 2», на котором как раз дебютировал и КРИЗИС, а осенью 1996-го Сергей Федотов, бывший клавишник БАНАНОВОЙ РЫБЫ устроил МБР концерт в зале Музыкальной школы, и Патти вновь по-соседски (мы жили в одном доме) позвал меня поучаствовать.

К.З.:.Какой период творчества БАНАНОВОЙ РЫБЫ тебе близок? Общаешься ли ты сейчас с её участниками?

В.Е.:МАЛЕНЬКАЯ БАНАНОВАЯ РЫБА – это бесспорный феномен в рок-жизни Горно-Алтайска 90-х. Изначально возникнув как тандем Малкова и Тонина, МБР сразу задали некие стилевые рамки, в которых года до 1995-го Горно-Алтайский ундергроунд и существовал. Малков писал песни в пост-панково-психоделическом ключе, а Тонин выдавал более лиричный и блюзовый материал. Лично мне особо нравится ранний, Тонинский период творчества МБР, хотя и более поздний период, когда Патти плотно вклинился в реггей, также не оставляет равнодушным. Из всех людей, прошедших через МБР лично не знаком я лишь с двумя участниками МБР - их первым барабанщиком Сергеем Копыловым – к тому моменту, когда я вписался в тусовку, на барабанах в РЫБЕ уже играл Бой, а Копылов, закончив учебу, уехал из Горно-Алтайска, да с парнем-гитаристом из Подмосковья, который сыграл с РЫБОЙ концерт в марте 1995-го, а чуть позже в Москве его до смерти запинала гопота. Первый басист МБР Майк Тинин живёт тоже вне Горно-Алтайска. Правда с Майком мы поддерживаем связь через сеть. Остальные же участники сего легендарного коллектива живут в ГА и я с ними регулярно встречаюсь по поводу и без.

К.З.:Как обстояли внешние связи Горно-Алтайска с другими городами края и Сибири?

В.Е.:Связь нашего сообщества с внешним миром шла исключительно через МАЛЕНЬКУЮ БАНАНОВУЮ РЫБУ. После первой поездки в 1993-м в Барнаул на" Рок-сессию" Патти завязал какие-то знакомства и периодически приглашал на наши мероприятия барнаульские группы и сам получал от них приглашения. Наиболее частыми гостями у нас в 94-95 годах были конечно же барнаульцы – Пахец, Железный, Маньяк. В остальном же мы были классической «вещью в себе» - никуда не стремились, не ездили и занимались всем этим сугубо «для себя». Лишь появившаяся в 1995-м году группа DUST ’n BONES как-то стремилась вырваться куда-нибудь подальше и вверх. Правда, такая возможность им предоставилась лишь под конец их совместной деятельности в 2001-м году, когда им прислали приглашение на какое-то фестивальное действо в Красноярске. Правда, доехали они лишь до Н-ска, и всё.. Потом уже в 00-х многие команды стали выезжать за пределы Горно-Алтайска, правда кто- куда и с какими подробностями -сказать уже не могу, так как к тому моменту сам я уже несколько выпал из процесса.

К.З.:Были ли какие-либо рок коллективы в районах Республики?

В.Е.:Насчет коллективов в районах – тут какое дело.. При каждом районном ДК есть музыкальный коллектив. Как правило, люди туда попадают не случайные – разная творческая интеллигенция, которую потянуло к земле. Люди эти зачастую с музыкальным образованием, играть умеют профессионально. Им, в принципе, без разницы – что играть, они умеют всё. Иногда на какие-нибудь наши мероприятия приезжали музыканты из Турочака, Чои или Усть-Коксы и просто «убирали» нас с нашей корявой техникой игры.. Но настоящие подростковые рок-группы появились лишь недавно. С ними я уже не знаком.

К.З.:Какие сейчас интересные проекты функционируют в Горном?

В.Е.:Сейчас в Горно-Алтайске всё как всегда – всем пофиг. Какое-то шевеление наметилось в середине 00-х, когда на базе Республиканского дома молодёжи открылся рок-клуб «Пилот», но потом здание РДМ передали банку, а клуб приказал жить долго и бестолково.. Более-менее активную деятельность ведет лишь PALM BEACH 04. Группа БАСТИОН (хард-рок) пока заморозила деятельность, SKIPPERS (pop punk) распались, AMIANT (post grunge) также в состоянии полураспада. Какие-то признаки жизни показывает коллектив NoN@Mi – хорошая группа с интересной вокалисткой Натальей Безруковой. Есть ещё какие-то безумные эфемерные панк-проекты, но я с ними не знаком.

К.З.:.Была ли какая-либо рок-пресса,ТВ и радиопрограммы про Рок?

В.Е.:Рок-пресса в Горно-Алтайске всегда пребывала в предзачаточном состоянии. В 94-м году Сергей Федотов пробовал писать статьи про наши местные группы в газете «Звезда Алтая», но как-то быстро всё это там закончилось. С осени 1994-го мы с Гошей Сухановым «издавали» рукописную газету «Sлоны & Потамы», которая просто писалась в одном экземпляре от руки и потом на реп. базе её читали все, кому не лень.. В таком виде она просуществовала до 1997-го года. В 2007-2008 молодая журналистка Анна Ковшарь на волне активизации рок-деятельности в Горно -Алтайске попробовала приподнять и уровень рок-журналистики, но и этого всплеска хватило ненадолго.

К.З.:Валера,ты ,я знаю,любишь сайко.Как ты увлёкся этим стилем и нет ли желания его играть?

В.Е.:Вначале было рокабилли. Конечно же Элвис. У меня было две пластинки с его песнями периода Sun Records. Потом мне попались пластинки МИСТЕР ТВИСТЕР. В один из своих приездов Пахец привез кассету STRAY CATS, которая окончательно закрепила в мозгу термин Rockabilly. Потом попалась кассетка с разной рокабильной классикой – Эдди Кокран, Джонни Барнетт и прочие. Ну а году в 1995 по РТР показали передачку (не так давно увидел её запись на страничке Кирилла Ермичева), в которой рассказывалось про сайкобилли. И как-то этот стиль тоже легко и непринужденно вошел в оборот. В 1997-м по всё тому же РТР показали MEANTRAITORS. Короче, стиль вызывал интерес постоянно. Но лишь в году 2001-2002 удалось начать более плотное заполнение информационно-звуковых пустот в музыкальном образовании. BATMOBILE, METEORS, KREWMEN.. А пару лет назад открыл для себя питерское сайко 90-х. В последнее время свои музыкальные фантазии я воплощаю в рамках виртуального проекта РОБОТ ВЕРТЕР, некоторые зарисовки как раз и получаются в стиле сайко.

27 ноября, 2011 Барнаул-Горно-Алтайск.

Кирилл Захаров